Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Teoria_i_praktika_argumetatsii_Kurs.pptx
Скачиваний:
20
Добавлен:
01.01.2023
Размер:
44.89 Mб
Скачать

Перечисленные уловки являются наиболее «грязными», недопустимыми в силу несоответствия не только правилам аргументации, но какой бы то ни было этике. По-видимому, в качестве обратной по отношению ко всем разновидностям палочных аргументов, возникает еще одна уловка (также рассматриваемая Поварниным как характерная для стран, «где свобода слова стеснена насилием»):

«Вид жертвы» - уловка, использующаяся в тех случаях, когда человеку нечего сказать в ответ на обоснованные доводы противника. Тем не менее, он делает вид, что мог бы многое сказать, но… «Наш противник отлично знает, почему мы не можем открыто ответить ему. Наша борьба неравная» и т.д., и т.п.

Аргумент «к жалости» (argumentum ad misericordiam) - прием, когда для достижения своих целей говорящий необоснованно апеллирует к состраданию людей.

Аргумент «к публике» (argumentum ad populum), иногда называемый «обращением к толпе» (mob appeal) или «аргументом к снобам» (snob appeal) – аргументатор апеллирует к предрассудкам конкретной аудитории. Для этого он может, например, противопоставить «нас», «наших» (себя и аудиторию) и «их», «не наших» (тех, против кого направлена его речь).

Аргумент к последствиям (argumentum ad consequentiam), или принятие желаемого за действительное – является уловкой в тех случаях, когда тезис фактического характера представляют в благоприятном или неблагоприятном свете с помощью лишь одного указания на желательные или нежелательные последствия описываемого действия. Например: «Бог существует, иначе бы у людей не было надежды, которая их поддерживает в жизни».

«Скользкий склон» (slippery slope fallacy) – особый случай аргумента к последствиям, при котором использование ни на чем не основанных утверждений о неблагоприятных последствиях описываемого действия доводится до крайности. Суть уловки – в ложной предпосылке, что если придерживаться предлагаемого плана действий, дела будут идти все хуже и хуже. Часто используется в дискуссиях по социально важным проблемам науки, здравоохранения, образования, воспитания молодежи. Например:

«Сначала легализуем эвтаназию, а потом все закончится тем, что начнем строить газовые камеры, как это

Фиктивный или воображаемый противник (straw man

– букв. «соломенное чучело») – уловка заключается в том, что оппоненту приписывают фиктивную или искаженную точку зрения, которую легче опровергнуть.

Аргумент к скромности или к авторитету

(argumentum ad verecundiam) – уловка некорректного апеллирования к авторитету, т.е. предполагается или утверждается, что было бы нескромным со стороны слушателей противопоставлять свое мнение какому-либо авторитетному мнению, к которому говорящий апеллирует в своей аргументации.

Отрицание авторитетов – уловка противоположного характера, полное отрицание авторитетов, в том числе, правомерных ссылок на знатоков в той области, о которой идет спор.

Аргумент «к незнанию» (ad ignorantium) - некорректное использование апеллирования к незнанию собеседником доказательств противного тому, что утверждаете вы, или апеллирование к тому факту, что таких доказательств никогда не было зафиксировано. На основании того, что не было доказано противное, делается вывод, что тезис является верным (либо наоборот).

Объявление точки зрения «священной» – уловка, состоящая в том, чтобы закрыть тему для обсуждения. Пример: «Я собираюсь отремонтировать квартиру. Мы

можем обсуждать все, что угодно: стиль, планировку,

Аргументы к человеку (ad hominem)

В современной теории аргументации термин «аргумент к человеку» используется для обозначения атаки на личность оппонента с целью показать, что аргумент оппонента ошибочен или что этому аргументу не следует особенно доверять

Легко используемые для обвинения, трудно опровержимые, аргументы к человеку оказываются мощным средством воздействия на аудиторию, даже тогда, когда доказательств, поддерживающих обвинение, мало или совсем нет. Подчас голословного, но эффектного и категоричного заявления бывает достаточно, чтобы лишить аудиторию способности к критическому анализу. Такая эффективная личностная атака (критика характера личности) лишает человека возможности защитить свою позицию, в силу утраты доверия слушателей, читателей, зрителей. Возможно, поэтому аргументы к человеку широко используются в предвыборных «негативных кампаниях», в политике в целом, находят отражение в средствах массовой информации.

Традиционно аргументы ad hominem рассматривались как ошибка или некорректная уловка. Однако современные исследования демонстрируют, что они могут быть обоснованно использованы в области политики и права. (Далее приводятся данные из книги Д. Уолтона «Аргументы ad hominem. М., 2002).

Так, согласно опросам американских избирателей, большинство из них считают необходимым, чтобы люди, занимающие высокие государственные посты, обнародовали свои дополнительные доходы и свое финансовое положение. По тем же исследованиям, считается возможным отозвать политика с высокого государственного поста в связи с махинациями с подоходными налогами и появлением нетрезвым в общественном месте. Многие согласны с тем, что ведущие политики не должны получать доходов от публичных выступлений, занятий бизнесом, заниматься консультированием за высокую плату в бизнесе, связанном с его работой в правительстве. Следовательно, все эти темы могут обсуждаться в СМИ, использование данных аргументов допустимо в политической полемике.

Личные качества и поведение являются законными темами политических дебатов, если дело касается политических деятелей или кандидатов на политические посты. Избиратель неизбежно будет стремиться выбрать кандидата, который близок ему по своим взглядам в целом, и, учитывая отсутствие у большинства всестороннего знания политического контекста, вполне разумно делать выбор на основании личностных качеств политика. Поэтому публичному обсуждению могут подвергаться компетентность политика, его мировоззрение, система ценностей, этические качества. В то же время, если СМИ потворствуют и даже подогревают непомерный и неоправданный интерес публики к личностям политиков и их частной жизни, это не способствует нормальному течению политической дискуссии.

Так, к концу 1994 г. в США сложилось общественное мнение, что президент Билл Клинтон потерял доверие народа, потому что невозможно было понять, какой характер стоит за многими его политическими манипуляциями. В итоге стали появляться такие публичные личностные нападки, т.е. аргументы ad hominem, направленные против Клинтона: «На сегодня обе партии пришли к единому мнению, что Клинтон не плох и не опасен, а просто глуп. Честно говоря, почти никто не считает, что он сам верит всему, о чем убежденно говорит, и продолжает полностью верить в это до тех пор, пока сам от этого не откажется. Он обладает непостижимой искренностью интеллектуального социопата, уверенного, что в его речах главное не правда, а убежденность.

Ad hominem в правовой аргументации

В правовой аргументации аргументы ad hominem практически всеми считаются допустимыми в двух случаях: при перекрестном допросе свидетелей в суде и при перекрестном допросе экспертов в суде.

Сложная ситуация складывается при перекрестном допросе эксперта. Теоретически считается, что эксперт является квалифицированным беспристрастным источником информации. Но на практике его точка зрения подвергается сомнению. Юристы могут затратить много времени и сил на разработку стратегии и тактики, для того чтобы представить мнение эксперта в нужном для себя свете. Перекрестный допрос эксперта может рассматриваться как диалог-убеждение, где пропонентом является адвокат или прокурор, проводящий допрос, а аудиторией, которую надо убедить судьи или присяжные. Третьим участником диалога является эксперт. При этом критика, высказываемая в адрес эксперта может базироваться на том, что он - нечестный человек, или на том, что он некомпетентен в своей сфере, используемые им методы устарели и он пользуется плохой репутацией у коллег.

При судебном разбирательстве характер имеет большое значение, особенно в уголовных делах, где основная линия аргументации адвоката (прокурора) строится на том, что подсудимый – хороший (плохой) человек. В то же время неприемлемы свидетельства, показывающие, что человек, которому приписывается совершение некоего деяния, имеет склад характера, делающий вероятным то, что он мог совершить или не совершить приписываемое. В целом, аргументы «от характера» в суде не принимаются.

Классификация и структура аргументов ad hominem по Д. Уолтону.

■ Как мы видим, общий аргумент к человеку (ad hominem) распадается на три больших класса, каждый из которых включает конкретные виды аргументов ad hominem.

■ Следует иметь в виду, что в силу того, что все аргументы ad hominem в значительной степени затрагивают интересы личности, доброе имя человека, к ним надо относиться с большой осторожностью и всегда проверять их с помощью

критических вопросов:

Является ли справедливой (или хорошо обоснованной) посылка, что А – плохой человек?

Является ли заявление, что А – плохой человек, значимым для оценки его аргумента?

Состоит ли вывод аргумента ad hominem в том, что довод А должен быть отвергнут, даже если представлены другие свидетельства в его защиту; или вывод состоит в том, что данный довод оппонента должен вызывать меньшее доверие, чем все остальные?

Обстоятельственный аргумент ad hominem.

Обстоятельственный аргумент строится на некотором противоречии или практическом несоответствии того, что аргументатор А защищает, и определенными проявлениями его личности или обстоятельствами его личной жизни. Из этого делается вывод, что А – лицемер, безнравственный человек. Следовательно, его аргумент не заслуживает доверия. Основная идея обстоятельственного аргумента – «Ты не делаешь того, что проповедуешь».

Разновидностями (и конкретными примерами) обстоятельственного аргумента являются:

А) прагматическая непоследовательность («ты говоришь одно, а делаешь другое»). Отец говорит сыну, что курение вредно и приводит к серьезным заболеваниям. Сын отвечает: «Ты сам куришь, чего же стоят твои аргументы?»

(Упрек сына справедлив, но это не означает, что аргумент отца неверен. Отец должен объяснить свою непоследовательность).

Дополнительные критические вопросы:

Насколько серьезна указанная прагматическая непоследовательность и может ли конфликт быть разрешен или объяснен без нарушения последовательности позиции лица, критикуемого в диалоге?

Следует ли из этой непоследовательности, что он плохой человек?

Означает ли это, что аргумент критикуемого за непоследовательность ложен?

В) логическая непоследовательность («ты сам себе противоречишь»).

Диалог двух товарищей: «Ты признаешь, что ты коммунист и всегда поддерживал коммунистов. Однако сейчас ты не на стороне профсоюза? Как же так? Выбирай: либо-либо».

Дополнительные критические вопросы:

Насколько предыдущая высказываемая позиция подвергшегося критике лица действительно противоречит нынешней?

С) универсальный обстоятельственный аргумент: аргументатор выдвигает аргумент, включающий положение, требование, которого каждый должен придерживаться; но сам он совершил действие или ряд действий, не соответствующих данному требованию.

Дополнительные критические вопросы:

следует ли из выдвинутого аргумента, что сформулированного требования должен придерживаться каждый)

существуют ли основания для того, чтобы аргументатор был исключением из правил?

следует ли из действий данного лица, что он отвергает то, что утверждал?

D)групповой обстоятельственный аргумент: аргументатор, принадлежащий к определенной группе, утверждает, что каждый член группы должен придерживаться некоторого принципа, правила; но сам он совершает действия, показывающие, что он этого правила не придерживается. (Дополнительные критические вопросы аналогичны предыдущим).

E)ситуационно-дисквалифицирующий аргумент: В диалоге (обсуждении) аргументатор выдвигает предложение или требование, которому сам, в силу обстоятельств своей жизни, не может следовать (не может внести свой вклад в диалог), что дисквалифицирует его как аргументатора и заставляет усомниться в ценности аргумента.

Пример. Генерал-майор в отставке доказывает своим родственникам, что нужно послать войска «в горячую точку». Его внук возражает: «Тебе хорошо, дедушка, тебя не призовут в армию!»

Дополнительные критические вопросы:

каковы особенности личной ситуации аргументатора, в связи с которыми он не может внести свой вклад в диалог?

Может ли его аргумент быть достойным рассмотрения сам по себе?

Прямой обвинительный ad hominem

Прямой обвинительный аргумент к человеку иначе называется «атака на личность». Атаке при этом подвергаются, те качества, которые и составляют личность – ее нравственные, социальные, когнитивные аспекты. В большинстве обычных дискуссий по самому широкому кругу вопросов, целью личностной атаки является дискредитация личности в нравственном плане (его прошлое поведение, высказываемые им ранее мнения, его мировоззрение) – именно это делает их столь эффективными. Когда атаке подвергаются нравственные качества человека, аудитория готова отвергать любой его аргумент, доверие к его словам уменьшается или вовсе пропадает.

Соседние файлы в предмете Доказывание и доказательства в гражданском судопроизводстве