
35589645
.pdf



ГЛАВА 2. ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ РЕСПОНДЕНТОВ
В ответах на вопрос о затруднениях, как и в ответах на предыдущие вопросы, были обнаружены существенные отличия. В опросе 2004 г. большинство респондентов-бизнесменов (63,8%) ответили, что не испытывали затруднений в ответах на вопросы анкет. В опросе 2005 г. таких респондентов было меньшинство (41,5%). При этом в 2004 г. (17,2%) была существенно больше доля, чем в 2005 г. (2,6%), тех респондентов, которые затруднились с ответом на этот вопрос, не смогли определить, были у них затруднения или нет, либо попытались уклониться от ответа на этот вопрос. Вполне возможно, что в ответах на этот вопрос, как и в ответах граждан, проявились особенности региона — Республики Татарстан, в которой проводился опрос в 2004 г. Более точный вывод можно было бы сделать после проведения нескольких аналогичных опросов о коррупции с вопросами в них об отношении респондентов к ним как в различных регионах России, так и на всероссийской выборке.
Общим для обоих исследований было то, что респонденты-бизнесмены с высоким уровнем социального интеллекта существенно чаще, чем в среднем по выборке, отвечали, что не испытывали затруднений в ответах на вопросы анкет. По-видимому, как и выше, следует сделать вывод, что предлагавшиеся респондентам анкеты были достаточно сложными для заполнения, и легче удавалось их заполнять респондентам-бизнесменам с высоким уровнем социального интеллекта.
Отношение респондентов-бизнесменов к анкете, на вопросы которой им пришлось отвечать, практически не зависело от типа их бизнеса и, в отличие от респондентов-граждан, не зависело от пола. По-видимому, в выборку для проведения исследований попадали достаточно опытные и хорошо знающие сферу своей деятельности бизнесмены, и их отношение к анкете, на которую им приходилось отвечать, формировалось с профессиональных позиций бизнесменов, во многом независимо от их пола. Этот вывод одинаков для каждого из трех вопросов с оценками бизнесменами предлагавшейся им анкеты.




