Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СПОРТ ТУРИЗМ mod 2010 А5 испр.doc
Скачиваний:
1063
Добавлен:
06.06.2015
Размер:
15.95 Mб
Скачать

Вопросы к главе

1. Какова краткая история развития и характеристика лыжного туризма как вида спорта?

2. В чем состоит основная сложность лыжных походов?

3. Особенности физической и специальной подготовки спортсмена к лыжному путешествию.

4. Какие критерии и характеристики являются определяющими при категорировании лыжных путешествий?

5. Какое снаряжение относится к общему и личному снаряжению, его характеристики? Специальное снаряжение в лыжном путешествии.

6. Какие основные препятствия встречаются в лыжном путешествии, их характеристики?

7. Какие способы движения на лыжах вы знаете, их отличия и особенности?

8. Каковы особенности ориентирования на местности в лыжном путешествии в различных районах (полярные, приполярные, лесные, горные)?

9. Тактика лыжных путешествий. Отличия от летних видов путешествий.

10. Биваки, применяемые в лыжных путешествиях.

11. Питание в лыжных путешествиях, особенности подбора продуктов.

12. Особенности обеспечения безопасности при движении по замёрзшим водоёмам.

13. Какие особенности обеспечения безопасности при движении в тайге?

14. Какие особенности обеспечения безопасности при движении по горному рельефу?

15. Особенности оказания медицинской помощи в лыжных походах.

16. Особенности планирования лыжных маршрутов.

17. Влияние низких температур при планировании и прохождении лыжного маршрута.

Глава 13. Горный туризм Общие положения

Горный туризм – это пешеходные походы в высокогорной местности, включающие преодоление разнообразного горного рельефа. Основными препятствиями в горных спортивных походах являются перевалы через горные хребты. Перевал – это путь из одной горной долины в другую. Чаще всего он проходит через седловину (понижение) хребта, но иногда проходит и через вершину (тем самым осуществляется траверс вершины, порой не одной). Такой путь достаточно труден и опасен, но зачастую логически оправдан, так как только подобный вариант является наиболее безопасным и зрелищным. Ныне такие маршруты могут быть, а недавно это считалось почти преступлением, поскольку только альпинистам разрешалось восходить на вершины.

Этих сложностей с классификацией маршрутов в начале исторического пути развития горного туризма не было по одной простой причине. Горный туризм и альпинизм не были разделены на два разных вида спорта. Можно считать, что горный туризм и альпинизм в России стал заметным явлением с началом работы горных клубов в Российской империи. Первым таким клубом стал горный клуб при Кавказском отделении Русского Географического общества, созданный в Тифлисе в 1872 году. Клуб деятельно принялся за популяризацию путешествий в горах и восхождений на вершины, но через семь лет из-за малочисленности членов и отсутствия какой-либо поддержки прекратил свою деятельность. В 1890 году организован второй в России крымский горный клуб в Одессе. Эта общественная организация с финансовым обеспечением от различных пожертвований и членских взносов достигла внушительных по тем временам размеров (до 400 членов) и просуществовала до 1918 года.

За время работы клуб значительно расширил свое влияние на соседние горные районы и с 1902 года стал называться Крымско-Кавказским горным клубом (ККГК), с правом открытия отделений по всей России. Клуб занимался научным исследованием гор, маркировкой маршрутов в горах, созданием горных приютов и по существу стал начальной моделью организации самодеятельного туризма в стране. В 1913 г. организуется горный поход через Главный Кавказский хребет из Красной Поляны с исследованием и описанием уникальных озер Большая и Малая Рица. В этот же период становятся популярными маршруты на Ай-Петри, создаются отделения ККГК в Ялте, Гаграх, Кишиневе, Баку, Екатеринославле и даже в Риге. В 1901 году в России организовано Русское горное общество (РГО), членами-учредителями которого были известные ученые В. И. Вернадский, И. В. Мушкетов, Б. А. Федченко, В. А. Щуровский и другие любители гор. РГО выпускало ежегодники (13 выпусков) и ввело аттестацию проводников, учредив для них специальный жетон и «Проводническую книжку». Общество построило два приюта в горах на склонах Казбека (3480) и склонах Эльбруса (старый Кругозор) и проводило экспедиции в горах Кавказа, содействуя всем новым начинаниям, относящимся к исследованию гор и восхождениям на вершины.

Большое влияние на развитие горного туризма оказало Российское общество туристов (РОТ), образованное на базе общества туристов-велосипедистов в 1895 году и преобразованное в 1930 году во Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Возглавил это общество первый Главком РККА, а в то время Главный прокурор республики и большой любитель гор Н. В. Крыленко, считавший, что самодеятельные туристские походы и экспедиции в горах имеют большую ценность для военно-патриотического воспитания молодежи.

Общество организовало несколько крупных экспедиций на Памир, Кавказ и Тянь-Шань с восхождениями на труднодоступные вершины, создавались учебные горные лагеря, организовывались массовые горные походы и восхождения, строились хижины под перевалами, создавались туристские секции и клубы.

Государство оказывало большую помощь ОПТЭ. На ж/д транспорте были скидки до 50% тарифа на билеты в первую очередь студентам, учителям, малооплачиваемым молодым рабочим. К 1936 году ОПТЭ обладал большой материальной базой и объединял около одного миллиона любителей туризма на самодеятельной основе. Однако в том же 1936 году Президиум ЦИК СССР счел нецелесообразным дальнейшее развитие туризма в стране в рамках добровольного общества и постановил его ликвидировать. Вся материальная база была передана новому органу управления – Туристско-экскурсионному управлению ВЦСПС. Альпинизм отделялся от туризма, что нанесло большой вред развитию горного туризма.

Прошло время, и вот что мы читаем сегодня на страницах книги «Альпинизм. Энциклопедический Словарь» 2006.

«Разделение путешествующих в горах на туристов и альпинистов с созданием соответствующих чиновничьих структур породило в свое время массу запретов для горных туристов. Фактически нельзя было проходить классифицированные альпинистские маршруты, хотя подниматься на перевал по соседнему, даже более сложному пути, было вполне допустимо. Все эти запреты породили «диких» туристов, которые в обход Контрольно-Спаса­тельных Служб (КСС) и Контрольно-Спасательных Отрядов (КСО), тем не менее, ухитрялись восходить не только на известные вершины Кавказа, но и на семитысячники Памира. В 70-е годы минувшего столетия маршрутные комиссии, понимая, что невозможно остановить молодых людей, стремящихся подняться на Эльбрус или Казбек, выпускали отдельные группы с туманной формулировкой маршрута: «Пересечение плато Казбека», «Участок маршрута по склонам Эльбруса» или «переход через перевал с выходом на обзорные точки» (знаменитый Крест Ушбы). Кроме того, многие серьезные группы туристов-высотников практиковали краткосрочные выезды к кавказским пятитысячникам в майские праздники для подготовки к основным летним походам в горах Азии. Постепенно майские походы в районах Казбека и Эльбруса стали привычными, в начале 80-х в течение одной майской недели десятки групп, сотни людей штурмовали эти вершины. Практически каждый год представительные сборы (по 100 и более участников) с восхождением на Эльбрус и Казбек проводили Управление туризма Министерства Обороны и отдел туризма Ракетных войск (бессменный начальник сборов А. Гор­цевич). Для предотвращения возможных аварийных ситуаций и несчастных случаев Всесоюзная Федерация туризма в течение многих лет направляла в эти районы на майские праздники общественные КСО с полномочиями МКК и КСС.

Из официально зарегистрированных восхождений на семитысячники в те годы известно лишь восхождение на пик Ленина, совершенное группой ленинградцев (И. Бритаров), за которое команда была снята с Чемпионата страны по горному туризму. В 1989 году после длительных переговоров с Федерацией Альпинизма и Скалолазания (ФАиС) Союза (В. Н. Ша­таев) и Управлением альпинизма ВС ДСО профсоюзов (С. О. Тер-Григорян) при поддержке известных альпинистов-высотников (А. Мысловский, В. Иванов, В. Божуков) была достигнута договоренность об условиях прохождения в рамках туристских походов альпинистских классифицированных маршрутов и внесены соответствующие дополнения в Правила проведения походов.

В 1990 г. ЦСТЭ провел первые официальные Всесоюзные сборы (рук. Л. Директор), во время которых 22 чел. из разных регионов СССР поднялись на пик Е. Корженевской по маршруту Цетлина (5А к. с.). За последние 15 лет восхождения на известные вершины, совершенные в рамках горно-туристских походов, в т. ч. на семитысячники Памира (особенно на п. Ленина) и на значительные вершины Тянь-Шаня, совершили сотни спортсменов-туристов. Десятки из них выполнили норматив альпинистского знака «Снежный барс» (В. Юдин, Н. Сте­панов, И. Плюшкин и др.). Достижения горных туристов наглядно показали, что разделение горных клубов и секций (существовавших до войны) на альпинизм и горный туризм было во многом искусственным. Структура организации послевоенного альпинизма как военно-прикладного вида спорта, его серьезная государственная финансовая поддержка увеличивали разрыв между альпинизмом и горным туризмом. Потребовались десятилетия и смена поколений, чтобы в стране вновь появились горные клубы, объединяющие всех любителей гор. В последние годы в Международном Альпинистском Лагере (МАЛ) «Памир» в составе тренеров работала большая команда новосибирских горных туристов. В 2000 году горный поход 6 к. с., совершенный в Фанских горах группой А. Джулия (Москва), отмечен серебряными медалями на очном чемпионате СНГ по альпинизму (скальный класс). Ниже приводятся основные достижения групп горных туристов в покорении высочайших вершин Кавказа и пространства СНГ.

Пик Коммунизма, 1988-1990 гг. – группы под руководством А. Май­орова (Одесса) с пер. Кирова – 5Б; В. Юдина (Новосибирск) траверс – 5Б; В. Будникова (Томск) траверс с подъемом по маршруту Тамма – 5Б.

Пик Ленина, 1991 г. – группа под руководством В. Юдина (Новосибирск) траверс (запад-восток) – 5А.

Пик Е. Корженевской, 1989-1991 гг. – группы под руководством В. Юдина (Новосибирск) траверс – 5А, С. Костина (Москва) – 5А.

Пик Победы, 1989-1995 гг. – группы под руководством Н. Сте­па­нова, С. Фомичева, А. Кириенко, И. Михалёва (все группы шли через пик Важа Пшавела – 6А); В. Юдина (Новосибирск) по маршруту В. Абалакова – 6А и первое весеннее восхождение в 1995 г. по маршруту 6А к. с.

Хан-Тенгри(с пер. Зап. Седло – 5А), 1989-1991 гг. – группы под руководством Н. Степанова, С. Фомичёва, М. Матекина, Р. Деянова (Москва), В. Юди­на (Новосибирск), Н. Устиновского (Екатеринбург).

Пик Гармо, 1990-1992 гг. – группа В. Будникова (Томск) – траверс; А. Джулия (Москва) – первопрохождение траверса с л. РГО на л. Бивачный – 5Б.

Пик Революции, 1990 и 1999 гг. – группа А. Лебедева (Москва) – 5А.

Пик К. Маркса– 4Б, 1990 гг. – группы М. Серебрянского, Л. Дирек­тора (Москва) и сборы Ракетных войск в 1987.

Высокая стена, 1990 г. – первопрохождение траверса 4Б с л. Витковского на л. Танымас-2, группа А. Джулия (Москва).

Мраморная стена(Ц. Тянь-Шань) 1989-1990 гг. – группы Н. Степа­нова и С. Фомичева (Москва) со стороны Баянкола – 5А; группа Н. Устиновского (Свердловск) с пер. Китайский – 5А.

Шатер(Ц. Тянь-Шань) 1989-1991 гг. – группа В. Будникова (Томск), траверс с пер. Иныльчекский (с л. Ю. Иныльчек) на л. С. Иныльчек – 5А; группа А. Джулия (Москва) траверс (с элементами первопрохождения – 5А с л. Разорванный на л. Сев. Иныльчек.

Пик Заря Востока(вост. часть Заалайского хр.), 2000 г. – группа А. Новика (Москва), первопрохождение траверса – 5А. Группой совершено еще несколько первовосхождений и первопрохождений траверсов в этом же районе.

Чапдара (Фанские горы), 2000 г. – группа А. Джулия (Москва) – 5А.

Среди других восхождений туристских групп выделяются: траверс Безенгийской стены (С. Кабанов, Ростов-на-Дону и С. Фомичев, Москва); зимнее восхождение на п. Советских офицеров на Памире (С. Стрыгин, Москва); восхождения новосибирцев (О. Жигарев и др.) на Белуху, п. Делоне и др. вершины Алтая; восхождения на Джанги-тау (С. Костин, Москва) и Ушбу (С. Фомичев, Москва)».

Сюда вошли только те маршруты и восхождения, которые были совершены до 2000 года. Последующие годы и совершенные сложные путешествия с восхождениями и траверсами «по ходу маршрута» только подтвердили и усилили концепцию объединения альпинизма и горного туризма.

Отмеченная тенденция сохраняется и в наши дни, приобретая новые черты, позволяющие говорить о существенном расширении географии горных маршрутов, включающих основные горные районы мира (Куэнь-лунь, Каракорум, Гималаи, Сев. Африка, Альпы, Анды, Кордильеры и др.) и изменении отношения к принципам комплектования групп и разработки маршрутов.