Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Ильин И.А. - Собрание сочинений в 10 т. - 1993-1999 / Ильин И.А. - Собрание сочинений в 10 т. - Т. 7. - 1998

.pdf
Скачиваний:
115
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
3.87 Mб
Скачать

И. А. ИЛЬИН

Могли ли мы воспринимать это правительство как «Богом установленное»? Могли ли мы не замечать, что оно не выдерживает требований Послания к Римлянам? Могли ли мы извратить Священное Писание и принудить себя к ложной покорности? Разрешается ли нам заставить замолчать нашу христианскую совесть? Должны ли мы были прекратить деяния любви и по приказу этой мнимой «власти» предаться марксистской классовой ненависти? Должны ли мы были отречься от нашей христианской свободы и поверить в то, что апостол Павел учит нас по совести и долгу возносить хвалу слугам сатаны?..

Наоборот, мы утверждали нашу христианскую свободу, чтобы решительно действовать в духе апостолов: «Петр и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5, 29). И мы надеемся, что за это нас не осудят, а оправдают.

Мы ведь должны были взять на себя все бремя и все опасности этого принципиального непослушания: годами, и по сей день быть готовыми к самому худшему и оставаться верными объявленной борьбе; и постоянно радеть о том, чтобы ненависть к врагу не отравила и не ослепила нас, чтобы эта борьба за деяния любви не сделала нас самих бессердечными и неспособными к любви. Мы должны радеть о том, чтобы наши сердца не закоснели в непослушании, чтобы и в отрицании мы не разучились одобрению. Нам пришлось хорошо осознать, как счастливы люди, которые могут и должны быть «покорными» своей «власти» «по совести». Ибо сопротивление власти своего Отечества, состояние непослушания есть тяжкое бремя и большое несчастье. Из-за этого возникают потоки страданий и разрушений, играть которыми могут лишь безрассудные и бессердечные люди. Мы, христиане, борющиеся с коммунизмом, опираемся поэтому не столько на наше «право» быть непокорными коммунистическому правительству, сколько на наш «долг» — мужественно и решительно, «по совести», побороть это сатанинское гнездо, о котором мало или ничего не знают.

Мы научились тому, что существует духовное прибежище, искренняя христианская лояльность в народной душе, и слова «христианское правосознание» — не пустые слова. От них еще выздоровеет мир.

СОВЕТСКИЙ СОЮЗ - НЕ РОССИЯ

« и т . 7

СОВЕТСКИЙ СОЮЗ - НЕ РОССИЯ

Памятные тезисы

ПРЕДИСЛОВИЕ

Автор этой статьи, русский зарубежный ученый, живет в условиях такого бесправия, что он не может не только не выпустить ее отдельной брошюрой, но и подписать ее своим именем. В таком положении находится большинство русских ученых за рубежом, и автор разделяет их участь. Он понимает, что полное и настоящее имя автора повышает политическую ценность всякого документа, предназначаемого для борьбы. Но переживаемое нами время не позволяет молчать; и он считает, что высказанная здесь правда говорит сама за себя, кто бы ее ни высказал.

Высказанная им историческая правда должна быть рано или поздно признана всей Россией и другими народами мира. Поэтому статья эта требует самого широкого распространения.

Ввиду этого автор предоставляет каждому, кто прочтет эту статью и согласится с ее основною мыслью, право свободно и безвозмездно переписывать ее для распространения (от руки или на машинке) или печатать ее (на ротаторе, в газете, в журнале или отдельной брошюрой), а также переводить ее на иностранные языки (опуская при этом первую и последнюю главы, как менее интересные для иностранцев). Он просит только не искажать его основного русского текста вставками или сокращениями и не уродовать его мысль губительной для смысла советской орфографией.

Если же автору удастся переселиться в другую страну или если смерть освободит его от положения бесправного зарубежника, то имя его будет опубликовано.

Автор

3 2 3

И.Л. ИЛЬИН

1.О СОВЕТСКОМ ПАТРИОТИЗМЕ

Не мы первые произнесли это словосочетание: его придумали и пустили в ход сами коммунисты и соблазненные ими зарубежники. Они сами назвались советскими патриотами и этим определили свое политическое естество и свое место в истории России. Нам остается только вскрыть смысл этого наименования и указать им свое место.

С обычной, юридически верной и политически грамотной точки зрения это наименование является просто невежественным. Слово советский обозначает форму государственного устройства, не более. Мы знаем монархическую форму государства и республиканскую. Советское государство считает себя республикой: говорят, что это новая разновидность республиканского строя — не парламентская республика, а именно советская. Развивая эту мысль, торопливые и болтливые младороссы (не доброй памяти) давно уже предлагали устроить советскую монархию: принять советскую форму государства и возглавить ее революционным «царем»...1

При юридически правильном понимании идея советского патриотизма оказывается прямою нелепостью.

Патриот предан своему отечеству, своему народу, его духовной культуре, его национальному преуспеянию, его органическому благоденствию; он желает его международной независимости, он служит его сильной и доблестной самообороне... Но патриотом может быть и монархист, и республиканец. В Швейцарии и в Соединенных Штатах вы найдете множество патриотов, но не отыщете монархистов. Не менее патриотов вы найдете в Англии и в Голландии, но республиканцы составляют там огромное меньшинство. Родина едина, отечество одно; но государственную форму своей страны люди могут мыслить различно. Это означает, что вопрос государственной формы определяет не патриотическую, а партийную принадлежность человека. В лоне патриотической верности могут пребывать и монархисты, и республиканцы. И те и другие любят прежде всего свое национальное отечество (Голландию, Англию, Соединенные Штаты, Швейцарию, Францию): они — верные голландцы, преданные англичане, гордые американцы, стойкие и храбрые швейцарцы, пламенные французы, а потом уже и именно

324

СОВЕТСКИЙ СОК» - НЕ РОССИЯ

вследствие этого национального патриотизма они требуют для своей страны той или другой государственной формы — одни желают монархию, другие республику.

Но «советский патриотизм» есть нечто извращенное и нелепое. Это есть патриотизм государственной формы.

«Советский патриот» предан не своему настоящему Отечеству (России) и не своему народу (русскому народу). Он предан той советской форме, в которой Россия страдает и унижается вот уже тридцать лет; он предан той партийно-коммунистической «Советчине», которая гнетет и вымаривает русский народ с самого начала революции. Спросите этих людей, почему они не называют себя просто русскими патриотами? Почему они не именуют свое якобы любимое ими государство — Россией? Почему они предоставляют это драгоценное преимущество нам, открыто называющим свое Отечество — Россией, а себя — русскими? Куда и почему они сконфуженно прячут свое национальное естество? Почему они провозгласили себя не сынами своей исторически великой родины, а приверженцами завладевшей ею и советски оформившей интернационально-коммунистической партии?

Спросим себя еще: что значит выражение — я есмь монархический патриот? Это ничего не значит; это — политически невежественный лепет.

Осмысленно сказать: «я есмь французский патриот и притом республиканец»; тогда мы знаем, какого народа сын перед нами, за какой национальный интерес он пойдет в бой и какую государственную форму он считает для своей Франции наилучшей... Но предложите французу любить не Францию, а безнациональную, интернациональную и потому с правильной точки зрения французского патриота предательскую Советию, — и он посмотрит на вас, как на безумца; и будет прав.

Что же означают слова: я — советский патриот? Они означают, что я предан Советчине — советскому государству, советскому правительству, советскому строю, что бы за всем этим ни скрывалось и какая бы политика ни проводилась — русская, нерусская или противогосударственная, может быть, гибельная для России, несущая русскому народу порабощение и вымирание, голод и террор.

325

И. Л. ИЛЬИН

^«Советский патриот» предан власти, а не родине; режиму, а не народу; партии, а не отечеству] Он предан международной диктатуре, поработавшей его народ страхом и голодом, открыто отменившей его сущую русскость и запретившей народу называться своим славным историческим именем... Ибо России давно уже нет в Coветии, ее имя официально вычеркнуто коммунистами из Истории, и самое государство их называется международно и антинационально: «Союз Советских Социалистических Республик» (см., напр<имер>, текст сталинской Конституции 1936 года).

И вот советский патриот самим наименованием своим отрекается от России и русского народа и заявляет о своей приверженности и верности — не ему. Он патриот международной партии: он ей служит, он за нее борется, он ей обязуется повиновением. Самое название его содержит в себе открытое, публичное отречение от России и добровольное само-порабощение ее нерусской и противорусской диктатуре. Если это есть «любовь», то любовь не к России, а к международному коммунизму, если это борьба, то борьба за упрочение советского рабства в России — борьба за погубление русского народа во имя

международной коммунистической революции; если это «верность», то верность Советчине и предательство по отношению к национальной России!»

Ибо Советское государство — не Россия', и Русское государство — не Советский Союз.

2. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО - НЕ РОССИЯ

Эту историческую и политическую истину надо понять и почувствовать раз навсегда и до конца. Это должны сделать прежде всего все русские люди, а затем и все народы вселенной. Продумать нерусскость Советчины надо с той последовательностью и решительностью, с которой это сделали коммунисты. А затем надо принять все вытекающие отсюда существенные выводы.

Когда в разгар первой мировой войны в Циммервальде была принята пораженческая резолюция2; когда последовало исторически известное соглашение между большевиками и германским главным штабом (см. честную и ответственную книгу С. П. Мельгунова3 «Золотой

326

СОВЕТСКИЙ СОК» - НЕ РОССИЯ

<немецкий> ключ большевиков»); когда Владимир Ульянов по прибытии в Петербург объявил свою пораженческую и революционно-коммунистическую программу, то разрыв между большевизмом и национально-истори- ческой Россией бьш уже свершившимся фактом. Эт-от разрыв проявлялся во всем: и в «Приказе № I»4, и в секретном потоке денег, и в июльском восстании, и в октябрьском восстании; все это и многое другое являлось единой системой противо-русской политики, которая с тех пор ведется непрерывно до сегодняшнего дня. И

когда в 1922 году было наконец официально объявлено о переименовании России в Союз Советских Социалистических Республик, то этим была только выговорена

основная истина советского строя: Советское государство — не Россия, а Русское государство — не Советский Союз.

С тех пор коммунисты никогда и нигде не называли своего государства Россией и были в этом правы. С тех пор только наивные люди или же сознательные обманщики называют Советский Союз — Россией, советский нажим и гнет — «русской политикой», советские между- народно-революционные интриги — «русской нелояльностью», советский шпионаж — «русской разведкой», советскую манию величия — «русской заносчивостью», советские территориальные захваты — «русским империализмом». И называя так, смешивая Советский Союз с национальным Русским государством, они обманывают сами себя и всех других, ослепляют своих парламентариев, министров и дипломатов, навязывают им неверные суждения, подсказывают им неосторожные или просто гибельные решения — и помогают тем мировой революции... А есть и такие иностранные журналисты (из самых глупых или из самых пролганных), которые доселе повторяют при каждом неподходящем случае, что политика III Интернационала есть не что иное, как «вековечная политика русских царей». Но этих писак никто уже не научит ни нравственному стыду, ни политическому разуму — они так и сойдут со сцены клеветниками и обманщиками.

Итак, еще раз: Советское государство — не есть Россия.

327

И. Л. ИЛЬИН

Все человеческие общества, все общественные организации определяются той целью, которой они служат.

Это относится и к корпорациям, и к учреждениям. Так, обычный кооператив есть закупочный распреде-

литель. Но если он начинает заниматься организацией грабежей и контрабанды, то он превращается из кооператива в шайку разбойников-контрабандистов; и тоща вывеска «кооператив» становится маскировкой и ложью.

Фотографическое общество культивирует фотографию как технику и как искусство. Но если оно устраивает под этим флагом дом свиданий и торговлю живым товаром, то оно превращается в темную банду и будет закрыто в любом демократическом государстве.

Если университет начинает заниматься торговой спекуляцией, то он уже не университет, а товарная биржа.

Спортивное общество, посвящающее себя революционной пропаганде, есть не спортивное общество, а клуб революционных заговорщиков.

Согласно этому государство, не служащее благу своего народа, а злоупотребляющее его силами для всемирной революции, не есть национальное государство, а организация извращенная и противонациональная. Это есть «сообщество» не лояльное, не патриотическое, а международно-революционное, предательское по отношению к своему народу и заговорщическое по отношению к другим национальным государствам.

И вот советское государство уже тридцать лет не скрывает свою цель и свои основные задачи. Россия есть для коммунистов не более, чем плацдарм для распространения революции во всем мире. Это есть укрепленный лагерь для революционных вылазок в другие страны. Это для них как бы стог сена или бочка дегтя для зажжения мирового пожара.

Россия есть для них средство, а не цель — орудие, которому предоставляется погибнуть в борьбе коммунистов за мировую власть и о котором не стоит жалеть. Советская власть не служит России, не печется о ней, не бережет ее культуру: она разрушает ее древние дивные храмы, она подавляет в ней свободную науку и свободное искусство, она замучивает ее национально мыслящую интеллигенцию, уничтожает ее трудоспособней-

328

СОВЕТСКИЙ СОК» - НЕ РОССИЯ

шие крестьянские сипы и подвергает ее рабочий класс такой потогонной системе, о которой ни одно буржуазное государство и не слыхивало.

Ей нужна русская территория, ей необходимо русское сырье, ей нужна русская техника, ей необходима русская армия — для собственных целей, особых, не русских, внерусских, международных, революционных. Именно на этих основаниях строится советская школа, чтобы дети от молодых ногтей готовились к участию в иноземных революциях. На этих же основаниях строится советская армия — этот паровой каток всемирной революции, советская промышленность — этот коммунистический арсенал против иноземной буржуазии, советская наука — это порабощенное гнездо экономического материализма и военной химии. На этих же основаниях строятся в Coветии коммунистически порабощенные «рабочие союзы», поддельные «кооперативы», советский бюджет, изнасилованная литература, сервильное искусство, бессовестная пресса и, за последнее время, фальсифицированная церковь. Этому только и служит весь чудовищный механизм советской полиции, как бы она ни называлась — Чека, Гепеу, НКВД, МВД, МГБ и, наконец, мученические концлагеря, рассеянные по всей стране.

Здесь нечего доказывать или оспаривать. Это надо только довести до сознания, выговорить и представить на суд совести.

Додумаем же здесь все до конца.

3. О НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ

Основные элементы государства суть: территория, власть, народ и лояльность граждан.

И вот во всех этих элементах Советский Союз не совпадает с национальной (при всей ее многонациональности) Россией. Напротив, он противостоит ей как принципиальный, последовательный и губительный враг.

Начнем с территории.

Советский Союз завладел русской национальной территорией и пользуется ею, как своим земным притоном. Но это совсем не означает, будто он принял русское территориальное наследие, понимает его смысл и его ответственность и умеет оберегать его. Русская государствен-

329

И. Л. ИЛЬИН

ная территория есть для него не более, чем поле для его коммунистических опытов, которое он в своем несытом властолюбии стремится расширить на всю вселенную. Он не понимает, что территории государств держатся их взаимным признанием, что международные отношения покоятся на праве и на взаимном уважении, что презирающий чужие права будет однажды сам лишен прав, как это и случилось с Гитлером. Он не считается с независимостью других государств и с самостоятельностью чужих территорий. Он вторгается в чужие пределы — и дипломатически, и подпольно, злоупотребляет экстерриториальностью своих нелояльных дипломатов и попирает этим интересы национальной России: ибо он подрывает одной нелояльностью уважение других государств к русской национальной территории и компрометирует наши территориальные права...

Кто сознательно нарушает чужие права, тот подрывает и компрометирует свои собственные. Кто создает себе репутацию захватчика, тот вызывает других на захват захваченного, да еще с неограниченной прибавкою (срв. Германию после второй мировой войны). Но важнее всего то, что Советы создают такую репутацию не себе, а России. Вся их территориальная и международная политика есть непрерывное компрометирование русской национальной государственности; они проматывают ее международный престиж, они пачкают по всему свету доброе имя России, они создают ей репутацию международного разбойника, для которого хороши все, и даже самые бесчестные и свирепые средства. Советы внушают всему миру вот уже тридцать лет, что Россия есть опаснейший империалист, всемирный интриган, • презритель международного права, саботажник мира и порядка...

А между тем — откройте протоколы Гаагских конференций5, проследите в них неуклонную линию миролюбия и человеколюбия, которую вела императорская Россия, убедитесь в том, что все важнейшие предложения, ведущие к реальному замирению мира, исходили от русской императорской власти (напр<имер>, проект Международного третейского суда или запрещение сбрасывать

своздуха разрывные снаряды, предложенное Россией еще

зз о

Соседние файлы в папке Ильин И.А. - Собрание сочинений в 10 т. - 1993-1999