Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Teoria_i_praktika_argumetatsii_Kurs.pptx
Скачиваний:
20
Добавлен:
01.01.2023
Размер:
44.89 Mб
Скачать

Допустимые уловки

Спор – это борьба, борьба интеллектов, борьба мнений, но это и искусство, которое требует использования специальных навыков и приемов. Не случайно в этом разделе так часто встречаются ссылки на Сун-цзы и цитаты из его «Трактата о военном искусстве» - общие принципы лежат как в основе военного, так и в основе словесного искусства.

Сформулируем общие тактические приемы, допустимые при ведении спора:

проявляй инициативу;

старайся наступать, а не обороняться;

будь непредсказуемым;

постарайся достичь относительного превосходства (концентрируй силы);

отвлекай внимание противника;

умей использовать слабые места противника.

Существуют и специфические приемы, которые используются в сложных ситуациях:

«Оттягивание возражения». Этот прием применяется в тех случаях, когда противник приводит неожиданный сильный аргумент, на который трудно сразу найти подходящий ответ. Допустимо немного «потянуть время»: задать уточняющие вопросы, начать ответ издалека, с чего-нибудь имеющего отношение к вопросу, но напрямую с ним не связанное. Можно провести и небольшую «диверсию» - сделать вид, что вы не придаете значения именно этой реплике, вернуться к каким-либо обсуждавшемся до этого вопросам, и лишь «собравшись с мыслями», наконец, дать достойный ответ. Только нужно помнить, что все хорошо в меру. Оттягивание возражения не должно переходить в намеренное уклонение от возражения.

«Перекладывание бремени доказательства на противника». Допустим, кто-то в ходе полемики высказал мысль, для которой у него нет достаточных доказательств. Противник усомнился в справедливости этой мысли. Тогда тот, кто высказал сомнительное утверждение, предлагает ему обосновать свою точку зрения. («Так не пойдет. Это плохо». – «Почему плохо? А я считаю, что это хорошо». – «Ладно, объясни почему это хорошо»). Эта уловка выглядит достаточно сомнительной, но ее приемлемость базируется, как это ни странно, на правиле «бремени доказательства» («Сторона, выдвинувшая точку зрения, обязана защищать ее, если ее попросят»). Таким образом, многое зависит от искусства спорщика: кто первым сообразит перенести это бремя на противника. Но в любом случае недопустимо, чтобы одна сторона постоянно нападала, а вторая – все время защищалась.

«Возвратный удар»: опровержение противника его же оружием. Суть этого приема в том, чтобы попытаться вывести из посылок, принятых противником, следствия, подкрепляющие ваш тезис.

«Логические ловушки». Используются в борьбе против противника, который, с тем, чтобы помешать вам доказать ваш тезис, злонамеренно отрицает все ваши аргументы (что бы вы не сказали, он объявляет это недоказанным). Тогда можно использовать одну из двух возможных ловушек:

1.«обоснование вразброс» - провести обоснование какого-либо особо важного для вас довода (или тезиса) так, чтобы противник не заметил, для какой цели это делается т.е. «вразброс». Затем, если он принял приведенные доводы, вам остается только собрать их вместе и сделать вывод: «Мысль доказана».

2.«анти-довод» - если противник явно намерен отрицать все, чтобы вы не сказали, то имеет смысл вместо нужного вам суждения выдвинуть противоречащую ему мысль. После этого ваша задача – не мешать противнику опровергать эту мысль. Опровергнув ваш анти-довод, он, тем самым, докажет то, что вы на самом деле хотели сказать. Эту же ловушку можно использовать и для проведения тезиса: упорно отрицающему всё противнику предложить, в ряду других утверждений, свой анти-тезис. Если он последователен в своем отрицании, то отвергнет и его; останется только с ним согласиться.

Допустимо также использовать и определенные психологические приемы: не занимать с самого начала жесткую позицию, от которой потом будет трудно отказаться; предоставить противнику первому проситься «в атаку», самому же занять позицию критикующего; взять слово в конце спора.

Недопустимые уловки.

Недопустимые уловки, как мы уже отмечали, связаны с сознательным нарушением правил спора (в противном случае это будут ошибки). Но спор, как логико-коммуникативный процесс, регулируется правилами двух типов:

1.логическими правилами доказательства и аргументации;

2.коммуникативными правилами критической дискуссии. Конечно, эти группы правил тесно связаны друг с другом: правила доказательства являются ядром правил аргументации (но правила аргументации не сводятся к правилам доказательства); правила аргументации являются ядром правил критической дискуссии, но сами эти правила шире логических правил, они включают в себя прагматические, этические, психологические, процедурные требования.

Аргументативные уловки правомерно также рассматривать как нарушения той или иной группы правил.

I. Уловки, основанные на нарушении логических правил аргументации.

Впервые понятие аргументативной ошибки было введено Аристотелем.

Он рассматривает их как ошибки в контексте диалектики, когда один человек атакует тезис, а другой защищает его. Ему же принадлежит определение такой ошибки – это умозаключение, которое выглядит логически верным, но на деле таковым не является. В своем труде, посвященном диалектике, «Топике», Аристотель рассматривает как корректные стратегии, которые могут применяться для атаки на защищаемый тезис, так и некорректные шаги в рассуждении. Таким образом, мы следуем традиции Аристотеля, выделяя логические уловки.

Подробно нарушения правил доказательства и аргументации описываются в соответствующей главе (Гл.3). Кратко напомним их и связанные с ними уловки:

Уловки неясности (двусмысленности; различают двусмысленность слов – эквивокацию, и двусмысленность грамматических конструкций - амфиболию). Типичны для всевозможных софизмов, начиная с древнейших.

Софизм «Рогатый»: Что ты не терял, то имеешь. Рога ты не терял, значит, ты рогатый.

Софизм «Белая лошадь»: Китайский софист Гуньсунь Лун верхом на белой лошади подъехал к пограничной страже. Начальник стражи заявил, что переходить границу могут только люди, проводить лошадей не разрешается. Гуньсунь Лун в ответ заметил: «Лошадь может быть рыжей, а белая лошадь не может быть рыжей, значит, это вовсе не лошадь». Начальник стражи, удивленный таким доводом, пропустил софиста с его лошадью.

Ошибка соединения и разделения (перенос на целое свойств частей и наоборот):

«Все части машины легкие, поэтому машина легкая», «Машина тяжелая, поэтому все части машины тяжелые».

Подмена спора из-за тезиса спором из-за доказательства.

Перевод спора на противоречия (в доводах противника). Напомним, что в этом, как и в предыдущем случае нельзя сделать вывод, что тезис ложен, а только, что тезис не доказан. Но софист как раз утверждает, что обосновал ложность тезиса.

Подмена тезиса.

Как тактический прием существует в самых разнообразных вариантах: можно совершенно отбросить прежний тезис и заменить его новым – это называется логической диверсией, можно только более или менее видоизменить его (расширить-сузить, усилить-смягчить), можно внести или исключить оговорки и условия, можно перевести спор на точку зрения выгоды или невыгоды (уловка «карманный довод» или «аргумент к карману»).

Основное заблуждение (ложный аргумент), или, если ложь сознательная – лживый аргумент.

Наиболее успешной является ложь частичная. Например, в утверждении «Они были жестоко избиты полицейскими» добавление слова «жестоко» (если это ложь) создает совсем иную картину происшествия. Разновидностью лживого довода является «адвокатская уловка». Сущность этой уловки состоит в том, что недобросовестный спорщик пользуется к своей выгоде неосторожностью противника, его ошибкой, опиской, оговоркой. Наихудший вариант адвокатской уловки – когда она используется несмотря на прямое заявление противника, что это – оговорка, опечатка и т.п. (Обыгрывание подобных ситуаций характерно для «желтой прессы», да и в целом – средств массовой информации в погоне за сенсацией, «жареными фактами». Это уже не спор, а игра на публику).

Предвосхищение основания (petitio principii) – уловка, сходная с предыдущей, только в качестве аргумента берется не заведомо ложное, а недоказанное суждение.

Нарушение закона достаточного основания («слишком мало доказывается»). Делается вывод, что тезис доказан, хотя для этого явно недостаточно аргументов.

«От сказанного условно к сказанному безусловно» - очень распространенная уловка. Суть в том, что отбрасывается оговорка, условие, которое имелось в утверждении противника – и его мысль превращается в абсурд. (Как в шутке: «Множество девушек ни в какую не желают выходить замуж». – «С чего ты это взял?» - «Я им предлагал»).

Другая крайность – «дамский аргумент» - состоит в том, что из множества альтернативных следствий, выводимых из предложенного тезиса, выбирается наиболее крайнее и нелепое. Причем, этот прием используется не только дамами. Вот примеры диалогов:

А)

-Следует ограничить срок пребывания на посту выбранного президента…

-Вам только дай власть, вы такую чехарду устроите, каждый день менять начнете, чтобы не засиживался.

В)

Остап Бендер: «Но со мной еще мальчик, ассистент. Мальчишка шустрый. Привык к спартанской обстановке». (О своем компаньоне, бывшем предводителе дворянства Ипполите Матвеевиче Воробьянинове).

Завхоз (подозрительно): «Вот это ваш мальчик?»

Остап (перехватывая инициативу): «Мальчик! Разве плох? Кто скажет, что это девочка, пусть первый бросит в меня камень!» (И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев).

«Круг в доказательстве» (petitio principii) .

В спорах может проявляться как уловка, называемая «довод, объявляющий спорный вопрос решенным, не требующим доказательств». Простой пример: «Бог существует, поскольку так написано в Библии, а Библия – это слово Божье». Сходной уловкой является тавтологическое рассуждение тождесловие»): «Это правда, потому что это истина» - суть в том, что под разными словами кроется одна и та же мысль.

«Не следует».

Хотя посылки и заключение могут быть верными, но при этом заключение не следует из посылок. Аналогичной ошибкой (уловкой) является незнание опровержения, когда выдвигается довод, никак не связанный с обсуждаемым тезисом. Абсурдный пример уловки «не следует» голландского писателя П. Грейса: «Дьявол разрисовал этот мир. Но ему не разрешают компенсировать свои расходы за счет освобождения от уплаты части налогов. Потом в 1982 г. появляется его племянник. У племянника завязывается роман с премьер- министром. Вот почему деревья опять покрываются зеленой листвой».

Поспешное обобщение (secundum quid).

Свойственно «популярной индукции», в которой отражается достаточно типичная житейская логика. Воспитательная беседа: «Я двойку сегодня по математике получил». – «А ты когда-нибудь что-то другое по математике получал? Сегодня двойка по математике, завтра – весь дневник в двойках. Так ты никогда никуда не поступишь!».

«После этого, значит по причине этого» (post hoc ergo propter hoc).

Весьма распространенная уловка, основанная на произвольном усмотрении причинно-следственных связей. («Доказательство» вреда огурцов: Среди людей, родившихся в 1879 г. и всю жизнь питавшихся огурцами, смертность равна 100%).

Мнимая аналогия.

Из речи Цицерона: «Говорят, что не умеющие играть на лире греки, принимаются обычно за флейту; вот и у нас, кто не достиг ораторского искусства, идет в правоведы»

Уловки, основанные на нарушении коммуникативных правил дискуссии

Коммуникативные ошибки и уловки рассматриваются как некорректные действия в процессе аргументирования, создающие помехи на пути к разрешению разногласий. Цель используемых уловок – тем или иным способом воздействовать на противника. Впервые они были описаны в XVII в. Д. Локком. Он пишет: «…следует подумать немного о четырех видах доводов, которыми люди обычно пользуются в своих рассуждениях с другими, чтобы добиться их согласия или по меньшей мере внушить уважение к себе и заставить их замолчать».

В качестве таковых он выделяет:

i.довод к скромности, или иначе аргумент к авторитету (ad verecundiam), довод к незнанию, или аргумент к невежеству (ad ignorantiam)

ii.довод к здравому смыслу (ad judicium) и – наиболее известный - довод к человеку (argumentum ad hominem).

Последний он определяет так: «Третий путь состоит в том, чтобы прижать человека выводами из его собственных принципов или допущений. Это известно под названием довод к человеку». Эти, и подобные им доводы, позднее были объединены под названием «ошибки апеллирования».

***

Для удобства рассмотрения мы разделим коммуникативные уловки на «общие уловки апеллирования», «аргументы к человеку» и «психологические уловки».

Палочный аргумент, или довод к палке (argumentum ad baculum) – обращение к силе.

Состоит в том, что аргументатор прибегает к угрозам, чтобы заставить оппонента согласиться с его точкой зрения. Это могут быть угрозы как физического насилия, так и угрозы другого характера. Угроза может быть завуалированной, предваряемой заверениями, что на адресата не оказывается никакого давления: «Вы, конечно, сами должны принять решение, но имейте в виду, что…».

Аргумент «к городовому» (упоминается у С. И. Поварнина; похоже, эта уловка имеет российское происхождение)

Выражает призыв к властям, указание на опасность тезиса противника для государства, общества и т.д. «И суть одна и та же: приходит какая-нибудь «власть» и зажимает противнику нашему рот. Что и требовалось доказать. Спор прекратился и «победа» за нами. Для того чтобы применить такую уловку, требуется, конечно, очень невежественная голова или очень темная совесть» - пишет Поварнин.

«Чтение в сердцах»

уловка состоит в том, что аргументатор рассматривает не столько доводы противника, сколько те «тайные мотивы», которые заставили его оппонента так высказаться: «Вы это говорите не потому, что сами убеждены в этом, а из… (упорства, зависти, корпоративных интересов, потому что вам заплатили)». Эта уловка становится далеко не безобидной, когда соединяется с палочным аргументом: «Причина вашего выступления ясна – это стремление подорвать престиж власти». Как опять же пишет Поварнин: «Но нельзя же это называть спором; и нельзя это примешивать к спору. Спор – это борьба двух мыслей, а не мысли и дубины».

Инсинуация

уловка, направленная на то, чтобы подорвать доверие к своему противнику (у публики, у читателей).

Соседние файлы в предмете Доказывание и доказательства в гражданском судопроизводстве