Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
shpora_germanist_na_ekzamen.docx
Скачиваний:
25
Добавлен:
04.08.2019
Размер:
200.24 Кб
Скачать

38. Грамматические категории существительного в древнегерманском

Имя существительное в древнегерманских языках обладало морфологическими категориями рода, числа и падежа.

Категория числа, состоявшая из единственного и множественного числа, не имела в древнегерманских языках своего показателя, отлич­ного от категории падежа: падежная флексия была одновременно и показателем числа (см. примеры ниже).

Имена существительные распределялись по трем родам: мужскому, женскому и среднему. В древнегерманских языках наметилась тен­денция к объединению классов основ по родовому признаку. Поэтому существительные разного грамматического рода начинают получать дифференцированное падёжно-числовое оформление.

Определение типа основы производится методом реконструкции с использованием фактов отдельных древнегерманских языков, среди которых особое значение имеют именные парадигмы готского языка и падежные формы в языке древнейших скандинавских рунических надписей, а также на основании сопоставимых данных других индо­европейских языков.

39. Прилагательное в древнегерманском. Происхождение категории прилагательного.

Сравнительная грамматика выделяет некие именные основы на гласные -а-, -о-, -i -u- (в дальнейшем они образуют сильное склонение) и на согласные -n-, -r-, -s- (в дальней­шем основы на -n- образуют слабое склонение).

Общая тенденция в системе склонения имени существительного в древнегерманских языках заключалась во влиянии регулярных, про­дуктивных, так называемых «индуцирующих» основ на основы «неиндуцирующие» — нерегулярные и остаточные, обусловливавшем развитие парадигм именного склонения в направлении их унификации. Индуцирующими были основы на -а-, -о-, -i -n Основы на -u-, -r-, -s- и так называемые корневые основы были неиндуцирующими.

Основы на гласные.

Основы на –а-, к которым относились существительные мужского и среднего рода, соответствовали индоевропейским основам на -о-: ср. гр. lykos 'волк', лат. lupus 'волк', рус. стол, лат. iugum 'иго', рус. окно.

В некоторых существительных суффикс –а- был осложнен сонорным – j- (неслоговым i) или –w- (неслоговым u); так возникли варианты основы на –ja- и -wa-. При широком распространении в древнегерманских языках различного рода комбинаторных явлений, например перегласовки на i, эти варианты отличались от чистых основ на –a-.

В основах на -ja- в северо- и западногерманских языках j вызывал перегласовку: ср гот. harjis 'войско' — да. here, двн. heri, дисл. herr.

В готском в основах на -wa- происходило чередование u — w после краткого гласного в конце слова: ср. гот. им. п. ед. ч. triu 'дерево' — род. п. ед. ч. triwis. После долгого слога (долгого гласного, дифтонга, скопления согласных) w сохранялся: гот. snaiws 'снег’.

К основам на -ō- (и.-е. -ā-) относились только существительные женского рода.

В этом классе основ также различаются чистые -о- основы и осложненные -wo- и -jö-основы. Основы на -wo- не имеют особенностей по сравнению с чистыми основами. В -jö-основах в северо- и западногерманских языках происходила перегласовка на j.

Основы на -i- также имели индоевропейские параллели. В древнегерманских языках к нему относились существительные мужского и женского рода.

Основы на -i- были охвачены действующей в древнегерманских язы­ках тенденцией к унификации типов склонения, участвовали в про­цессах их смешения. Окончания основ на –i- проникали в другие типы склонения, в частности в склонение с корневыми основами, и в то же время основы на –i- сами подвергались воздействию основ на -а- (на мужской род) и -o- (на женский род).

Основы на -u- соответствуют основам на -u- в других индоевропей­ских языках. К этому классу относились существительные всех трех родов, но преимущественно мужского рода.

В древнегерманских языках многие падежные формы существительных с неиндуцирующей основой на –u- образуются по типу индуцирующих основ на –a- или на –i-.

Основы на согласные.

В склонении существительных с основа­ми на согласные также выделялось несколько классов. Удельный вес этих классов был неодинаков. Наибольшее развитие в древнегерман­ских языках получили индуцирующие основы на –n-. Распространение основ на -n- было настолько интенсивным, что они охватывали не только существительные других типов склонения, но и другие части мчи, послужив морфологической моделью для образования слабого (именного) склонения прилагательных.

В германских языках основообразующий суффикс -n- был осложнен гласным, дифференцировавшим основы по родам: основы на –an- создали парадигму мужского и среднего рода, основы на –on- и основы на –in- — женского рода. Другие типы основ на согласные не имели в древнегерманских языках большого распространения и носли остаточный характер.

Основы на -s- составляли в индоевропейских языках важный класс сущесвиельных среднего рода. В различных германских языках представлены лишь остатки парадигмы основ на –s-. Наиболее полно она сохранилась в древнеанглийском, менее полно в древневерхненемецком. В формах слов этого класса в германских языках (за ис­ключением готского) наблюдается переход s > z > r (ротацизм), например: им. п. ед. ч. да. lamb, двн. lamb 'ягненок' — им. п. мн. ч. да. lambru, двн. lembir.

Основы на -r- представлены во всем германском ареале. Этот класс составляли существительные мужского и женского рода, обозначающие лиц, связанных. родственными: отношениями: гот. fadar, да. fǣder, двн. fater, дисл., дс. fadar 'отец';

К классу основ на -nt- относились существительные мужского рода, являющиеся по происхождению субстантивированными причастиями I (ср. и.-е. *bheront). Парадигма склонения основ на -nt- имела смешанный характер, так как была образована по типу основ на -а- и корневых основ.

Корневые основы также представлены в германских языках не­сколькими словами. В этом классе основа совпадала с корнем, а флек­сия присоединялась непосредственно к корню-основе, например: им. п. ед. ч. ж. р. гот baurgs 'город' — дат. п. baUrg, им. п. ед. ч. м. р. дисл. fotr 'нога’ — вин. п. fot. В древнегерманских языках к этому классу относились некоторые существительные мужского и женского рода, а также единичные существительные среднего рода. Парадигма склонения существительных с корневой основой была неустойчивой. Многие существительные, особенно мужского рода, подвергались воз­действию более устойчивых индуцирующих моделей. Существитель­ные мужского рода перестраивались по моделям -n- основ и -а-основ, а в склонение существительных женского рода проникали окончания ос­нов на –i- и на -o-. Важной особенностью парадигмы склонения суще­ствительных с корневой основой в некоторых германских языках была перегласовка на i (в дательном падеже единственного числа и в име­нительном и винительном падежах множественного числа) например: им. п. ед. ч. м. р. да. mann, дисл. maƥr 'человек', ‘муж’ — им. п. мн. ч. да. menn, дисл. menn.

В древнегерманских языках преобладала четырехпадежная система, состоящая из именительного, родительного, дательного и винитель­ного падежей. Отклонения наблюдаются только в древневерхнене­мецком и древнесаксонском языках в основах на -а- и -i-, где был пя­тый — творительный — падеж, и в готском языке, где был формально выражен звательный падеж в единственном числе основ на -u-. Большинство германских падежных окончаний восходит к индоевропейским окончаниям.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]