Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Книги / psychotherapy_of_family.doc
Скачиваний:
56
Добавлен:
29.05.2015
Размер:
965.12 Кб
Скачать

Глава 12.

Прослеживание хронологии семейной жизни

1. Курс семейной (или даже супружеской) терапии

я практически всегда начинаю тем, что я назы­ваю «прослеживанием хронологии семейной жиз­ни» или ее истории. Многих терапевтов интере­сует, почему я предпринимаю такой шаг.

а) Не стимулирует ли это пациента рассказать терапевту все, что ему нужно знать, а это из­бавляет терапевта от необходимости выяснять, что же пациент хочет ему поведать?

б) Не разрушает ли этот подход наши представ­ления о «самоопределении»?

в) Не заставляет ли этот подход терапевта про­являть излишнюю активность в структуриро­вании процесса терапии?

2. С тех пор, как терапевты стали заниматься се-

мейной терапией, представления о том, насколь­ко активным должен быть терапевт, и в какой мере он должен структурировать процесс тера­пии, претерпели революционные изменения.

186

Психотерапия семьи

а) Сразу после начала занятий семейной тера­пией терапевты очень быстро замечают, что если бы они не вмешивались в ход сессии и не принимали бы в ней активное участие, то семья тут же превратила бы их в «муху на стене», в «члена семьи» или в «шарик для пинг-понга ».

б) Независимо от степени вмешательства, пред­почитаемой каждым из семейных терапевтов, все они очень скоро осознают, что не могут оставаться пассивными, если они хотят до­биться желаемых изменений.

3. Я бы рекомендовала семейному терапевту не толь­ко вмешиваться в ход терапевтического процес­са, но и активно структурировать, по крайней мере, первые две сессии, проследив хронологию семейной жизни своих пациентов. Мой совет ос­нован на том, что: а) Семейный терапевт начинает сессию, зная о

данной семье очень немногое, а зачастую, не

зная совсем ничего.

♦ Возможно, он знает, кто является Идентифицирован­ным Пациентом, и каковы его симптомы, но и только. Он же должен подобрать ключик к каждому из симптомов и выяснить, что они означают.

♦ Возможно, он знает, что в супружеских отношениях присутствует боль, но ему нужно подобрать подходящие ключи и тем самым заставить ее проявиться. Ему необхо­димо знать, как муж и жена пытались справиться со свои­ми проблемами.

♦ Возможно, он знает, что оба супруга действуют по «моделям» (повторяют то, что они видели во взаимоотно­шениях их собственных родителей), но ему следует выяс­нить, как эти модели повлияли на представления каждого из них о роли супруга и родителя.

б) Семейный терапевт начинает сессию, зная, что у семьи есть, вернее сказать, была, некая ис­тория, но не более того.

♦ Члены каждой семьи, будучи группой, пережили вме­сте множество событий. Некоторые события (такие как смерть близких, рождение детей, болезни, переезды, из­менения места работы) выпадают на долю практически каждой семьи.

♦ Отдельные события в первую очередь затронули су­пругов, и лишь опосредованно — их детей. (Может быть, тогда дети еще не родились или были слишком маленьки­ми, чтобы понять суть происходящего, того, что напрямую касалось их родителей. Возможно, они только почувство­вали отдаление родителей, их рассеянность, тревогу или раздражение.)

♦ Терапевт может почерпнуть нечто полезное из отве­та почти на каждый свой вопрос.

в) Члены семьи приходят к терапевту, испыты­вая огромный страх. Выполнение им структу­рирующей функции помогает снизить угрозу. Тем самым он как бы говорит: «Все, что здесь произойдет, я буду держать под контролем. Я прослежу, чтобы здесь не случилось ничего катастрофического ».

♦ Все члены семьи в глубине души чувствуют вину за то, что все идет не так, как нужно (даже в том случае, если на словах они винят в этом Идентифицированного Паци­ента или своего супруга).

♦ Родителям обязательно нужно ощущать, что, ис­полняя родительские функции, они сделали все, что мог­ли. Они чувствуют необходимость сказать терапевту: «Вот почему я поступил именно так. Вот что со мной про­изошло».

♦ Хронология семейной жизни, где учитываются такие факты, как имена, даты, длительные взаимоотношения, переезды, и т. д., играет роль обращения к семье. Просле-

188

Психотерапия семьи

живая хронологию, терапевт ставит вопросы, на которые люди могут ответить, вопросы, не таящие в себе явной опасности. В ней жизнь представляется такой, какой ее вос­принимает семья.

г) Члены семьи начинают терапию в полном от-

чаянии. Структурирующие действия терапев­та помогают вселить в них надежду.

♦ Если говорить о членах семьи, то события прошло­го — это часть их самих. Они могут сказать терапевту: «Я существовал». А еще они могут ему сказать: «Я вовсе не ходячая патология. Я умею успешно преодолевать множе­ство препятствий».

♦ Если бы члены семьи знали, какие вопросы требуют ответа, терапия им была бы не нужна. Поэтому терапевт не заявляет: «Расскажите-ка мне все, что вы хотите рас­сказать». Люди просто скажут ему то, что они говорили сами себе на протяжении многих лет. Подтекст вопросов тера­певта таков: «Я знаю, о чем нужно спрашивать. Я беру на себя ответственность понять ваши слова. Мы отправляем­ся в путь».

д) Кроме того, семейный терапевт знает, что се­мья в определенной степени сосредотачива­ется на Идентифицированном Пациенте с тем, чтобы снять боль. Он также знает, что любая попытка сместить центр внимания встретит сопротивление семьи. Прослеживание хроно­логии семейной жизни — это эффективный, не таящий в себе угрозы способ перенести акценте «больного» или «плохого» члена се­мьи на особенности супружеских взаимоот­ношений.

е) Прослеживание хронологии семейной жизни позволяет также решить еще одну терапевти­ческую задачу, а именно закладывает основу для процесса обучения. Как мы уже говори­ли, проверяя информацию или корректируя

Соседние файлы в папке Книги