Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ТФСД.doc
Скачиваний:
131
Добавлен:
22.03.2015
Размер:
1.14 Mб
Скачать

Особенности моторики у людей астеноидного (а), мышечного (м) и дигестивного (д) типа

Характеристика моторики

А

М

Д

Способность к одновременному движению

3

1

2

Память на движения

2

3

3

Отчетливость движений

2

1

3

Координация движений

1

2

3

Устойчивость направления движений

2

1

2

Энергия движений

1

3

2

Способность к выработке двигательных формул

3

1

2

Ритмичность движений

1

2

3

Количество движений в единицу времени

1

2

3

По многим параметрам двигательные возможности людей астеноидного типа уступают возможностям людей дигестивного типа. Но способности к одновременным движениям и выработке двигательных формул у них выше, чем у представителей других типов телосложения. Следовательно, выработка сложных двигательных навыков у них осуществляется быстрее. Отмечено, что походка у людей с дигестивным типом отличается плавностью, ритмичностью. Они ходят небольшими шагами, с большим количеством согласованных движений. У людей с астеноидным типом походка недостаточно ритмичная и равномерная, с небольшим количеством согласованных движений, с изобилием лишних движений и размахиванием руками. Например, школьницы астеноидного типа показывают незначительные результаты в беге на выносливость, в силе, а при кратковременных усилиях могут выполнять значительную работу, предрасположены к развитию скоростных способностей. Для этого специалисты предлагают им выполнять частые, но кратковременные нагрузки с достаточным временем для отдыха.

Приблизительно можно определить тип телосложения при помощи весо-ростового индекса (ВРИ). Для этого масса тела обследуемого в килограммах делится на его рост в метрах, возведенный в 3-ю степень. У представителей дигестивного типа телосложения в возрасте 16-17 лет ВРИ равен 12,7 кг/м3, у представителей мышечного типа телосложения – 11,9 кг/м3, торакального – 11,4 кг/м3, астеноидного – 9,7 кг/м3.

Многие индивидуальные параметры являются конституциональными, а значит определяются наследуемыми особенностями. Они связанны не только со строением тела, но и с работоспособностью, сопротивляемостью к заболеваниям, особенностью реакций организма на разнообразные внешние факторы. Следовательно, конституция человека – это комплекс индивидуальных анатомических, физиологических и психодинамических особенностей организма, формирующихся на основе наследственных и приобретенных под влиянием социальных и природных условий свойств и проявляющихся в его реакциях на различные воздействия. Не удивительно, что люди, относящиеся к различным конституциональным типам, будут по-разному реагировать на физические нагрузки.

Любопытные результаты получил В.П. Казначеев при обследовании строителей крупнейшей отечественной стройки 70-80-х гг. прошлого столетия – Байкало-Амурской магистрали. Известный сибирский физиолог измерял время, в течение которого человек способен выполнять локальную мышечную работу — сжимать кистью резиновую грушу. Ему удалось разделить людей на «спринтеров» и «стайеров». «Спринтеры» легко осваивались на новом месте, трудились с высокой отдачей, у них наряду с высокой работоспособностью отмечалось и хорошее настроение. «Стайеры» с трудом обживались на новом месте, часто грустили по дому. Как по настроению, так и по работоспособности они уступали «спринтерам». Но через некоторое время «спринтеры» теряли интерес к своей работе и часто переезжали на новое место. «Стайеры» постепенно привыкали к новой родине, их работоспособность неуклонно повышалась1. Такие различия нельзя объяснить просто особенностью характера. В.П. Казначеев выявил и физиологические различия, которые касались даже роста и массы тела рабочих. В дальнейшем он подтвердил антропометрические различия «спринтеров» и «стайеров», обследуя студентов сибирских вузов. Он выделяет три типа работоспособности:

  1. 1-й тип – «спринтеры» — индивиды, способные хорошо выдерживать воздействия кратковременных и сильных нагрузок, но не способные противостоять действию длительных слабых раздражителей.

  2. 2-й тип – «стайеры» — индивиды, способные сохранять высокий уровень устойчивости при длительном воздействии слабых по силе раздражителей и крайне неустойчивы перед сильными, кратковременно действующими раздражителями.

  3. 3-й тип – индивиды, способные сочетать в своих реакциях на внешние раздражители не всегда дополняющие друг друга черты реакций, присущих 1 и 2-му типам реагирования2.

Для нас интересен вот какой момент. Описание рабочих возможностей позволяет предположить, что «спринтеры» способны выплеснуть большой запас энергии, но объём этой энергии невелик. «Стайеры», наоборот, расходуют свою энергию помалу, более бережно, но способны её тратить гораздо более длительное время.

Известно, что состав мышцы является абсолютным генетическим маркером. Поэтому справедливо утверждение, что «спринтерами» не становятся, ими рождаются. «Спринтеры» заметно отличаются от «стайеров» энергетикой мышечной деятельности.

Как вы помните, АТФ является универсальной валютой клетки. Но свободного запаса АТФ в мышечной клетке достаточно лишь для 5-8 сокращений. Как мы знаем, наши мышцы способны сокращаться в течение нескольких часов. Еще недавно были популярны сверхмарафоны. В них человек бежал в течение нескольких дней. Ни собаки, ни лошади не способны на такие продолжительные мышечные нагрузки. Следовательно, в мышечных клетках существуют специальные и очень эффективные механизмы, позволяющие восстанавливать запасы израсходованного АТФ.

Человек способен совершать самые разнообразные движения. В реальных жизненных ситуациях можно выделить три вида движений:

  • быстрые мощные движения – удары, прыжки;

  • продолжительные интенсивные движения – бег или плавание на короткую дистанцию;

  • продолжительные малоинтенсивные движения – бег трусцой, спокойная езда на велосипеде.

Логично предположить, что такие разные движения будут обслуживать и различные механизмы. Напомним, что любые движения можно оценить, используя три критерия: мощность, ёмкость и экономичность. Если мы приложим эти показатели к энергетическим возможностям клетки, то получим следующие определения. Мощность — это способность продуцировать наибольшее количество АТФ. Емкость — это способность поддерживать требуемое количество АТФ в течение максимального количества времени. Эффективность — это способность с наибольшим коэффициентом полезного действия использовать энергию, полученную при расщеплении органических веществ для совершения мышечной работы.

Давайте пока не будем рассматривать проблему эффективности мышечных усилий. Для этого нам необходимо знать биохимические процессы, протекающие в мышечных клетках. А мы пока попытаемся обойтись знаниями школьных курсов физики, химии и биологии. Итак, если рассмотреть крайние варианты возможных механизмов поставки энергии, то можно предположить следующее. Существует мощный, но отличающийся малой емкостью механизм продуцирования АТФ и, наоборот, маломощный механизм, характеризующийся большой ёмкостью.

Первым является фосфагенный источник, а вторым – аэробный. Фосфагенный источник – это совокупность реакций обмена между богатым энергией креатинфосфатом и АДФ. Напомним, что АДФ образуется в результате расщепления АТФ. Для работы фосфагенного источника не требуется кислорода поэтому он называется анаэробным.

В отличие от анаэробного источника, который подключается к энергообеспечению при напряженной мышечной деятельности, при нагрузках небольшой интенсивности работает аэробный источник. При его работе энергия образуется в митохондриях с обязательным поступлением кислорода. Аэробный источник – это совокупность биохимических реакций, обеспечивающих образование АТФ в митохондриях при участии кислорода.

Здесь же отметим, что фосфагенный источник является анаэробным, так как его работа не требует наличия кислорода. Анаэробным источником является и лактацидный источник. Особенности его работы будут рассмотрены ниже.

Выдающийся советский физиолог Н.А. Бернштейн, анализируя проблемы моделирования, подчёркивал, что «каждое очередное достижение научно-технической мысли привлекало и настраивало мышление физиологов, которые — часто непроизвольно — моделировали жизненные процессы по образцам и подобиям современных инженерно-технических достижений»1.

Давайте теперь в качестве аналогии рассмотрим легковой автомобиль. Начнём с мощности. Для того чтобы провернуть вал стартёра, нужен мощный источник энергии. И он есть в машине – это аккумулятор. Но велика ли ёмкость этого прибора? Нет. Мы легко можем «посадить» аккумулятор. Если это произошло, значит, энергии, оставшейся в нём, уже недостаточно для совершения работы требуемой мощности. Логично предположить, что и в мышечных клетках есть такие биохимические реакции, которые позволяют выдавать большие порции энергии, но короткое время.

Действительно, удар и прыжок человек может совершить в любое время. Ему нет необходимости специально подготавливать себя к этому. В работу вступает фосфагенный источник. В ход идут внутриклеточные запасы энергетических ресурсов, накопленные в виде высокоэнергетического фосфатного соединения – креатинфосфата (КрФ):

КрФ + АДФ  Кр + АТФ

Благодаря своему строению креатинфосфат, так же, как и АТФ, способен накапливать энергию. За счет внутриклеточного запаса АТФ и гидролиза КрФ может быть достигнута значительная мощность (см. табл. 9).

Таблица 9