Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Ильин И.А. - Собрание сочинений в 10 т. - 1993-1999 / Ильин И.А. - Собрание сочинений в 10 т. - Т. 7. - 1998

.pdf
Скачиваний:
115
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
3.87 Mб
Скачать

И. А. ИЛЬИН

Мексику, Испанию и другие государства; и если в других странах они провоцируют, подстрекают, клевещут, пробуждают злость и зависть, проповедуют месть и разбой и требуют крови; и если мы спокойно смотрим на это и спокойно внимаем этому, делая вид, что мы глухи и немы, что все это нас не касается, — то все же на нас лежит ответственность и вина за все происходящее, за все вздохи томящихся, за все слезы голодающих, за отчаяние обесчещенных женщин, за казненных, за обманутых и ожесточенных, за безмерные страдания беспризорных детей.

Ибо мы, последователи Христа, едины в сердце и духе. Ему, нашему Спасителю, и друг другу мы обязаны любовью, верностью и помощью. А поскольку мы забываем об этом, поскольку привыкли равнодушно пропускать мимо ушей слова о беде наших братьев как о чужой беде, поскольку мы, христиане, предаем друг друга, эта страшная волна коммунистического безбожия докатится и до нас и так наводнит собою весь мир, что возникнет опасность народам погибнуть одному за другим и каждый будет уповать только на свои собственные силы и свои собственные слабости.

Возлюбленные братья и сестры! Для нас настал Страшный суд! Сейчас пред Ликом Господним мы должны ответить за то, как мы жили до сей поры, что делали и что оставили на потом. Пробил час великой христианской исповеди: нам надо решить и выбрать, нам надо выбрать между Господом Богом и отцом лжи, обещающим нам при коммунистическом строе земное счастье и хозяйственную «свободу», а на самом деле готовящим всеобъемлющее душевное, духовное, религиозное, политическое и хозяйственное закабаление.

Я русский. Бывший профессор Московского университета. Хорошо знаю свою страну и свой народ — страстный и добродушный, терпеливый и доверчивый русский народ, вот уже более тысячи лет исповедующий и настолько усвоивший христианство, что считает кое-ка- кие христианские добродетели чисто русскими, а часто и не желающий признать, что Спаситель явился в мир не как русский. Я знаю, как мой народ жил до войны, я

270

МУЧЕНИЧЕСТВО. ЦЕРКОВЬ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

видел его неописуемые страдания, его ужасающую нищету под гнетом коммунистов, видел и все это пережил сам.

Я бы никогда добровольно не покинул свой народ, ибо человеку свойственно жить и умирать среди своего народа. Но так как я сопротивлялся коммунизму всюду, где только мог, меня, после того как я пережил шесть арестов и побывал под судом трибунала,

вынесшего

мне смертный приговор, позже пожизнен-

но выслали

из страны.

И я почел своим долгом предостеречь германский народ, капля крови которого течет и в моих жилах, от чудовищной опасности и приложить все силы к тому, чтобы он своевременно распознал сатанинское искушение

вкоммунистическом обличье и воспротивился ему.

Сэтих позиций я борюсь в Германии с 1923 года устным и печатным словом, книгами и лекциями; и до сегодняшнего дня ни одно мое слово не было оспорено коммунистами и социал-демократами, ибо я оперирую лишь правдивыми фактами, свидетельствами очевидцев, пережитым лично мною, тем, что сами коммунисты о себе сообщают и что сами признают.

Ивот я говорю сегодня с вами. Я буду говорить как свидетель, много повидавший, переживший, узнавший и христианским сердцем добросовестно и научно продумавший все; как очевидец, который, стоя пред Ликом Божиим, должен поведать правду своим братьям в Германии и их вождю.

2

Первое и самое, главное, что требует коммунизм от человека, — это отречение от Бога и христианства.

Почему он хочет этого, зачем ему это надо?

Тот, кто верит в Бога, превыше всего ставит заповеди Божии, ставит он их выше и распоряжений коммунистов; в его сердце есть священная мера, и против этой меры бессилен любой приказ, любой запрет коммунистов. Кто верит в Бога, тот видит небеса и не слишком высоко ценит земные интересы, в том числе и классовые интересы. В то время как для коммунистов классовые интересы превыше всего. Кто вериг в Бога, тот носит в

271

И. А. ИЛЬИН

сердце своем благоговение, совесть, достоинство и честь; для коммуниста же все это лишь помехи, делающие человека непригодным к революции.

Истинный коммунист должен быть беспощадным, разнузданным, иначе он будет уклоняться от всякой жесткой меры. Ведь коммунизм бесчеловечен и жесток во всех своих начинаниях. Деликатный человек не сможет выбрасывать людей из квартир, экспроприировать чужую собственность, осуждать невинных, расстреливать женщин и стариков.

Коммунисты нуждаются в разнузданных и безнравственных людях, настроенных на ненависть, работающих по принуждению и из страха. Вот почему коммунизм как таковой проистекает из безбожия, из безбожных воззрений; вот почему коммунисты всегда склонны к вызывающему богохульству и радикальному антихристианству.

Вот почему они испещряют церкви непотребными словами (так было в Берлине до 1933 года, в России, Мексике и Испании), вот почему они насмехаются над Спасителем и Богоматерью. Они сжигают одну за другой церкви в Испании, обливают бензином пасторов и поджигают их; они выставляют обезглавленный или вспоротый труп священника в витрине магазина, снабдив его издевательской надписью: «Здесь продается свинина». Они ненавидят Бога, Иисуса Христа и христианство. Они видят в Боге своего самого большого врага, против которого они должны вести постоянную борьбу. Они открыто, устно и письменно, высказывают это. Так, они говорят: «Религия — одна из подлейших вещей на земле», «существует непримиримое противоречие между директивами коммунистической партии и религиозными заповедями». В этом коммунисты правы: верующий христианин со своим стремящимся к любви чутким сердцем, со своею добросовестностью и верностью долгу никогда не сможет стать коммунистом. Короче, коммунизм есть безбожие на практике, последовательное и беспощадное безбожие. Ему нужен человек без Бога. Этому богопротивному человеку он обещает удовлетворение всех человеческих потребностей и страстей, в особенности же «классовых интересов»: крестьянину — безвозмездно землю, рабочему — минимум работы, много от-

272

МУЧЕНИЧЕСТВО. ЦЕРКОВЬ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

дыха и развлечений, без меры земных наслаждений; крестьянам и рабочим — разнуздание чувственной любви, свободное совокупление мужчины и женщины, избавление от заботы о детях, их бесплатное воспитание, квартиру, пропитание, лечение, спорт и т. д. Все это они обещают, бессовестно обманывая введенный в искушение народ. Ибо истина лишь в Боге и с Богом. Без Бога люди становятся бессовестными, немилосердными, а главное — лживыми. Вот почему и коммунисты — лжецы по призванию и обманщики без меры.

О таких людях в Писании говорится: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнить похоти отца вашего... когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44).

Возлюбленные братья и сестры! Если бы вы постигли смысл этих слов так, как мы постигли его! Все обещания коммунистов — ложь и обман. Знали бы вы, как велико сейчас отчаяние русских крестьян, рабочих и буржуазии — ведь многие поверили этой лжи...

А на самом деле происходит вот что. Как только коммунисты приходят к власти, они проводят всеобщую экспроприацию: все теряют все — богатый торговец и бедный крестьянин, образованный инженер и не имеющий образования пролетарий; все коллективизируется — это значит, что все принадлежит государству, а государство принадлежит коммунистической партии. Все — от крестьянского подворья до большой фабрики, от железной дороги до газеты и школы — становится коммунистическим предприятием или коммунистическим ведомством. И теперь в стране один-единственный работодатель — коммунистическая партия. Всюду распоряжаются бесчисленные коммунистические чиновники — невежественные, неопытные, бесхозяйственные, продажные и настроенные на грубый произвол. Человек, которому они не захотят дать работу, умирает на улице от голода и холода. И вот работы лишены бывшие офицеры, дворяне и особенно духовенство; их расстреливают одного за другим или ссылают в невиданные концентрационные лагеря Дальнего Востока, где теперь на бесплатных принудительных работах чахнет около 10 миллионов человек. Остальные борются с нуждой, будучи советскими

273

И. А. ИЛЬИН

пролетариями в услужении коммунистического чиновничества. Нынешняя заработная плата в России в соотношении с ценами на продовольствие в 10 — 15 раз ниже прежней. Люди в городах проживают каждый в среднем на 4 кв. м жилой площади или в бараках на нарах. Все закабалены, все в полной зависимости от коммунистов, реагирующих на малейшее непослушание, любое свободное слово, любой промах в работе ссылкой или расстрелом.

Тем самым коммунизм есть неслыханная в истории политическая и хозяйственная кабала народа. Отцу лжи, великому искусителю и соблазнителю, удалось его предприятие. Он соблазнил и закабалил людей. А когда б вы знали, сколько восстаний, мятежей, беспорядков и протестов было за эти 19 лет потоплено в крови, вас бы охватил ледяной озноб.

3

Я только что сказал: все превратилось в коммунистическое ведомство, в коммунистическое предприятие. Все, кроме церкви! К церкви относятся и обходятся с ней, как с исконно заклятым врагом коммунизма. Она должна исчезнуть. Верующий христианин есть внутренний враг, контрреволюционер, самый ненавистный и опасный «лишенец». Вот откуда великое мученичество православной церкви XX столетия. Это ад на земле, который коммунисты уготовили христианству.

Вам сегодня придется узнать, как выглядит это мученичество на деле.

Коммунисты поставили себе задачу устранить христианство из жизни народов. Это относится прежде всего к поверженному ими русскому государству. Русский народ на свою беду был первым, кто подвергся великому сатанинскому искушению, которое и погубило его. Планы коммунистов затрагивают все культурные народы без исключения: весь мир должен быть соблазнен ими, разложен, измотан в гражданских войнах и захвачен — примерно так, как это происходит сейчас в Испании.

Эти преследования касаются не только христианской церкви в России, не только ее одной; они касаются хри-

274

МУЧЕНИЧЕСТВО. ЦЕРКОВЬ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

стианства в целом: православной церкви в такой же степени, как католической, лютеранской, реформатской и прочих духовных общностей. Мы все, каждый по-свое- му, христиане, потому это наступление касается всех, мученичество угрожает всем. Подумайте только: из 200 евангелических пасторов, отправлявших службу в России до революции, ныне служат лишь 7 или 8. И разве мы не слышали, как пытали и уничтожали католических священников, епископов, монахов и монашек в Испании, как коммунисты сквернословили и оскверняли даже их мертвые тела?

В целом борьба коммунистов сводится пока к тому, что первой из всех мучениям, преследованиям и уничтожению подвергается церковь в России. Однако то же самое грозит всем церквам и всем христианам в мире; русский же народ, закабаленный и эксплуатируемый, считают лишь тягловым скотом, арсеналом, взлетной площадкой, трамплином для наступления на весь мир, для большевизации мира, для коммунистического захвата мира.

Бог допускает, чтобы все христианство подверглось этому адскому напору марксистов, и всем нам надо воспринять это наступление как призыв одуматься, как призыв по-братски сплотить свои ряды и, как подобает истинным христианам, выступить единым фронтом против сатаны. Нам всем надлежит думать о нашем Спасителе и бороться за Его дело, а потому происходящее в России затрагивает всех нас.

4

Могло ли когда-нибудь наше духовенство подумать о том, что в России возможно правительство, которое примется беспощадно преследовать христиан? Тем менее подготовленным, тем более беспомощным оно оказалось, когда преследования начались.

Я далек от мысли, что духовенство в Советском Союзе не давало коммунистам повода для нападок. Не стоит думать, что коммунистическая травля, начавшаяся в 1917 — 1918 годах, натолкнулась на немую и безропотную церковь.

275

И. А. ИЛЬИН

Коммунистическая пропаганда, разжигавшая зависть и ненависть в народе и призывавшая к грабежам и убийствам, напрямую осуждалась и клеймилась духовенством во множестве проповедей по всей стране. Лишь жалкая кучка священников покорно молчала — трусливые есть везде.

Православная церковь в то время только что провела свой всероссийский Церковный Собор и, как и двести лет назад, вновь избрала патриарха, покойного «Тихона всех россиян».

Но когда вся страна гудит от коммунистической травли, когда страну истязают и жгут мятежные и разбойные коммунистические банды и льются потоки крови, церковь Христа не может молчать.

Послушайте же, что говорит патриарх Тихон в своем обращении к Совету коммунистических народных комиссаров: «Но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу. ... Не проходит дня, чтобы в органах вашей печати не помещались самые чудовищные клеветы на Церковь Христову и ее служителей, злобные богохульства и кощунства. Вы глумитесь над служителями алтаря, заставляете епископов рыть окопы* и посылаете священников на грязные работы. Вы наложили свою руку на церковное достояние... Вы закрыли ряд монастырей и домовых церквей... Вы разрушаете исконную форму церковной общины... приход... Вы запрещаете учить в школах детей вере... «И что еще скажу. Не достает мне времени»**, чтобы изобразить все те беды, какие постигли Родину нашу. ... Да, мы переживаем ужасное время вашего владычества, и долго оно не изгладится из души народной, омрачив в ней образ Божий и запечатлев в ней образ зверя... Ваши нош бегут ко злу... А ваш путь есть тщеславная погибель и вред... А нынче взыщется от вас всякая кровь правед-

«

епископ Тобольский Гсрмоген. ** (Евр. 11, 32).

276

МУЧЕНИЧЕСТВО. ЦЕРКОВЬ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

ная, вами проливаемая* и от меча погибнете сами вы, взявшие меч *! (Отрывки из подлинника1.)

Это мужественное пастырское письмо заканчивалось торжественным отлучением от церкви, касающимся всех коммунистов.

Все, что происходило после и что происходит и по сей день — есть лишь последовательное развитие наступления, изобличенного в пастырском послании патриарха.

Борьба с церковью происходит трояким образом: а) во-первых, методом неустанной пропаганды;

б) во-вторых, экспроприацией и разрушением всего, что необходимо для церковной службы;

в) в-третьих, бесчеловечным преследованием духовенства и верующих.

5

Что касается пропаганды, то с 1918 года в стране существует монополия печати: есть лишь коммунистические газеты и журналы, все типографии являются коммунистическими государственными предприятиями. Библию и церковные книги запрещается печатать. Писать разрешается лишь против Бога и против христианства.

Не разрешается религиозное обучение детей, в нем усматривают политическое преступление. Ни одному священнику не разрешается никуда выезжать или проповедовать вне своей общины. Повсюду созданы антирелигиозные музеи, ще наивным людям демонстрируют всевозможные вещи, которые могли бы подорвать веру в Бога, как будто подобные вещи есть или могут быть на свете.

В миллионах экземпляров распространяются иллюстрированные журналы с вызывающими карикатурами, полные насмешек и издевок, направленных против Спасителя и против Богоматери, с богохульными стишками и рассказиками. На улицах организуют богохульные процессии, столь грубые, столь вульгарные и циничные, что описывать это невозможно.

*(Лк. 11, 51).

**(Мф. 24, 52).

277

И. А. ИЛЬИН

Пропаганда безбожия вменена в обязанность всем учителям. Того, кто отказывается ее вести, заносят в черный список коммунистического работодателя и вместе с семьей обрекают на голодную смерть.

Наряду с этим коммунистическое правительство создало две так называемые «частные организации»: союз красных пионеров, где маленьких детей учат безбожию, и союз безбожников, организующий взрослых в борьбе с Богом. Здесь действует такое правило: у детей надо воспитывать отвращение к религии; они не должны даже понимать слово «Бог», их надо научить ненависти к духовенству. Союз безбожников служит коммунистам не только для пропаганды, для слежки за верующими, для доносов на священников и епископов, но и для того, чтобы высказывать мнимые «просьбы» и «требования» трудящихся. По «просьбе трудящихся» происходит все, чего пожелают коммунисты: закрытие церквей, конфискация колоколов, роспуск церковных общин и т. д."

А так как любой человек в стране, кого ни возьми, экспроприирован и беден, он или чтобы не попасть к коммунистам в немилость, или из страха и карьеризма вынужден вступать в союз безбожников. Ныне этот союз насчитывает около 4 миллионов активных членов из 160 миллионов общей численности населения, из чего видно, что народ не поддался безбожию. Борьбу с церковью ведут отряды пропагандистов, которые стараются убедить людей, что они поклоняются пустым небесам и что не Бог создал человека, а человек сам создает и выдумывает себе своего Бога.

Все возможное предпринимается для того, чтобы постепенно прекратить богослужение в стране. Для этого было экспроприировано имущество церквей. Вот уже 18 лет оно принадлежит коммунистическому государству, а церкви предоставляются государством в пользование общинам лишь после отречения прихожан. Поэтому государство может по своему усмотрению закрыть, снести или взорвать любую церковь, превратить ее в амбар, кинотеатр, пивную или танцевальный зал. Начиная с 1928 года, из года в год закрывают и сносят тысячи церквей и часовен. Так, в Москве из 300 прежних церквей открыты лишь 32. Самые красивые и большие соборы

278

МУЧЕНИЧЕСТВО. ЦЕРКОВЬ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

взрывают динамитом; иконы, кресты и Библии сжигают на огромных кострах. Звон колоколов запрещен.

Общины полностью лишены прав; всю ответственность несет единолично представитель общины. Всякая деятельность по привлечению верующих запрещена. Драгоценная церковная утварь уже в 1921 году была конфискована и в качестве металлолома продана за границу. Короче, предпринимается все, чтобы сделать церковную службу невозможной.

6

Однако главный удар по церкви наносится преследованием и уничтожением духовенства. В первые годы это преследование носило тот же характер, что и в Испании. Коммунистические банды нападали на монастыри, епископов, священников, пытали и убивали их без всякого повода; придумывали все новые и новые виды пыток. Наших епископов и священников рубили, расстреливали, распинали, топили в реках, привязывали к паре лошадей и разрывали на куски2.

Затем появилась коммунистическая полиция, так называемая ЧК или ГПУ, которая арестовывала, ссылала и расстреливала. Особенно суровыми были преследования 1921 — 1922 годов, когда началась повальная конфискация церковной утвари и Патриарх попробовал организовать сопротивление. Тысячи священнослужителей и клириков пошли на смерть. Каждый знал, что добровольным отречением или изменой мог бы спасти себе жизнь, но оставался спокойным и стойким.

Когда меня, в то. время профессора, в очередной раз бросили в тюрьму, я попал в камеру, из которой днем раньше увели на казнь двух епископов. Раз в день заключенным разрешалась короткая прогулка во дворе здания тюрьмы. И тоща мимо моей камеры спокойно и с достоинством проходили арестованные епископы и священники. Длинная-длинная шеренга молчаливых фигур с аскетическими лицами, в простых рясах; каждый из них поднимал руку и благословлял мою камеру — как бы тот мученический путь, по которому уже ушли на смерть их братья по сану.

Мы никогда не забудем первых четырех мучеников в Москве. Стоя перед судом, они говорили как христиане

279

Соседние файлы в папке Ильин И.А. - Собрание сочинений в 10 т. - 1993-1999