Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
_Философия.учебное пособие.doc
Скачиваний:
76
Добавлен:
22.02.2015
Размер:
1.2 Mб
Скачать

3. Социальная реальность как пространство межличностных отношений

Начиная с конца XIX– первой трети ХХ в. социальная философия все более уверенно помещает в фокус своего рассмотрения человека. При этом не надо думать, будто в этом процессе она перевоплощается в философскую антропологию (философию человека). Объектом ее исследования по прежнему остается общество, социальная реальность. Однако само это общество превращается в нечто, крайне неожиданное с точки зрения классической философии и науки. Философы новейшего времени начинают осмысливать социальную реальность таким образом, что традиционные для классической философии противопоставления субъективного и объективного, бытия и сознания утрачивают смысл.

Уже Ф. Ницше (1844-1900) указывает на то, что рассматривать жизнь человека, культуру, общество, ориентируясь при этом на категории и принципы классической философии и науки не продуктивно, более того пагубно для человека. Чуть позднее В. Дильтей (1833-1911), развивая внутренне присущие философии И. Канта идеи, проведет черту между «науками о природе» и «науками о духе». И это даст основания историкам философии утверждать, что философия и, в частности, социальная философия входит в ХХ столетие с пониманием того обстоятельства, что природа, с одной стороны, и общество, культура, история – с другой, это качественно различные области исследования, требующие для своего постижения принципиально разных методов, стратегий исследования. Для социальной философии ХХ – начала XXIв. это будет иметь непреходящее значение.

Философия новейшего времени (и в том числе социальная философия) крайне неоднородна. Это и феноменология, герменевтика, экзистенциализм, символический интеракционизм, и неомарксизм (в разных вариациях), структурализм, постмодернизм, аналитическая философия, фрейдизм и неофрейдизм и пр. Тем не менее, для социальной философии в целом, особенно во IIпол. ХХ в. характерны определенные общие тенденции развития изучаемой проблематики и, в частности, повышенное внимание не столько к обществу в его традиционном понимании, сколько к социальной реальности, социальной действительности как пространству человеческого существования. Физики сказали бы «пространству-времени» и это было бы вполне уместно, поскольку общество, социальная реальность из устойчивого объекта рассмотрения превращается в сложным образом организованный процессбытия-человека-в-мире.Это теперь уже не столько «частица» – часть мироздания, сколько «волна» – способ человеческого существования. Не случайно философы начинают употреблять такие понятия, как «жизненный мир» (Э. Гуссерль, А. Шюц, Х. Ортега-и-Гассет), «экзистенция» (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс и др.), «символическая реальность» (Э. Кассирер), «мир смысла» (Г. Гадамер), «социальное поле», «социальное пространство» (П. Бурдье) и пр.

Общество, социальная реальность предстает в данном случае как мир смыслов, межличностных и межгрупповых отношений, продуктов цивилизации – мир, который уместно рассматривать в качестве освоенного сообществом людей («сделанного своим», превращенного в социальную реальность) пространства жизнедеятельности. Этот мир объективно существует и в то же время, чем дальше, тем меньше поддается истолкованию в терминах механистической картины мира, которая определяла видение исследователей, в том числе социальных философов, по крайней мере, до конца XIX– первой трети ХХ века.Мир Человека – социальная реальность, общество – это не физическое или, скажем, географическое пространство, характеризующееся неизменной системой координат, с одной стороны, и однонаправленная и равномерная последовательность событий, разворачивающаяся во времени, которое представляло бы собой устойчивую физическую величину – с другой. Метафоры классической механики для современного социального мыслителя приемлемы куда менее, чем смысловые конструкты здравого смысла, о чем весьма красноречиво свидетельствуют исследования феноменологов. Социальная философия имеет дело с многомерным, многосоставным, неравномерно распределенным пространством социальных связей и отношений, «метрика» которого все время преобразуется, будучи к тому же различной в разных социокультурных, институциональных контекстах.

Для современного этапа общественного развития характерно нарастание, с одной стороны, темпов социальной и культурной (включая материальную, технологическую культуру) динамики, а с другой – масштабов происходящих изменений. Именно в этих условиях очевидным становится, что пространство человеческой жизнедеятельности способно расширяться (или сужаться) в различных, казалось бы, самых фундаментальных своих измерениях. Так, современные информационные технологии, новые средства и способы коммуникации, становясь неотъемлемой составляющей жизни общества, перекраивают сегодня саму ткань социальной реальности. Современный исследователь становится свидетелем того, как социальное пространство искривляется, сжимается и растягивается, умножается и разворачивается во все новых и новых конфигурациях. Этого, конечно, можно не замечать, но никак нельзя игнорировать того обстоятельства, что реальности, с которой имела дело классическая философия и наука сегодня уже не существует. Те эффекты, явления и процессы, с которыми сталкивается современное обществознание, необычны настолько, что «стандартная концептуальная оптика» (традиционные схемы описания) зачастую просто неспособна их зафиксировать, оставляя исследователя с чувством интуитивной неудовлетворенности наличными описаниями и интерпретациями.

Не случайно в этом отношении стремление современных исследователей к изменению самого стиля социально-гуманитарного мышления, к формированию, так называемых, «реляционных» (П. Бурдье) моделей концептуализации социальной реальности. На первый план в данном случае выходит человек, формы существования человеческого сознания и деятельности, формы и уровни его самореализации в качестве активного, деятельного начала, в качестве субъекта формирования пространства собственной жизнедеятельности – мира, проявляющегося в виде физически, социально и духовно освоенного человечеством универсума.

Здесь речь заходит об антропологическом повороте в современной философии и науке – процессе, который сопровождается формированием новых тематических областей, поиском адекватных меняющимся реалиям стратегий исследования, трансформацией теоретико-методологической «стилистики» познавательного процесса.

Именно в этом контексте все более отчетливо проявляется акцентирование интереса современных исследователей к «человеческому измерению» общественной жизни. Это предполагает отказ от детерминистской, механистической трактовки изучаемого объекта. Социальная реальность оказывается наполненной смыслом. Изучение социальных явлений, процессов требует учета смыслопорождающих факторов, введения в фокус рассмотрения человека как субъекта социального действия, мировосприятие и мироотношение которого не просто проявляется в конкретных социокультурных условиях, но само является важнейшим фактором формирования подобных условий.

Действительность в этом контексте интерпретации идентифицируется в качестве пространства человеческой жизнедеятельности при условии проявления окружающего мира в интенциональной3перспективе человеческого сознания. В данном случае для исследователя принципиальное значение принимает то обстоятельство, что современное общество онтологически позиционирует себя на основе воспроизводимой в опыте социальных субъектов системы социального знания.Социальное знаниеявляется продуктом познавательного процесса, осуществление которого в его различных стихийно проявляющихся и институционально упорядоченных формах задает онтологические границы и формирует направленность развития общества, самого человека. Речь идет о процессе формирования продуктов материальной и духовной культуры.

Современный исследователь должен принять во внимание, что предметное содержание общественной жизни постоянно меняется, погружая философскую и научную мысль в контекст динамичной, развивающейся реальности, которая является таковой даже при условии, что речь идет пока только о ее предметной «конфигурации». А ведь социальную философию интересуют не столько атрибуты социального взаимодействия, сколько само это взаимодействие – совокупность составляющих общественную жизнь социальных практик, поведенческих актов, отношений между людьми и социальными общностями. Именно в этом контексте особую актуальность приобретает исследование тех вопросов, которые освещаются в заключительной части лекции.