Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СПОРТ ТУРИЗМ mod 2010 А5 испр.doc
Скачиваний:
1064
Добавлен:
06.06.2015
Размер:
15.95 Mб
Скачать

9.2. Обеспечение безопасности человека в природных условиях

В современном словаре иностранных слов (1993)слово «экстремальный» означает крайний, предельный, чрезвычайный, выходящий за рамки обычного. Следовательно, экстремальная ситуация – чрезвычайная ситуация. Экстремальная ситуация может быть прогнозируемой (ожидаемой) и непрогнозируемой (неожиданной).

К прогнозируемой экстремальной ситуации можно и нужно подготовиться заранее. На обеспечение безопасности в таких ситуациях направлены: подсистема обеспечения безопасности в процессе подготовки, подсистема медицинского контроля и самоконтроля человека, подсистема бытового обеспечения в природных условиях, подсистема обеспечения безопасности преодоления естественных препятствий.

Прогнозируемая экстремальная ситуация часто является неотъемлемой частью экстремальных видов спорта в природных условиях (альпинизм, спортивный туризм, рафтинг и т. п.). Чем выше уровень достижений в этих видах спорта, тем больше в них разнообразных экстремальных ситуаций, из которых спортсмены выходят победителями, удивляя мир своими достижениями.

Неожиданная, непрогнозируемая во времени и пространстве экстремальная ситуация часто является по существу аварийной. Следует подчеркнуть, что любая ситуация в природных условиях в своем негативном развитии может стать аварийной в зависимости от действий человека. И здесь на первый план выступают личностные характеристики индивидуума. Определенные воздействия среды вызывают соответствующую психофизиологическую реакцию человека. При адекватном отражении природного воздействия и правильных регуляторных действиях человека экстремальные воздействия среды не приводят к экстремальным состояниям организма человека и соответственно к аварийным ситуациям.

Понятно, что экстремальная ситуация для одних людей может быть обычной для других, но в том и другом случаях от человека требуются правильные действия, обеспечивающие безопасность.

Такие действия рассматриваются в подсистеме жизнеобеспечения в экстремальных ситуациях. В этой подсистеме жизнеобеспечения человека объективные и субъективные опасности способствуют выявлению адекватности или неадекватности психофизиологических реакций человека, выявлению правильных или неправильных его действий, достаточной или недостаточной его подготовленности и адаптации к воздействиям окружающей среды. Поэтому экстремальные воздействия среды и экстремальные состояния человека необходимо рассматривать во взаимосвязи.

В работах психологов, посвященных исследованию экстремальных ситуаций (Лебедев В. Н., Китаев-Смык Д. А., Погорелов А. Г.) отмечается, что можно выделить три типа состояний, характеризующих ответные действия человека на экстремальные воздействия: допредельное, предельное и запредельное.

Запредельное состояние проявляется прорывом адаптационного барьера, «ломкой» динамических стереотипов в центральной нервной системе и наступает психическая дезадаптация или кризис, что проявляется, как дезинтеграция и рассогласованность психофизиологических функций человека. Адекватной реакцией на изменение ситуации, влекущей за собой угрозу безопасности жизни, является переадаптация (Лебедев В. И., 1982).

Одним из условий перестройки адаптационных процессов (переадаптации) человека к обстановке, связанной с угрозой для жизни, является его способность поддерживать высокую степень готовности к правильному действию при возникновении различных неожиданностей. Эта готовность в определенной степени связана со склонностью человека к риску.

Существует два вида риска. Первый вид – это мотивированный риск, возникающий как нечто неизбежное, либо при достижении желаемой цели в ситуации связанной с физической опасностью, либо при осуществлении альтернативного выбора в ситуации неопределенности. Второй вид риска возникает как нечто желаемое, проявляющееся как свободный выбор личностью действия, связанного с опасностью. Это немотивированный риск и связан он с неадаптивной активностью личности. Соответственно, модели выбора риска, основанные на его разных видах, различны. Классическая модель выбора риска основана на мотивациях достижения и избегания неудачи, учитывает привлекательность достижения успеха и привлекательность избегания неудачи, а также субъективную вероятность достижения успеха и избегания неудачи (Аткинсон Д., 1957).

Модель восхождения к риску В. А. Петровского (1996) основана на неадаптивной активности, с позиции которой автор объясняет выбор принятия решения в пользу риска в ситуации потенциальной опасности. Такой риск немотивирован, «спонтанен». Немотивированный риск и неадаптивная активность являются необходимыми факторами становления «субъекта, как деятеля собственной судьбы» (Петровский В. А., 1996). Феномен притяжения к опасности В. А. Петровский отмечает как один из основных моментов немотивированного риска.

О притяжении человека к ситуациям, связанным с опасностью, говорят многие психологи и спортсмены, занимающиеся экстремальными видами спорта. А. Г. Погорелов (1998) отмечает, что принцип неадаптивной активности для развития личности как субъекта деятельности ставит важный вопрос: «Меняется ли характер активности после того, как личность выбрала среду или ситуацию с опасностью и тем самым сделала выбор в пользу риска? Становится ли активность адаптивной?». Актуальность этого вопроса заключена в том, что эффективная деятельность человека в экстремальных условиях природной среды требует адаптации человека к этим условиям и перестройки адаптационных процессов при изменении условий.

Анализ экстремальных ситуаций в природной среде (на примере спортивного туризма) показывает, что обучение человека преодолению экстремальных ситуаций должно строиться с учетом следующих положений:

1. Деятельность человека по преодолению естественных препятствий в условиях туристских походов может рассматриваться как свободный выбор личности, как смыслообразующий фактор ее развития.

2. Выбор сложности маршрута может рассматриваться как выбор уровня экстрима, как диспозиции между воздействиями экстремальной среды и возможностями человека по противодействию.

3. Выбор маршрута должен быть основан на адекватной самооценке и адекватной оценке маршрута.

4. Высокий и устойчивый уровень мотивации при выборе маршрута основан на согласованности внутренних психологических установок с выбором перспективных направлений в туристской деятельности.

5. Оптимальный для туриста уровень экстрима выражается в выборе такой экстремальной среды, в которой развитие ситуации находится под его контролем.

6. Контроль над развитием ситуации в условиях туристской деятельности основан на ее адекватной оценке, ориентации в экстремальной среде, управлении своим психическим состоянием и адекватных действиях по ее преодолению.

7. Турист преодолевает экстремальную среду за счет переадаптации в меняющихся условиях, основанной на его функциональной готовности и внутренних резервах.

8. Характер экстремальной среды должен соответствовать характеру индивидуальных возможностей туриста.

Задачами обучения при этом являются:

  • формирование навыков до уровня динамического стереотипа (особенно связанных с переходом от одного вида действий к другому и согласованным переключением состоянии, с позиции которых возможны адекватные действия);

  • формирование критического мышления;

  • формирование творческого мышления;

  • формирование навыков управления своим критическим состоянием (Погорелов А. Г., 1998).

Понятно, что этими задачами не исчерпываются все возможные направления в обучении человека жизнедеятельности в природных условиях. Тема эта практически неисчерпаема, судя по опубликованным книгам последних лет в виде энциклопедий выживания (Волович В. Г., 1996; Ильичев А. А., 2001; Черных И. В., 2002).

В целом проблему обеспечения безопасности человека в природных условиях можно рассматривать, абстрагируясь от причин пребывания человека на природе и возникновения экстремальных ситуаций. В таком подходе наиболее актуальной проблемой является обеспечение безопасности в неожиданной (непрогнозируемой) ситуации. Эта проблема имеет свои особенности в каждой конкретной ситуации (аварии транспортных средств: автомобилей, самолетов, вертолетов, кораблей и т.д.; стихийные бедствия: землетрясения, наводнения, ураганы и т.п. природные катаклизмы).

В большинстве случаев обеспечение безопасности человека в природных условиях не связано с техногенными катастрофами или природными катаклизмами. В таких природных условиях особую актуальность представляет проблема обеспечения безопасности в прогнозируемой экстремальной ситуации, которая содержит элементы неопределенности по адекватности реакций и действий человека уровню экстремальных воздействий.

Система обеспечения безопасности человека в природных условиях находится под действием прогнозируемых факторов риска, образующихся в результате объективных и субъективных опасностей. Используя принципы системного подхода к описанию условий, обеспечивающих безопасность человека в природных условиях можно выделить пять основных подсистем, образующих в совокупности систему обеспечения безопасности (рис. 9.1.):

  • подсистема обеспечения безопасности в процессе подготовки к действиям в природных условиях;

  • подсистема текущего медицинского контроля и самоконтроля человека;

  • подсистема бытового жизнеобеспечения в природных условиях;

  • подсистема обеспечения безопасности преодоления естественных препятствий;

  • подсистема жизнеобеспечения в экстремальных ситуациях.

Структурно подсистема обеспечения безопасности в процессе подготовки к действиям в природных условиях может быть представлена в виде:

  • общей подготовки, включающей программно-нормативные, научно-методические, историко-географические и другие общие аспекты подготовки;

  • физической подготовки, включающей общефизическую и специальную физическую подготовки;

  • специальной подготовки, включающей в себя организационную, топографическую, техническую, психологическую и специфическую подготовки;

  • интегральной подготовки, объединяющей все виды подготовки в единый комплекс.

По структуре подсистема бытового жизнеобеспечения в природных условиях состоит из знаний, умений и навыков, обеспечивающих быт человека в природных условиях, включая питание и проживание.

Подсистема медицинского контроля и самоконтроля человека образует комплекс мер, обеспечивающих человека объективными и субъективными показателями динамики здоровья человека в подготовительный период и в природных условиях под действием окружающей среды, в том числе при экстремальных воздействиях. Эта подсистема способствует принятию адекватных оценок и действий человека в природной среде.

Подсистема обеспечения безопасности преодоления естественных препятствий состоит из знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасное преодоление различного природного рельефа в различных условиях окружающей среды. В этой подсистеме на первый план выдвигается техника и тактика преодоления естественных препятствий с использованием знаний, умений и навыков, полученных в процессе подготовки.

Подсистема жизнеобеспечения в экстремальных ситуациях состоит из знаний, умений и навыков преодоления, прогнозируемых и непрогнозируемых экстремальных ситуаций. Когда контроль за развитием этих ситуаций основан: на адекватных оценках и ориентации в экстремальной среде, на управлении своим психическим состоянием и адекватных действиях человека, способствующих жизнеобеспечению.

В любом спортивном походе можно выделить разные группы опасностей, присущие определенному виду туризма. Понятно, что опасности в парусном туризме отличаются от опасностей горного туризма. Однако, можно считать, что деление опасностей на две группы – объективные и субъективные – одинаково справедливо для всех видов туризма.

К объективным относятся такие опасности, которые в своей основе мало зависимы от действий человека. К субъективным, наоборот, – те, что в своей основе зависят только от человека.

Система обеспечения безопасности человека в природных условиях находится под действием объективных опасностей (рис. 9.2.) и субъективных опасностей (рис. 9.3.).

Рис. 9.1. Подсистема обеспечения безопасности

Рис. 9.2.

Рис. 9.3.