Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Нанотехнология

..pdf
Скачиваний:
6
Добавлен:
19.11.2023
Размер:
33.02 Mб
Скачать

14.2. Макромолекулярные и супрамолекулярные наноструктуры

461

Рис. 14.13. Схема образования мицеллы в диблок-сополимере

Рис. 14.14. Схема мицеллообразования ПЭО—ПЭИ за счет координации блока ПЭИ с ионами металла (ПЭО — полиэтиленоксид, ПЭИ — полиэтиленимин)

одной макромолекулы, что приводит к самоагрегированию в растворах и расплавах. Блок-сополимеры проявляют себя как амфифилы при рас­ творении в селективном растворителе, который может растворять один

462 Глава 14. Матричные нанокластеры и наноструктуры

из блоков и не растворять другой. В этом случае блок-сополимеры обрати­ мо ассоциируют, образуя мицеллы с ядром, состоящим из нерастворимого блока, и короной из сольватированного растворенного блока (рис. 14.13), которые имеют наноразмеры.

Образование подобной мицеллы из блок-сополимеров подобно обра­ зованию мицеллы в коллоидных растворах ПАВ. Как и в случае коллои­ дов, возможно образование различных упорядоченных структур из мицелл блок-сополимеров (цилиндрические, сферические ламеллярные и т.д.)

Блок-сополимеры представляют еще одну возможность получения кластеров металлов в полимерах (кроме кластеров металла в порах по­ лимера или гибридных полимеров). Речь идет о том, что введение со­ единения металла способно наноструктурировать полимерную матрицу. Используются блок-сополимеры, состоящие из блоков, близких по гидрофильности, при этом один из блоков должен содержать функциональные группы, а второй может быть инертным. При растворении такого блоксополимера в воде образуется молекулярный раствор, однако добавле­ ние солей металлов вызывает мицеллообразование за счет координации с одним из блоков (рис. 14.14).

В качестве примера на рис. 14.14 приводится мицеллообразование и синтез нанокластеров переходных металлов в водной среде с помощью блок-сополимера полиэтиленоксид-полиэтиленимин (ПЭО—ПЭИ), по­ скольку блок ПЭИ легко взаимодействует с ионами переходных металлов с образованием координационных соединений [13].

Блоки ПЭИ агрегируют между собой, формируя ядро мицеллы, а бло­ ки ПЭО образуют корону, и таким образом образуется мицеллярная на­ ноструктура, подобно случаю амфифильных блок-сополимеров.

14.3. Белки, полинуклеатиды и биологические объекты

Биополимеры и другие более сложные биологические объекты, на­ пример клетки, образуют большое количество разнообразных наносистем, как с металлсодержащими нанокластерами, так и без них. Белки пред­ ставляют собой биополимеры, состоящие из полипептидных цепей, по­ строенных из 20 типов аминокислотных остатков. Выделяются 4 уровня структурной организации. Первичная структура соответствует последо­ вательности аминокислотных остатков в полипептидной цепи, которая определяет конфигурацию цепи. Вторичная структура определяется про­ странственной укладкой атомов, что приводит, например, к сворачиванию полипептидной цепи в виде а-спирали или р -складок и соответствует конформации в полимерных цепях. Третичная структура соответству­ ет пространственной укладке вторичной структуры в пространственную структуру типа глобулы с размерами от нескольких единиц до десятков нанометров в случае глобулярных белков или вытянутых фрагментов для фибриллярных белков. Четвертичная структура включает образования, состоящие из белковых глобул или отдельных белковых доменов. Белки

14.3. Белки, полинуклеотиды и биологические объекты

463

Рис. 14.15. Структура миоглобина. Стрелка указывает расположение гема

включают активные центры, обеспечивающие ту или иную функцию бел­ ка, например ферментативную или транспортную. Эти активные центры состоят из определенных аминокислотных остатков или простатических групп с участием атомов металла [15].

Так, в гемовые белки входит активный центр — гем, образованный порфириновым кольцом, включающим атом железа. Один из простейших гемовых белков — миоглобин — с молекулярной массой М = 17 000 имеет 8 а-спиральных участков, образующих компактную глобулу с размером около 1,5 нм, которая включает гем (рис. 14.15). Участки обозначаются от А до Н (считая от конца цепи), внутри каждого а-спирального участка остатки нумеруются от 1 до п.

Более распространенный белок —- гемоглобин —- с молекулярной массой М = 64 000 состоит из 4-х подобных субъединиц, которые образу­ ют четвертичную структуру, и имеет размер около 3 нм. Гемоглобин играет

464

Глава 14. Матричные нанокластеры и наноструктуры

Рис. 14.16. Структура ядра ферритина: а) структура ядра; б) укладка полос из атомов FeOOH во внутреннюю полость белка

большую роль как переносчик кислорода в организме млекопитающих, причем атом железа в геме связывает и освобождает молекулу кислорода, что сопровождается как изменением электронного состояния атома кисло­ рода, так и изменением конформации самого гемоглобина. Для полностью окисленного НЬОг характерна компактная форма R (отрелаксированная), а для дезоксигемоглобина НЬ —*более открытая форма Т (напряженная).

Еще один белок выполняет функцию накопления железа в организ­ ме, это ферритин. В различных модификациях он представляет из себя глобулярный белок с молекулярной массой около 450 000, образованный 24 субъединицами с М = 18 500, представляющий собой обратную ми­ целлу в форме сферы, в центре которой находится железосодержащее ядро — нанокластер, —- включающее до 4 500 атомов железа в виде структуры (FeOOH)g • (FeOOPC^H). Диаметр ядра ферритина составляет 6 нм, внешний и внутренний диаметр белковой сферы — 12,5 и 7 нм соответственно. Железосодержащее ядро нанокластер состоит из слоев атомов железа и кислорода (рис. 14.16), уложенных в виде ленты, которая по краям окружена фосфатными группировками POJ2.

Белковую оболочку пронизывают 6 каналов диаметром 1 нм, которые служат для приема и отдачи атомов железа.

Следующий важный класс биополимеров — это полинуклеатиды (нуклеиновые кислоты), молекулярная масса которых может достигать 106-г107.В зависимости от природы нуклеатида различаютдезоксирибону-

466

1лава 14. Матричные нанокластеры и наноструктуры

Рис. 14.18. Схемы нанокластеров золота, стабилизированных (3' или 5') — алкантиол (24или 28-) олигонуклеатидами, присоединенными к нанкластеру по типу «голова к хвосту» (а) или «голова к голове» (5) и их агрегация в присутствии комплементарных олигомерных нуклеотидов (в) [16]

золота, что имеет большое медицинское значение для распознавания разного рода патогенных и генетических болезней. Метод основан на ис­ пользовании в качестве метки нанокластеров золота с размером 13 нм, стабилизированных алкантиол (24или 28-) олигонуклеатидами, присо­ единенными к нанокластеру по типу «голова к хвосту» (рис. 14.18 я) или «голова к голове» (рис. 14.186) [16].

На дефектном участке ДНК-мишени, т. е. гена, вызывающего заболе­ вание, происходит связывание комплементарной метки, результатом ко­ торого является агрегация нанокластеров (рис. 14.18 в), что приводит к из­ менению цвета коллоидной наносистемы от красного цвета до синего. Из­ менение цвета вызвано образованием крупных ДНК-связанных агрегатов из коллоидных нанокластеров. Наносистемы, в которых расстояние меж­ ду кластерами золота больше их размера, окрашены в красный цвет, тогда как в агрегатах эти расстояния уменьшаются и цвет становится синим.

Металло-белковые наносистемы применяются в медицине для регу­ лирования ферментативной активности и создания новых лекарств селек­ тивного действия [17]: коллоидные соединения кальция и магния с расти­ тельными белками применяются для регулирования кислотности желудоч­ ного сока, наносистему Рез0 4 с белком сывороточным альбумином вводят внутривенно для контрастного вещества при рентгенологических исследо­ ваниях, коллоидное золото и его биопрепараты представляют собой древ­ нейшее медицинское средство, например, противоартритного действия.

14.3. Белкиу полинуклеотиды и биологические объекты

467

Взаимодействие биополимеров и клеток с нанокластерами золей металлов носит специфический характер и может отличаться для раз­ ных металлов. Бактериальному концентрированию металлов предшеству­ ет их адсорбция на поверхности клетки с последующей их ассимиляцией. При этом может происходить укрупнение кластеров золя без адсорбции на поверхности клетки (флокуляция) или адсорбция с последующим оса­ ждением металл-бактериальных агрегатов (гетерокоагуляция). Подобно наносистемам на основе полимеров, наиболее устойчив золь с размерами около 10 нм. Важнейшим свойством коллоидно-бактериальной наноси­ стемы по сравнению с полимерами является наличие специфических взаимодействий. Так, живые клетки, например Bacillus subtilis, способны к адсорбции коллоидных кластеров и образованию агрегатов, в то время как для неактивных клеток адсорбция почти не происходит [18].

Однако и для поверхности активных клеток их реакционная спо­ собность по отношению к кластера металлов может меняться в широких пределах из-за особенностей химического строения.

Нанокластеры металлов играют большую роль и в процессах биомине­ рализации [19], которая может составить ветвь науки — биоорганической твердофазной химии.

В ходе биоминерализации и биоконцентрирования органическая мат­ рица (темплат) осуществляет контроль за процессами нуклеации, роста и формирования неорганических материалов с заданной морфологией, на основании этого создается сложная иерархическая структура нано­ композитов. Эти структуры могут имитироваться в искусственных усло­ виях [19].

Биоминерализация включает рассмотрение двух проблем: получение организованных неорганических материалов (см., например, рис. 14.16) и воспроизведение этих процессов в биомиметических системах (минера­ лизация in situ).

Один из наиболее характерных примеров биоминерализации это формирование наноматериалов на основе ферритина (рис. 14.16). В про­ цессе переноса железа и вхождения его во внутреннюю полость белковой оболочки формируется нанокластер оксида железа. Однако можно изме­ нить химическую структуру нанокластера, если начать его формирование с безметального апоферритина.

Например, с помощью превращений Мп2+ —> Мп3+, можно полу­ чить биополимер — иммобилизованные нанокластеры оксида марганца с размерами около 8 нм. Подобный путь эффективен для получения наноразмерных биоматериалов на основе Ag20 и, особенно, — фосфа­ тов кальция ( С а ю ( Р 0 4)б (О Н )2 , С а 8 Н 2 ( Р 0 4)б и др.), входящих в состав костных тканей. Подобные превращения характерны для формирования внутри ферритина наномагнетита Рез04. Такой путь ведет к созданию ферромагнитных белков —- которые составляют основу для получения наноматериалов, которые используются в клинических целях для со­ здания магнитного изображения. Как пример образования однородных

14.4. Внутримолекулярная динамика биополимеров

469

(ж2)ре. РРМИ позволяет определить усредненную по всем уровням вели­ чину — (Z 2)R для всей глобулы белка. РДА дает величины (ж2) практиче­ ски для любого аминокислотного остатка в белке. Полезно сопоставить энергетические и временные возможности этих методов. МС и РРМИ дают энергетическое разрешение 10“ 8 10“ 9 эВ, в то время как РДА обладает разрешением 1 эВ. Это приводит к отличиям в определении среднеквадратичных смещений для разных методов. Характеристическое время рассеяния рентгеновских лучей на электронах атома составляет 10-15 с, так что данные РДА позволяют фиксировать мгновенную картину движений (максимальная частота фононов порядка 1013 с” 1). Результаты МС 57 Fe и РРМИ с характеристическим временем 10“ 7 с позволяют по­ лучать динамическое усреднение движений атомов и фрагментов. Таким образом, МС позволяет характеризовать низкочастотные движения вплоть до 107 с” 1, что весьма важно для исследования движений нанофрагментов белка на разных уровнях организации.

Результаты исследований молекулярных кристаллов Mb и MetMb (MetMb включает гем, у которого в роли шестого лиганда выступает молекула воды) представлены на рис. 14.20 и 14.21 [21,22].

Рис. 14.20. Температурная зависимость 1п/а и (ж2) Fe в MetMb (1) и Mb (2)

Характерная особенность температурного поведения 1п/в и (ж2)Ре в этом белке и других биополимерах (рис. 14.20) состоит в том, что выше 200 К наблюдается резкое увеличение этих величин, что соответствует воз­ никновению дополнительной атомно-молекулярной подвижности. Если лиофилизовать (высушить) эти образцы, то это приведет к линейной зави­ симости этих величин вплоть до комнатной температуры, подобно зависи­ мостям для массивных твердых тел или нанокластеров с размерами более 100 нм. Такой характер температурной зависимости подвижности гидрати­ рованных нативных белков трудно объяснить какой-либо твердотельной моделью, например дебаевской моделью или моделью ангармонических колебаний со сколько-нибудь реальной формой потенциала. Это требует

470

1лава 14. Матричные нанокластеры и наноструктуры

Рис. 14.21. Мессбауэровские спектры MetMb и Mb при разных температурах: a) MetMb, 85 К; б) MetMb, 300 К; в) Mb, 200 К; г) Mb, 283 К

Соседние файлы в папке книги