Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
yudina_t_n_sociologiya_migracii.pdf
Скачиваний:
220
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
4.56 Mб
Скачать

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru

43

Карта I.3.5. Миграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе7

7 Castles S., Miller M.J. The Age of Migration. International Population Movements in the Modern World. 2nd Edition Revised and Updated. 1998.

96

В то же время, миграционные процессы как фактор социальных преобразований влияют и на страны, утрачивающие часть своего населения. Эти воздействия не могут быть охарактеризованы как исключительно положительные или отрицательные. С одной стороны, миграция вызывает определенные изменения в социальном устройстве обществ эмиграции: здесь становится все более ощутимой нехватка трудовых ресурсов, деформируется половозрастная структура населения за счет убытия из его состава наиболее здоровых, молодых, профессионально подготовленных граждан. Естественно, эти процессы порождают не только дефицит трудового ресурса, но и вносят изменения в традиционные роли членов семей и их отношения. С другой стороны, доходы, посылаемые эмигрантами обратно в свои страны, дают средства для развития национальных экономик этих стран, изменения социально-экономического положения семей эмигрантов8.

Влияние иммиграции на общества стран въезда заключается в том, что в них происходят существенные социальные изменения. Например, расширение «иммиграционной экспансии» во второй половине XX в. привело к тому (а это мало кто предвидел), что появились общества с большим культурным и этническим разнообразием. Каждой из принимающих мигрантов стран пришлось выбирать свой собственный путь регулирования этого процесса.

Любой миграционный поток имеет свои собственные характерные особенности. Вместе с тем между ними существуют и важные подобия, которые, на наш взгляд, можно свести к следующим:

динамизм миграционного процесса, который преобразует временный въезд рабочих и беженцев в постоянные поселения и формирует этнические группы;

процессы экономической и социальной маргинализации, основанные на слабом экономическом положении иммигрантов и недостатке местных со-

8 По данным Международного валютного фонда, только за один 1977 г. иммигрантами было переслано обратно в свои страны 77 млрд долл.

97

циальных связей, ведут к сегментации рынка труда и жилищной сегрегации;

процессы формирования сообществ, через которые этнические группы развивают их собственную экономическую, социальную и культурную инфраструктуру и мобилизуются политически;

увеличивающееся взаимодействие между группами иммигрантов и местным населением, которое даже в пределах одной страны изменяется по характеру (от мирного сосуществования до враждебности и насилия);

императив для государств, которые реагируют на иммиграцию и этническое разнообразие через политику, связанную с занятостью, образованием, жильем, гражданством и общественным порядком. Однако вне этих структурных подобий есть значительные различия в политике, позициях, поведении в отношении к иммигрантам в различных странах, что, в свою очередь, по-разному влияет на социальные отношения, складывающиеся в обществе, его культуру, идентичность, на то, как государства взаимодействуют с прибывающими

вих страну меньшинствами, как управляют этим этническим разнообразием.

В концептуальном отношении есть четыре основных пути-модели, которыми страна въезда может реагировать на иммиграцию:

Юдина Т.Н. Социология миграции: Учебное пособие для вузов. М: Академический Проект, 2006. — 272 с.

43

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru

44

полное исключение;

дифференциальное исключение, или сегрегация;

ассимиляция;

плюрализм.

Понимание сути данных моделей очень важно для новых стран иммиграции, для разработки миграционной политики. Это весьма актуально и для России, которая не так давно (менее одного десятилетия назад) превратилась из страны, отдающей население, в страну иммиграции.

Данные модели могут помочь в совершенствовании иммиграционной политики и традиционным странам иммиграции.

Модель полного исключения

Модель полного исключения означает предотвращение въезда иммигрантов в страну. Хотя некоторые страны пробовали это делать, но никто из них не пре-

98

успел в выполнении такой задачи. Глобализационные процессы оказались более мощными, чем миграционная политика отдельных стран.

Однако три другие модели имеют влияние на различные стороны институциональной и социальной жизни иммигрантов, в том числе на политику в отношении иммигрантов, воссоединение семейств и права на местожительство, трудовое рыночное положение, ситуацию с жильем и формирование сообществ, социальную политику и т. д. Рассмотрим их более подробно.

Модель дифференциального исключения (сегрегация)

Модель дифференциального исключения (сегрегация) может быть охарактеризована как ситуация, когда иммигранты объединены временно в некоторые социальные подсистемы и включены только в некоторые области жизнедеятельности общества (прежде всего, в рынок труда), но лишены доступа к другим сферам. Исключение может быть произведено через юридические механизмы (отказ в гражданстве или в различиях между правами граждан и не граждан) или через неофициальные методы (расизм и дискриминация). В таких случаях иммигранты становятся этническими меньшинствами, которые являются частью гражданского общества (как работники, потребители, хозяева и т. д.), но лишены доступа к участию во многих сферах экономической и политической жизни, доступа к социальному обеспечению, гражданству.

Для дифференциального исключения характерно то, что и правительство, и само население страны въезда убеждены, что целесообразен только временный допуск мигрантов (типа вербовки рабочих), чтобы решить возникающие периодически запросы на рабочие руки или дать временную защиту беженцам. Как уже говорилось, «рабочие гости» прибывали из ближайших стран (особенно это было характерно для европейской периферии), они не имели права на воссоединение семейств или постоянное пребывание.

Постоянное поселение мигрантов в стране рассматривается как угроза стране по различным причинам, в том числе: по экономическим — как давление на заработную плату и условия труда; по социальным — как запросы по социальному обеспечению и появление люмпенизированного слоя; по культурным — как

99

вызов национальной культуре и идентичности; политическим — как опасение общественного беспорядка, создания собственных политических организаций и их влияния на внешнюю политику. Данная стратегия базируется на ограниченных правах на местожительство у временных иммигрантов и запрете на воссоединение семейств. В отдельных случаях правительства заявляют о полном запрете въезда иммигрантов (т. е. полное исключение), но фактически признают и даже молчаливо одобряют нелегальную трудовую иммиграцию. Такая политика использовалась Францией, США, южноевропейскими странами и Японией.

Модель дифференциального исключения в большей мере соответствует вышеупомянутому «гостевому работнику», которого вербовали страны Западной Европы, такие как Германия, Швейцария, Австрия и Бельгия. Ей также соответствует политика государств Персидского залива, которые вербовали работников на условиях жестких контрактов, начиная с 1970-х гг. Модель могла бы также быть применена к некоторым из более новых стран иммиграции Южной Европы и к Японии.

Модель ассимиляции.

Модель ассимиляции. Ассимиляция обычно определяется как политика включения мигрантов в общество через односторонний процесс адаптации: ожидается, что иммигранты поступятся своими отличительными лингвистическими, культурными и социальными характеристиками и станут неотличимыми от большинства населения. Роль государства в ассимиляции заключается в создании благоприятных условий для индивидуальной адаптации и трансформации культуры и большинства ценностей через настойчивость в использовании доминирующего языка и обучения в школах детей мигрантов.

Анализу проблем ассимиляции было посвящено немало работ западных социологов, особенно американских, которые рассматривали ее как неизбежный и необходимый процесс, который должны пройти все мигранты, решающие поселится в данной стране постоянно. Процесс ассимиляции был преобладающим в США в начале XX столетия, сопровождаясь массовой иммиграцией и урбанизацией. Эта модель также была харак-

Юдина Т.Н. Социология миграции: Учебное пособие для вузов. М: Академический Проект, 2006. — 272 с.

44

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru

45

терна после 1945 г. для некоторых других

100

стран иммиграции, включая Великобританию, Канаду и Австралию.

В большинстве случаев откровенная политика ассимиляции через некоторое время была оставлена и заменена политикой интеграции. Так, например, произошло в 1960-х гг. в Австралии, Канаде и Великобритании в ответ на понимание того, что недавние иммигранты не проходили успешно ассимиляцию как индивиды. Наоборот, появились тенденции формировать иммигрантские социальные, культурные и политические ассоциации и всеми силами поддерживать использование иммигрантами Своего родного языка. Также стало ясно, что иммигранты сконцентрировались вокруг определенных сфер и видов трудовой деятельности и стали компактно жить, при этом их этническое происхождение (как второстепенный фактор) и социально-экономический статус часто оказывались взаимосвязанными. Политика интеграции часто просто как более слабая форма ассимиляции основана на идее, что адаптация — постепенный процесс, в котором единство группы и взаимодействие играют роль важных составляющих. Тем не менее главная цель оставалась прежней — полное поглощение иммигрантов доминирующей культурой.

Можно утверждать, что и дифференциальное исключение, и ассимиляцию объединяет один важный общий принцип: иммиграция не должна вызвать существенных изменений в обществе получения. Вера в возможность регулирования этнического различия была оправдана в прошлом, но с 1970-х гг. она пошатнулась во многих западных странах иммиграции. «Рабочие гости» страны все больше превращались в постоянных переселенцев. Многие государства оказались неспособными к высылке большого числа нежелательных работников. В то же время полное отсутствие у них социальных прав вело к серьезным конфликтам и разногласиям. Результатом данного процесса стало воссоединение семейств, формирование сообществ и появление новых этнических меньшинств. В странах классической иммиграции ожидание долгосрочной культурной ассимиляции оказалось иллюзией, т. к. этнические общины поддерживали свой коренной язык и культуру даже в третьем поколении. Иммигранты начали создавать культурные

101

ассоциации, храмы, организовывать свои этнический бизнес. Эти тенденции достаточно скоро распространились по всей Европе.

Модель ассимиляции применялась в определенной степени во всех высокоразвитых странах иммиграции. Политика ассимиляции в определенных областях (образования или социальной политики) сосуществовала с политикой дифференцированного исключения или плюрализма в других областях (гражданства или культурной политики). Некоторые страны прошли путь от дифференцированного исключения к политике полной и быстрой ассимиляции, затем перешли к идеям относительной и постепенной интеграции и, наконец, пришли к модели плюрализма. Яркий пример такого пути — Австралия. Сегодня среди всех высокоразвитых стран иммиграции только Франция близка к классической модели ассимиляции. Великобритания также может служить примером данной модели, но здесь сильно влияние элементов плюрализма. Подобное смешение моделей сегодня можно найти в большинстве европейских стран иммиграции.

Модель плюрализма.

Модель плюрализма. Плюрализм может быть охарактеризован как принятие поселений иммигрантов в качестве этнических сообществ, которые остаются отличными от большинства населения в отношении языка, культуры, социального поведения и объединений более чем нескольких поколений. Плюрализм подразумевает, что иммигранты могут получить равные правы во всех сферах общества с учетом их разнообразия, но с условием принятия ими ключевых ценностей данного общества. Плюрализм выступает в двух основных разновидностях. Невмешательство — подход, типичный для США, — допускает культурное и религиозное разнообразие, но на уровне государственной политики не осуществляет поддержку этнических культур. Второй вариант — мультикультурная политика, которая подразумевает готовность большинства общества принять культурное различие и в соответствии с этим готова изменять соответственно социальное поведение в обществе и даже его социальные структуры.

В результате появилась политика мультикультурализма сначала в Канаде (1971 г.) и Австралии (1973 г.)

102

Эти две страны имеют много общего в проявлениях мультикультурализма.

Среди европейских стран ближе всего к ним находится Швеция. Швеция отличается от них тем, что исторически она имела высокую степень культурной однородности, просуществовавшей до 1950-х гг. С середины 1970-х гг. в Швеции реализация политики мультикультурализма была предоставлена полиции. Однако в настоящее время эта политика пересматривается из-за финансовых проблем и растущих антииммигрантских настроений.

Политика Нидерландов в отношении этнических меньшинств всегда содержала сильные мультикультурные элементы, но в настоящее время происходят также изменения в сторону экономической и культурной интеграции.

В Азии распространены различные формы мультирасизма и мультикультурализма (часто как результат колониального прошлого), но идея включения новых этнических групп или даже отдельных граждан как посто-

Юдина Т.Н. Социология миграции: Учебное пособие для вузов. М: Академический Проект, 2006. — 272 с.

45

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]