Скачиваний:
3
Добавлен:
01.01.2023
Размер:
470.58 Кб
Скачать

50. Процесс доказывания.

Доказывание — это регулируемая законом деятельность, состоящая в собирании, проверке и оценке доказательств в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу (ст. 85 УПК).

УПК РФ Статья 85. Доказывание

Доказывание состоит в собирании, проверке и оценке доказательств в целях установления обстоятельств, предусмотренных статьей 73 настоящего Кодекса. (это его элементы, о них будет сказано ниже)

Доказывание в пределах своих полномочий осуществляют дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, прокурор, судья.

  • В результате доказательственной деятельности они собирают те фактические данные, которыми обосновывают свои решения по делу или отдельным правовым вопросам.

К участию в собирании и проверке доказательств привлекаются эксперты, специалисты, понятые и другие лица, которые в порядке, установленном законом, выполняют определенные процессуальные обязанности.

Собирание и проверка доказательств производятся путем допросов, очных ставок, предъявления для опознания, выемок, обысков, осмотров, экспериментов, производства экспертиз и других следственных и судебных действий, предусмотренных законом.

Определенные права на участие в доказательственной деятельности предоставлены всем участникам процесса со стороны обвинения и со стороны защиты.

Очевидны различия в доказательственной деятельности на досудебном производстве и в суде.

  • Следователь собирает доказательства для установления того, было ли событие преступлением и кто виновен в совершении преступления, и другие обстоятельства, предусмотренные ст. 73 УПК. При наличии достаточных доказательств дело для разбирательства и разрешения направляется в суд.

  • В суде исследуются представленные сторонами доказательства для ответов на вопросы, доказано ли событие преступления, доказана ли виновность обвиняемого и др.

Основные черты доказательственной деятельности:

1) в каждой стадии процесса в соответствии с ее конкретными задачами и процессуальными формами доказывание имеет свои особенности, свои характерные черты. Результатом доказывания могут быть только предусмотренные для данной стадии решения.

  • Задачи конкретной стадии, ее процессуальная форма отражаются и в соотношении отдельных элементов доказывания, и в том, как происходит собирание и проверка доказательств (непосредственно или по письменным материалам) и, соответственно, какие выводы из оценки доказательств могут быть сделаны в той или иной стадии. Очевидно, что собирание доказательств происходит преимущественно в досудебных стадиях, в ходе дознания и следствия. Суд непосредственно исследует эти доказательства, а также доказательства, впервые представленные сторонами суду.

  • В соответствии с теми процессуальными условиями, в которых получены и проверены доказательства в той или иной стадии, закон определяет пределы полномочий органа или должностного лица на принятие решений на основе оценки совокупности доказательств. Прокурор, утвердив обвинительное заключение, передает дело в суд, и только суд в результате судебного разбирательства вправе решить вопрос о виновности обвиняемого.

2) доказательственная деятельность в уголовном процессе не ограничивается познанием обстоятельств происшедшего события тем или иным субъектом процесса (например, следователем), когда он осматривает место происшествия или допрашивает свидетеля.

  • Все сведения, ставшие известными, например, следователю, должны быть зафиксированы в процессуальной форме, которая бы обеспечивала возможность ознакомления с ними всех субъектов уголовно-процессуальной деятельности и создавала возможность всем участникам судопроизводства проверить достоверность полученных сведений.

  • Поэтому процесс доказывания имеет не только познавательный, но и удостоверительный характер. Удостоверительная сторона процесса доказывания выражена в правилах о порядке собирания, проверки доказательств и фиксирования их результатов в протоколах и иных документах. Эта сторона доказательственной деятельности особенно важна в свете положений о недопустимых доказательствах (ст. 75 УПК).

3) познание обстоятельств дела, т. е. происшедшего события, осуществляется опосредованным путем через доказательства, но отдельные обстоятельства, факты могут быть восприняты следователем, судьей непосредственно.

  • Это те факты и состояния, которые сохранились ко времени расследования, рассмотрения судом дела (например, последствия пожара, испорченная картина, обезображенное лицо потерпевшего).

  • Непосредственно воспринятые следователем и судьей обстоятельства будут иметь доказательственное значение для всех иных участников процесса, если они получены в установленном законом процессуальном порядке (например, при осмотре, освидетельствовании), а полученные при этом данные надлежащим образом отражены в протоколе.

4) все элементы доказательственной деятельности — собирание, проверка и оценка доказательств — неразрывно между собой связаны, протекают в единстве, имеют место на всех стадиях процесса в тех процессуальных формах, которые соответствуют задачам данной стадии и установленному в ней порядку производства.

5) факты общеизвестные (например, дата исторического события) или преюдициально установленные используются в уголовном процессе без доказывания, если не возникает сомнения в их достоверности (например, обстоятельства события, установленные вступившим в законную силу приговором, признаются без проверки по другому делу — ст. 90 УПК).

6) в доказывании используются два пути познания: информационный и логический.

Информационный

Логический

это доказывание с помощью прямых доказательств, когда полученные сведения прямо отвечают на вопрос, что произошло, кто совершил определенные действия.

это установление обстоятельств, подлежащих доказыванию, посредством выводного знания, от известных обстоятельств к неизвестным.

Это могут быть элементарные акты познания в форме дедуктивного умозаключения, где в качестве большой посылки выступают данные науки, техники, обобщенного социального опыта, очевидные и общеизвестные истины (суждения «здравого смысла»)

  • В таких умозаключениях вывод строится от наличия основания к логическому следствию: «если... то».

Например, если обнаружены отпечатки пальцев подозреваемого на стекле, то подозреваемый прикасался к этому стеклу. Если же в момент совершения преступления обвиняемый был в другом месте, то исключается его непосредственное участие в преступлении.

Однако не каждый вывод из установленного факта может в процессуальном доказывании строиться по таким правилам. Это объясняется тем, что нет таких универсальных, общих посылок, относящихся к обстоятельствам, подлежащим доказыванию, которые всегда приводили бы к однозначному выводу из установленных фактов.

Например, если бы обнаружение похищенной вещи у подозреваемого во всех случаях было следствием того, что он эту вещь украл, то в каждом конкретном случае вывод о краже вещи вытекал бы из самого факта обнаружения вещи у подозреваемого. Однако подозреваемый мог ее найти, купить, вещь могла быть ему подброшена. Очевидно, умозаключение, построенное по формуле «если...то», не может быть признано единственно верным и служить основанием для вывода о каком-либо факте.

Поскольку суждение о значении, силе отдельного доказательства и всей их совокупности не может быть формализовано, в уголовно-процессуальном доказывании используется логика правдоподобных

умозаключений, оперирующая такими категориями, как «более (менее) вероятно», «весьма правдоподобно».

  • Такого рода умозаключения преобладают при построении вывода по делу на основе косвенных доказательств. В системе всех косвенных доказательств по делу значение каждого отдельно взятого доказательства возрастает, когда совпадение их представляется маловероятным, а совокупность всех доказательств усиливает значение каждого из них и при правильном использовании приводит к надежным, достоверным выводам по делу.

Пример, при обвинении лица в краже найдены отпечатки его пальцев на окне в квартире, где была совершена кража, обнаружены у него вещи потерпевшего, установлен факт дружеских отношений

между подозреваемым и лицом, которое продавало на рынке похищенные из квартиры потерпевшего вещи. Совокупность этих обстоятельств усиливает значение каждого из них и делает маловероятным случайное их совпадение.

Для гносеологической характеристики выводного знания, каким является знание, полученное в уголовном процессе, может использоваться понятие достоверного знания.

Достоверным признается знание, полученное в результате собирания, проверки и оценки доказательств в точном соответствии с установленными законом правилами и не вызывающее сомнений у лиц, принимающих решение на основе этих доказательств, и у лиц, проверяющих обоснованность сделанного вывода.

  • В законе в указанном выше смысле используется понятие «доказанность» (ст. 299, 339 УПК).

Обвинительный приговор не может быть основан на предположении и постанавливается лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления подтверждена совокупностью исследованных судом доказательств (ч. 4 ст. 302 УПК). В этом смысле в процессуальной теории употребляют как равнозначные понятия приговора достоверного и истинного.

  • М. С. Строгович писал, что «достоверность выводов следствия и суда обобстоятельствах рассматриваемого уголовного дела — это то же самое, что истинность этого вывода».

7) доказывание как процесс накопления знаний выражается в различных требованиях, которые предъявляет закон при принятии различных решений на том или ином этапе производства по делу.

  • Так, при возбуждении уголовного дела, при задержании подозреваемого достаточно предположения о том, что преступление имело место,

  • а для постановления обвинительного приговора преступление и лицо, его совершившее, должны быть установлены достоверно, вне сомнения.

Презумпция невиновности подозреваемого, обвиняемого может быть опровергнута только при доказанности вины лица, когда вина подтверждена совокупностью достоверных доказательств и отсутствуют сомнения в доказанности вины. В ином случае закон требует, чтобы неустранимые сомнения (когда сделано всевозможное для проверки доказательств, однако версия защиты не опровергнута) в виновности лиц толковались в пользу обвиняемого (ст. 49 Конституции РФ). Это значит, что обвинение, которое не удалось достоверно доказать, считается недоказанным и обвиняемый должен быть оправдан (или дело подлежит прекращению).

Далее у нас вопрос про этапы, однако Лупинская пишет, что это не этапы, а элементы (собирание, проверка и оценка). В кафедральном учебнике тоже формулировка “элементы”. Однако, конкретно “этапов” я никаких не нашла.

Поэтому Элементы (?? этапы) процесса доказывания

1) Собирание доказательств — это совершение субъектами доказывания в пределах их полномочий действий, направленных на обнаружение, истребование, получение и закрепление в установленном законом порядке доказательств.

УПК РФ Статья 86. Собирание доказательств

1. Собирание доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств.

3. Защитник вправе собирать доказательства путем:

1) получения предметов, документов и иных сведений;

2) опроса лиц с их согласия;

3) истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии.

Собирание доказательств происходит путем:

  1. производства следственных и иных процессуальных действий;

  2. истребования от учреждений, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан предметов, актов ревизий, документальных проверок;

  3. представления участниками процесса или любыми гражданами, учреждениями, предприятиями и организациями предметов, документов (ст. 86 УПК);

  4. проверки и закрепления процессуальными средствами сведений, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности.

Следователь и дознаватель (п. 3 ч. 2 ст. 38; п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК) по своему усмотрению вправе производить любые следственные действия, предусмотренные УПК. Порядок производства следственных действий установлен в законе, в том числе в ряде случаев требует решения суда (ч. 2 ст. 29 УПК).

Полномочия прокурора по производству следственных действий весьма ограничены, поэтому участвовать в собирании доказательств может только прокурор, выполняющий функцию государственного обвинителя. В судебном следствии в суде первой или апелляционной инстанции он вправе заявлять ходатайство об истребовании судом дополнительных доказательств или об исследовании доказательств, которые он готов дополнительно предоставить суду.

Участники процесса имеют право ходатайствовать о производстве следственных действий по собиранию доказательств, но сами собирать доказательства следственным путем не могут, они могут представить лицам, ведущим производство по делу, вещи с просьбой приобщить их к делу в качестве вещественных доказательств, письменные и иные документы, называть лиц, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, потерпевших, и ходатайствовать об их вызове к следователю, в суд (ч. 2 ст. 86 УПК).

Вопрос о праве суда собирать доказательства не решается однозначно.

На суд не возлагается бремени доказывания обвинения, суд не является и стороной защиты, и его функция состоит в разрешении дела (ст. 15 УПК). Однако глава 37 УКП в ряде случаев указывает, что отдельные следственные действия в первой инстанции суд вправе производить по собственной инициативе (ч. 2 ст. 281, ст. 282, 283 УПК).

Следует четко разграничить цели собирания доказательств, которые преследуют стороны, и цели суда.

  • Стороны в состязательном процессе представляют суду доказательства, обосновывающие их позиции.

  • В случае необходимости стороны могут ходатайствовать перед судом об истребовании дополнительных доказательств, и тогда суд может участвовать в их собирании (ст. 271 УПК).

  • Однако всякий раз, когда суд выявляет противоречия или когда достоверность доказательства вызывает у него сомнение, в целях проверки и устранения возникших сомнений суд должен иметь право по своей инициативе производить любые следственные действия, предусмотренные главой 37 УПК, и самостоятельно собирать необходимые ему доказательства для принятия правосудного решения по делу.

По УПК суд участвует в собирании и проверке доказательств. Он вправе на предварительном слушании допросить свидетеля и приобщить к уголовному делу документы, указанные в ходатайстве. Здесь допрос свидетеля производится для решения вопроса об исключении доказательства, признании его недопустимым (ч. 3 ст. 235 УПК).

В судебном разбирательстве суд участвует в исследовании доказательств и собирает интересующие его сведения для проверки и оценки доказательств, представленных сторонами, используя свое право задавать вопросы подсудимому, свидетелю, потерпевшему, эксперту (ч. 3 ст. 275, ч. 3 ст. 278, ст. 282 УПК), по собственной инициативе назначить судебную экспертизу (ч. 1 ст. 283 УПК), участвовать в осмотре вещественных доказательств (ст. 284 УПК).

Суд непосредственно исследует доказательства, что означает: суд, не полагаясь на письменные материалы уголовного дела, устно заслушивает показания подсудимого, потерпевшего, свидетелей, заключение и показания эксперта, специалиста, оглашает протоколы допросов и иные документы. Непосредственность исследования доказательств обеспечивает формирование у судей внутреннего убеждения по делу, обеспечивает независимость судей в оценке доказательств.

Устность судоговорения обеспечивает реальное равенство сторон в исследовании доказательств.

Защитник обвиняемого, представитель потерпевшего (адвокат) может запрашивать документы из учреждений, организаций и представлять их следователю, суду. Он может использовать и технические средства: видео и звукозапись, фото и киноаппаратуру, например, записать рассказ очевидца происшествия, сделать фотоснимок места происшествия и т. п. вне рамок производимых следователем, судом следственных действий. Эти материалы он может представить следователю, суду и ходатайствовать обоих проверке и приобщении их к де

лу. Они могут служить для обоснования ходатайства о вызове и допросе лица в качестве свидетеля и др.

В п. 3 ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» закреплено право адвоката собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в

том числе: (посмотрите сами, а то много букав)

НО

Сопоставляя права защитника по собиранию доказательств с понятием «доказательства», данным в ст. 74 УПК, следует сделать вывод о том, что документы, предметы, сведения, полученные в результате опроса защитником лиц, не отвечают такому обязательному свойству доказательства, как допустимость, так как они не получены и не закреплены в процессуальном порядке и в процессуальной форме.

ПОЭТОМУ

Поэтому все сведения, собранные защитником, могут стать доказательствами после того, как они будут представлены лицам, ведущим судопроизводство, признаны ими имеющими значение по делу и приобретут необходимую процессуальную форму, а именно: лицо, опрошенное защитником, должно быть допрошено по правилам допроса свидетеля, потерпевшего; документы, предметы приобщены к делу соответствующим постановлением (определением).

Для получения письменных документов и предметов, имеющих значение для уголовного дела, участники судопроизводства, названные в ч. 2 и 3 ст. 86 УПК, вправе воспользоваться услугами частных детективных и сыскных служб, деятельность которых регулируется Законом РФ от 11 марта 1992 г. No 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». Материалы этой деятельности, как и материалы, полученные в результате ОРД, не являются доказательствами. Для этого они должны быть представлены лицам, ведущим уголовное судопроизводство, по их решению приобщены к делу, проверены и оценены по правилам ст. 87 и 88 УПК.

2) Представление доказательств - это способ реализации участником процесса своего права на участие в доказывании.

  • Следователь, суд не вправе отказать участнику процесса в ходатайстве о приобщении к делу документа или о производстве следственных действий по собиранию доказательств, если сведения, о получении которых он ходатайствует, могут иметь значение для дела (ст. 122 УПК).

Способами закрепления доказательств закон считает как письменную форму (протокол), так и фотографирование, магнитофонную запись, киносъемку, изготовление слепков и оттисков следов, прилагаемых к протоколам, а также использование иных научно-технических средств.

Соседние файлы в предмете Доказывание и доказательства в гражданском судопроизводстве