- •История отечественной литературы
- •1. Структура и периодизация курса «Иол 20 века (послеоктябрьский период)».
- •2. Своеобразие художественного мышления поздней а. Ахматовой (историзм, мифологизм, философичность, контакты с символистской поэтикой). Основные темы и мотивы ахматовской лирики (1946-1966 гг.).
- •3. «Поэма без героя» а. Ахматовой: творческая история произведения, тема «Поэт и Время», смыслообразующая роль приема «зеркальности», поэтика.
- •5. Комплекс основных мотивов романа б.Пастернака «Доктор Живаго». Структура образа главного героя.
- •6. Роль цикла «Стихи Юрия Андреевича Живаго» в раскрытии художественного замысла романа б.Пастернака, характер трактовки евангельских мотивов.
- •8. «Колымские рассказы» в. Шаламова: проблематика, конфликты, герои.
- •10. «Опыт художественного исследования» истоков сталинизма в «Архипелаге гулаг» а. Солженицына. Специфика сюжетно-композиционной структуры. Образ автора-повествователя. Жанровая природа произведения.
- •11. Круг проблем в публицистике а. Солженицына и своеобразие подхода писателя к их решению.
- •13. Деятел-ть а.Твардовского (Тв-го) на посту глав. Редактора ж-ла «Новый мир». Поэмы «За далью – даль» и «По праву памяти» в творч-й эволюции Твардовского.
- •15. Феномен «авторской песни» в культурном контексте 1960-х годов. Художественный мир б. Окуджавы (или в. Высоцкого).
- •16. Театр а. Вампилова (в-ва) как высшее достижение соц.-психологич-й драматургии. Проблематика и поэтика вампиловских пьес, их жанр-е своеобразие
- •17. «Утиная охота» а. Вампилова в контексте размышл-й о «герое времени». Образ Зилова. Критич-я полемика о герое Вампилова.
- •18. Военная проза (конфликт, герой, поэтика) и ее демифологизирующая роль в осмыслении событий Отечеств-й войны 1941-1945гг. (Бондарев, Быков, Астафьев, Воробьев).
- •19. Трактовка темы «ч-к на войне» в пов-тях Быкова. Осмысление пис-лем «неканонич-го подвига». Поэтика (анализ 2 повестей).
- •20.Творч-я эволюция ю. Трифонова (Тр-ва): развитие сквозных тем, мотивов, образов. Образ времени в прозе писателя (от «Студентов» к «Дому на набережной»)
- •21. «Город-е повести» Трифонова: анализ художником природы сознания соврем-го ч-ка, концепты «быт» и «бытие», поэтика (на материале 3-4 повестей).
- •22. Жизнь и судьба в р-не в.Гроссмана. Специфика сюжетно-композиц-ной стр-ры романа.
- •24. Шукшин, его место в лит-м процессе 1960-1970 г. Типология героев, спец-ка женских образов. Жанр рас-за в тв-ве.
- •25. Нрав-но-этич-я проблем-ка прозы в.Распутина. Герои, конф-ты, поэтика (3-4 повести).
- •26. Проза в.Астафьева: проблем-ка, конф-ты, герой. Роль автобиогр-го начала в тв-ве. Своеобр-е жанр-й стр-ры «Последнего поклона», «Царь-рыбы».
- •29. Тема в-ны в тв-ве в.Астафьева («Пастух и пастушка», повести 1990-х г., «Прокляты и убиты»). Поляр-ть оценок «воен-й прозы» в.Астафьева 1990-х го. В критике.
- •31. Поэзия и. Бродского: ее фил-я основа; формир-е комплекса основ-х сит-й и мотивов под возд-м экзистенц-х идей. Образ лир-го героя, поэтика.
- •33. Постмодернизм: фил-я и эстетика.
- •36. «Москва-Петушки» Вен. Ерофеева: жанр, герой, поэтика.
- •38. Разв-е новых твор-х стратегий в лит-ре кон. 1990-х-2000-х гг. Постреал-м (в. Маканин, л. Петрушевская, т. Толстая и др.), неосентимен-м (л. Улицкая, е. Гришковец)
- •41. Роман т. Толстой «Кысь»: сюжет, образ Бенедикта, пародийно-игровая природа текста, жанр.
17. «Утиная охота» а. Вампилова в контексте размышл-й о «герое времени». Образ Зилова. Критич-я полемика о герое Вампилова.
«Утиная охота» (1971). Центр.персонаж Виктор Зилов - «портрет, составл-й из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». К нему подходят и классич-е характер-ки «лишнего ч-ка» (на это впервые обратил внимание критик Вик. Топоров): так же, как Печорин, «бешено гоняется он за жизнью», стремясь реализовать свой личност-й потенциал, точно так же тоскует по чистому идеалу (мотив «утиной охоты») и, не находя соответствия своим мечтам в реальности, мстительно разрушает все вокруг, самого себя в первую очередь. Зилов — это победител-й герой 60-тых, кот-му нет места в тусклом безвременье «застоя» —эту, социолог-ю, сторону св. персонажа имел в виду Вампилов, когда писал о «потер-м поколении». Его аморал-ть - бунт против псевдоморали.
Пьеса, начатая знаком смерти — венком, полученным живым человеком, — отражает процесс превращения героя в «живой труп». Первое воспоминание о скандале на новоселье фиксирует разрушение ценности Дома: едва получив новую, давно ожидаемую, квартиру, Зилов готов превратить ее в дом свиданий для своих сослуживцев. Второе воспоминание о том, как Зилов и Саяпин решили фальсифицировать научную статью — причем инициатором, конечно, выступает Зилов, увлеченный гонкой за Ириной («Такие девочки попадаются не часто... Она же святая... Может, я ее всю жизнь любить буду»). В следующем воспоминании Зилов, у которого умер отец, вместо того, чтобы ехать на похороны, уходит с Ириной, тем самым обрубая фундаментальные для любого человека духовные связи — с родителями, с отцом.
После этого следует сцена скандала в кафе «Незабудка», где Зилов уже больше не сдерживает себя никакими приличиями, понимая, что ни друзья, ни семья, ни дом, ни работа, ни любовь для него давно уже не имеют реального смысла, превратившись в пустые слова. И его бывшие товарищи ставят ему свой диагноз: «труп», «покойничек» — и заказывают Зилову венок на утро.
Зилов более последователен и искренен, чем окружающие его люди. Он не «делает вид», что верит в ценности, которые для него давно уже не имеют цены. Саяпины, Кузаков, Кушак и даже Галя, в принципе, ничем не отличаются от Зилова. Но они предпочитают притворяться, что все в порядке. Единственный, кто, подобно Зилову, не подвержен никаким иллюзиям — это официант Дима, человек, который бестрепетно «бьет уток влет» и спокойно и четко добивается поставленных перед собой сугубо материальных целей, не отвлекаясь ни на что лишнее.
От Официанта Зилова отличает мучительная тоска по идеалу, воплощенная в теме «утиной охоты». Он рисует ее как прикосновение к идеалу, дарующее очищение и свободу.
Бахтинское «или больше своей судьбы, или меньше своей человечности» в Зилове проявляется как невозможность притворяться, как притворяются все его друзья и коллеги, будто веришь в какие-то ценности и идеалы, которые давно умерли, — с одной стороны; и невозможность, подобно официанту Диме, полностью отказаться от желания прикоснуться к идеалу, достичь праздника для души — с другой. Такова судьба, отведенная Зилову временем, а точнее, безвременьем, и он явно больше ее.
Многозначность художественной оценки Зилова выражается в множественности финала «Утиной охоты» (отмечено Е. Гушанской)- Пьесу завершают три финала: первый — попытка самоубийства: Зилов тем самым признает, что больше ему нечем жить. Второй — ссора с друзьями и надежда на новую жизнь, вне привычного окружения: «речь идет о жизни, возможно, долгой, возможно, без этих людей». Оба эти варианта отвергаются Зиловым — первый, потому что в нем самом еще слишком много жизненной энергии. Второй — потому что этот выход слишком риторичен и мало на чем основан. Остается третий, самый многозначный финал: «Плачет он или смеется, понять невозможно, но его тело долго содрогается, как это бывает при сильном смехе или плаче», — неопределенность этой ремарки крайне показательна для поэтики Вампилова: даже в финале пьесы герой остается незавершенным, даже сейчас неясно, какова его реакция, он остается открытым для выбора. Затем раздается телефонный звонок, и Зилов соглашается ехать на утиную охоту вместе с официантом Димой. Фактически этот финал означает, что Зилов сдает последнюю свою ценность — утиную охоту — и в будущем постарается научиться извлекать из циничного отношения к жизни максимальные выгоды для себя. Но это лишь один из вариантов интерпретации.