Ильин И.А. - Собрание сочинений в 10 т. - 1993-1999 / Ильин И.А. - Собрание сочинений в 10 т. - Т. 7. - 1998
.pdfИ Л. ИЛЬИН
первых столетий; приговоренных к смерти, их вывели из тюрьмы и на грузовике провезли через весь город. Они стояли, взявшись за руки, и пели заупокойную службу по самим себе. В застенках ЧК их раздели, остригли и «как безымянных арестантов» передали палачам.
Даже в самом последнем застенке, который в народе называют «собачьей конурой», священник остается утешителем и исповедником для своих сокамерников. Уже стоя под дулом оружия, он дает своим товарищам по несчастью последнее благословение и умирает сам с громким возгласом «Христос воскресе!».
Священники тайком посещают больных и умирающих в концентрационных лагерях. Из маленьких палочек связывают крестик, умирающий целует его перед смертью, и он остается в его хладеющих руках.
Один почтенный проповедник, которому довелось все это испытать самому и который знает все эти тюрьмы, волею случая выбрался оттуда и рассказывает нам об ужасах допросов в ЧК, о том, что 150 епископов томятся в ее застенках по сей день, чахнут на принудительных работах; в полной мере выносят преследование христиан даже в концентрационных лагерях. Нам довелось читать письма священников из тюрем своим общинам: «Черпайте мужество и утешение! Мы, как прежде, едины. Трижды в день молюсь за вас, и молитва моя возносится к Лику Божию. Так мы едины в духе своем...»
Те, кто еще не арестован, названы по закону лишенными прав. У них нет права на квартиру, на работу, на образование детей. Кто-то из них кормится сапожным ремеслом, кто-то — милостыней. На городских улицах можно увидеть изможденные фигуры священников. Стоя в лохмотьях на лютом морозе, до 25 по Реомюру3, с посиневшими лицами и отстраненным взором, они возносят молитвы за народ и за преследующих их врагов.
7
Такова картина мученичества русской церкви. Я привел всего лишь ее небольшой фрагмент. Когда страдает верующий, он страдает не от нищеты и голода. Он знает, за что страдает: он страдает как преследуемый за великое дело христианской церкви, за дело своего Господа. По- этому-то он страдает как победитель, и его страдания по-
мп
МУЧЕНИЧЕСТВО. ЦЕРКОВЬ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
добны победе не столько потому, что он преодолевает боль, лишения и страх, сколько потому, что он переступает через свои страдания как верный последователь своей религии, потому что его смерть ведет его к жизни
ипобеде над смертью по образу и подобию Христа. На примере верных последователей религии мы ви-
дим, что все мы, веруя, призваны и способны изменять мир, что здесь, на земле, мы должны поступать, как наш Спаситель, и что верность религии и любовь ведут человека к подлинно божественному достоинству. Мучениками мы называем таких людей на земле, победителями назовут их на небесах. Кровь есть вечное семя церкви. И духом своих мучеников и победителей церковь в России также воскреснет во всем своем блеске.
Теперь вы, должно быть, поймете, возлюбленные братья и сестры, что далеко не страх и нужда стали для наших политических эмигрантов — как православных, так и евангелистов — причиной, побудившей их покинуть страну. У них была потребность в свободе вероисповедания, они хотели предостеречь другие народы, получить возможность заботиться о внешне покинутой, но горячо любимой внутренне стране и народе и бороться за них.
Подобно громадному потоку беженцев в эпоху Реформации, эти люди ищут на земле место, где они могут свободно молиться, а приютившему их народу они воздают правдою, разъяснением происходящего и предостережением.
Выступая здесь по приглашению организации «Помощь русским братьям», мне хотелось бы сказать несколько слов и о ней. «Помощь русским братьям» является ответвлением внутренней миссии Германской евангелической церкви. Она ставит перед собой три задачи: разъяснение правды о преследовании христиан; помощь покинувшим страну христианам, борющимся с коммунизмом; посредничество между Востоком и Западом, между евангелистами и православными в целях взаимопризнания и взаимопонимания, взаимной поддержки в вере, чтобы научиться любить и почитать друг друга во Христе.
Пусть Господь в этом смысле раскроет ваши сердца, одарит вас разумением и подвигнет вас к готовности побратски помочь нам.
281
И. А. ИЛЬИН
ХРИСТИАНСТВО И БОЛЬШЕВИЗМ
Сказал бы нам кто-нибудь двадцать лет назад, что христианство всех конфессий стоит на пороге новых преследований, никто бы не поверил. А теперь это исторический факт: оскверняют, закрывают, поджигают, взрывают, сносят церкви; конфискуют, сжигают Библии, кресты, иконы; поносят, лишают прав, арестовывают, ссылают, расстреливают, подвергают жесточайшим смертельным пыткам духовенство; массовым потоком идут богохульные памфлеты, организуются богохульные процессии, распускаются церковные общины, запрещается религиозное обучение детей... Христианство «должно исчезнуть»...
И где все это происходит? В стране Советов, Мексике и Испании. Пропагандой и агитацией это подготавливается и в других странах — там, где правительства предоставляют свободу врагам христианства.
Кто этим занимается? Безбожники. Они отрекаются от Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа и потому и слышать не хотят о вере и церкви. Они отрицают христианскую нравственность, христианскую семью, христианское государство. Отчасти это неверующие люди рассудка, намеревающиеся все развенчать и все разложить («культурбольшевики»), как в Мексике; отчасти — принципиальные отрицатели всяких авторитетов, особенно государства («анархисты»), как в Испании; отчасти — последовательные приверженцы учения Маркса («марксисты» и «коммунисты»), как в Советской России, а также в Испании и в других частях света.
Почему они занимаются этим? Чего добиваются? Они приветствуют антихристианский дух и надеются с помощью террора и запретов, насилия и уничтожения обеспечить ему победу во всех областях жизни. В христианстве они видят своего изначального врага, своего сильнейшего заклятого врага. Отсюда и преследования.
Так ли велико это противоречие на самом деле? Не преувеличено ли оно? Нет ли точек соприкосновения, сходства, возможности примирения между христианством и большевизмом? Нет, это глубочайшее, существенное, коренное и неустранимое противоречие. Оно не
282
МУЧЕНИЧЕСТВО. ЦЕРКОВЬ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
нуждается в преувеличении, оно нуждается только в осознании. Так называемые «точки соприкосновения» на самом деле таковыми не являются. «Сходство» лишь кажущееся. Возможностей примирения не существует. И это знают обе стороны. Значит, или христианство, и тог- д а — н и большевизма, ни коммунизма; или большевизмкоммунизм, и тогда — принципиальное отречение от христианства.
Каждый христианин должен ясно представлять себе это противоречие и внимательно прослеживать его во всех областях человеческой жизни. Если же он христиа- нин-евангелист, то должен представлять себе в целом следующее.
I.ОСНОВЫ ЖИЗНИ
1.Христианин верит в Бога — Господа и Создателя,
вБога — совершенное духовное творение, он верит в ипостаси Бога — Отца, Сына и Святого Духа. Христианин пребывает в живой связи, в вере, надежде и любви с Богом. В слове Бога он получает откровение, заповедь
испасение.
Для безбожника все это — ничто: все «ложь» (по Ницше), все обман (по Ленину). Бог означает для негр «все вредное, отравляющее и клевещущее» (Ницше). «Небеса пусты» (Губельман-Ярославский); человек сам «создает» себе «своего бога» (он же).
2. Христианин укреплен в своей вере. Его религия есть откровение Божие во Христе, источник истинной и праведной жизни. Церковь для него — духовная и братская общность людей, которые через Святого Духа пришли к вере в Иисуса Христа.
Для безбожника вера есть «подделка и обесценивание*
жизни (Ницше). Религия для него — «опиум для народа* (Маркс, Ленин); она служит закабалению масс (Ленин, Бухарин). Церковь — своего рода форма эксплуатации людей, священник — «ядовитый паук жизни» (Ницше). «Религия и коммунизм непримиримы* (Ярославский). Здесь «компромисс невозможен* (он же).
3. Христианин осознает себя — в духе, душе и теле — Божьим созданием. Он . знает, что он — дитя Божие и подобие Божие. Материя и телесность для него — нечто
283
И. А. ИЛЬИН
второстепенное: не единственное и не основополагающее, а скорее всего то, чем управляет дух.
Безбожник ничего не желает знать о духе: для него он выдумка, одна видимость (Ницше). Для него существует лишь материя, тело, плоть, телесные потребности, инстинкты и влечения. Он — материалист, точнее, «воинствующий материалист»; а потому он «враждебно» и «беспощадно» относится к религии (Ленин, Ярославский).
4. Христианину предопределена вечная жизнь в общности с Богом, «здесь — временная, там — вечная». Он верит в воскресение мертвых. Он смотрит на себя как на свободную личность, получившую от своего Создателя свою собственную, вечную ценность, искупленную кровью Спасителя и призванную в продолжение дела Христова к борьбе с грехом.
Для безбожника все это — лишь «грубые побасенки» (Ницше). Для него не существует ни бессмертной души, ни треха, ни спасения. Для него человек есть телесное существо, материальный силовой центр, сходный с машиной'. если отслужила свое, ее выбрасывают. Человек должен жить своими инстинктами и интересами. Смерть делает его трупом, и на этом все кончается.
5. Христианин ценит личные качества человека. Заботясь о спасении души, он стремится воспитать их в «добродетели». В органичной жизни человека, человеческого общества и природы он видит великую тайну и почитает эту тайну как проявление Божественного творения.
Для материалиста все люди одинаковы: одинаково появившиеся на свет живые машины, одинаково устроенные похотливые создания. Он не видит великих тайн мира. Для него все просто, плоско', он смотрит на живое как бы мертвыми глазами и потому относится ко всему, и к другим людям тоже, как скверный ремесленник к своему инструменту.
6. Христианин вериг в вечную жизнь, которая освещает и его жизнь на этом свете. Земная жизнь для него — лишь первый жизненный этап, время испытаний, очищения и внутреннего роста человека. Он трезво проти-
284
МУЧЕНИЧЕСТВО. ЦЕРКОВЬ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
восгоит всему земному и ощущает себя и в этой жизни частицей Царства Божия.
Для безбожника-материалиста земная жизнь — единственная и последняя жизнь, которая самодостаточна.
Это неприкрытая и окончательная «жизнь на земле», которой следует безоглядно наслаждаться; вот почему он так мечтателен, требователен и фанатичен в этой жизни. Весь смысл жизни состоит для него в разнузданном захвате и в безудержном наслаждении. В этом — подлинная сущность большевизма, подготовленного и обоснованного безбожниками XVIII и XIX веков и перенятого нынешними коммунистами. Их формула гласит:
«Все — немедленно — мне».
7. Итак, христианин стремится построить жизнь на христианских «традициях» и «освятить» все сферы жизни. Он старается по-христиански очистить и упорядочить свой внутренний мир', а уже потом, на этой основе, преобразовать и внешнюю жизнь. Он принципиально отвергает беспорядки и перевороты. Большевики же и коммунисты, напротив, презирают всяческие традиции, и традиции святые в особенности. Они стремятся осквернить все области жизни; их нимало не интересует внутреннее совершенствование человека; они пытаются изменить жизнь внешними средствами, а для этого им нужны беспорядки, вооруженное восстание, гражданская война и кровавая революция.
Христианство, таким образом, относится к большевизму, как «да» к «нет», как жизнь к смерти, как созидание к разрушению, как Бог к своему противнику.
Это сказывается во всем; но прежде всего — в сфере нравственности.
II. НРАВСТВЕННОСТЬ
Христианство, как уже было сказано, обращается к духу в человеке и призывает его к совершенствованию во всех областях жизни. Большевизм, напротив, взывает к чувственным побуждениям и страстям в человеке, обещает ему удовольствия и наслаждения. И этим уже все сказано.
1. Христианство обращается к сердцу, оно взыскует любви к Богу и к ближнему.
285
И. А. ИЛЬИН
Большевизм проповедует ненависть. Классовая ненависть — первооснова марксизма и коммунизма. Христианская любовь коммунистами презирается и отбрасывается как измена классовым интересам.
2.Любовь пробуждает в человеческом сердце милость, добро, сострадание. Так что человек живет в
братском взаимоуважении и взаимопомощи; он становится милосердным.
Коммунист должен быть беспощадным к «классовому врагу*, он должен его «искоренять» (Ленин). Коммунисты — «крепкие парни», «твердокаменные костоломы» (Ленин).
3.Христианин призван относиться к ближнему с искренней доброжелательностью, воздавать должное каждому, прощать всякую несправедливость по отношению
ксебе и оскорбление. Христианин живет согласием.
Большевик дышит завистью; он ненавидит всех, кому лучше живется. Он «высматривает» месть (Бухарин). Он воспитуется для преследования врагов. Его последнее слово — вражда до смерти.
4.Христианская вера учит людей терпению. Христианин отдается воле Божией, вверяясь своей земной судьбе. Он должен в духе преодолевать страдания, болезни, бедность.
Большевик проповедует нетерпение, сопротивление, протест. Он требует, угрожает, подстрекает и подрывает. Он стремится силой отнять у других то, чего ему не хватает. Отсюда и лозунг: «грабь награбленное» (Ленин).
5.Христианская вера воспитывает в людях скромность и смирение. Христианин представляет себе совершенство Господне и осознает свое собственное ничтожество и греховность.
Марксист воспитывает в человеке неизлечимое высокомерие. Коммунисту кажется, что он все понимает, все может и что ему все позволено. Отсюда происходит глупая спесь, слишком человеческая гордыня и бесконечная ущербность в жизни.
6. Христианская вера пробуждает в человеке живое чувство личного достоинства и чести. Взывающий в Боге к своему небесному Отцу и верующий в спасение че-
286
МУЧЕНИЧЕСТВО. ЦЕРКОВЬ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
рез Кровь Спасителя, ощущает себя облагороженным, достойным быть детищем Бога.
Большевизм относится к чести как к «буржуазному предрассудку», препятствующему человеку в классовой борьбе. Поэтому он стремится лишить человека чести. Только бесчестный человек способен бороться без пощады; только человек без достоинства может добиваться мировой революции. Отсюда сближение большевиков с преступным миром.
7.Христианин чувствует ответственность перед Богом
илюдьми.
Большевику неведома ответственность. Он жесток, коварен и непредсказуем. «Нет ничего выше него» (Макс Штирнер). Обуздать его поэтому можно лишь угрозами и страхом (система террора).
&. Христианская вера пробуждает и обостряет в человеке совесть, зовущую каждого к совершенству и отвечающую своими укорами на наши прегрешения. Так в душе христианина появляется добровольное самоограничение и чувство ответственности — подлинный источник подлинной дисциплины.
Большевик насмехается над совестью и делает человека бессовестным. Этим он разнуздывает человека. Он ничего не ведает о долге и самообладании. Он воображает, что ему действительно все позволено. Большевики отвергают грех и добродетель и ставят себя «по ту сторону добра и зла» (Ницше). Поэтому они и не способны на подлинную дисциплину.
9. Христианская вера требует от нас готовности жертвовать собой и воспитывает в нас жертвенность: мы должны легко и радостно отказывать себе, помогать, дарить и отдавать.
Большевизм разнуздывает земное своекорыстие в человеческом сердце и стремится построить на этом фундаменте новый земной порядок.
10. Христианин призван служить делу Господа на земле. Поэтому он воспитывается для настоящей деловитости и христианской справедливости.
Большевизму знакома только одна цель в жизни —
завоевание мира с помощью мировой революции. Поэтому он притягивает к себе всех авантюристов, карьеристов и
287
И. А. ИЛЬИН
мошенников всего мира, нимало не заботящихся ни о деловитости, ни о справедливости, а только гоняющихся за наслаждениями и властью.
11. Дух христианства осуждает и отвергает дурные средства, каким бы добрым целям они на первый взгляд ни служили. Мнимое служение цели не делает злые средства добрыми.
Для коммунистов «все средства хороши» — ложь, обман, хитрость, насилие, пытки, казни, — лишь бы они служили мировой революции. «Высший закон есть польза революции; мы не должны останавливаться ни перед какими средствами» (Ленин, Ярославский). «Если для победа определенного класса понадобится гибель десятка миллионов людей, как это сделала последняя война, то это должно быть сделано и будет сделано» (Ярославский).
Христианство, таким образом, относится к большевизму как любовь к ненависти, как обуздание к разнузданию, как служение к произволу, как жертвенность к алчности.
III. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Как только безбожие вступает на политическое поприще, оно ставит перед собой две цели, которые должны быть решены поочередно. Сначала — разложение и разрушение построенного на фундаменте христианской культуры существующего государственного строя: это задача для всеразнуздывающего большевизма. По достижении этого — построение нового, безбожного, коммунистического строя на совершенно новой основе методом
коммунистического закабаления всех и вся. За большевистским разнузданием следует, таким образом, коммунистическое закабаление, при котором все слои народа безвозмездно экспроприируются, становятся нищими и зависимыми. Во всей стране существуют лишь коммунистические промышленные предприятия: коммунистическое государство становится одним-единственным работодателем. Тот, кто занесен коммунистами в черный список, умирает голодной смертью. Все находятся под угрозой безработицы, ссылки и казни; все удерживаются
288
МУЧЕНИЧЕСТВО. ЦЕРКОВЬ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
коммунистическими чиновниками на принудительных работах, все эксплуатируются и всем предписано марксистское безбожие.
Противоречие между христианской и большевистской культурой проявляется здесь с новой стороны.
1. Христианин признает государство и государственную власть. Он добровольно подчиняется законам страны. У него есть чувство законности; он добровольно послушен, как это предписывает Священное Писание (Рим. 13,1; 1 Пет. 2 и др.).
Большевик стремится разложить и ликвидировать существующее государство. Он становится мятежником и преступником. Он отринул послушание и призывает всех
кнарушению закона и к вооруженному перевороту.
2.Христианин носит в сердце христианское правосоз- нание-. он стремится к миру, уравновешенности и справедливости; он уважает свободную волю ближнего и всегда по-братски настроен. Взаимное доверие и взаимная поддержка ведут его к подлинному единению в лоне народной общности.
Марксисты, напротив, проповедуют классовую ненависть, они отвергают согласие и справедливость. Свободная личность для них ничто. Право для них — «буржуазный предрассудок». Закон для них — отвратительное препятствие. Они исповедуют революционный произвол.
3. Тем самым христианин справедливостью и братским отношением стремится преодолеть все классовые и сословные различия. Он хочет подлинного гражданского мира и социального прогресса.
Марксисты же, напротив, раздувают классовую борьбу
иразжигают гражданскую войну.
4.Христиане стараются воспитывать своих детей свободными, честными и верными гражданами, которые любят свое Отечество и добровольно, по совести, служат ему.
Большевики стараются с помощью безбожия и нравственного равнодушия разнуздать и детей, и весь народ; настроить их на неверность и измену Родине. Они отринули понятие Родины и проповедуют интернационализм.
10 И А. Ильин т. 7 |
289 |
