Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Современный город власть управление экономика. Выпуск 5

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
3.53 Mб
Скачать

К.А. Пунина, Л.А. Фадеева

Пермский государственный национальный исследовательский университет

УНИВЕРСИТЕТ И ГОРОД: «ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ»1

Изучена проблематика взаимоотношений между университетом и сообществом. Авторы обращают внимание на недостаток аналитического инструментария для изучения таких взаимоотношений в социальных науках. Они отмечают наличие совокупности проблем во взаимоотношениях между университетом и городом, в результате которых университет может быть оценен как «чужой среди своих». Авторы проводят анализ на примере трех столетних российских университетов, предлагая использовать такие параметры, как определение миссии, деятельность эндаумент-фондов, медийная активность, открытость к университетскому сообществу. Университеты со своей стороны усиливают свою активность во взаимоотношениях с городским сообществам, но это пока не находит должной оценки со стороны города.

Ключевые слова: университет, город, миссия, сообщество, партнерство, стратегия.

Проблема партнерства между университетом и сообществом (на англосаксонский манер – town&gown), взаимодействия и взаимоотношения между университетом и городом, регионом, где он расположен, появилась в социальных науках относительно недавно, но вызывает повышенный интерес исследователей и нарастающий вал публикаций. Кроме того, понятие town&gown широко используется в массмедиа и публичной сфере, причем с неоднозначными оценками: если одни авторы рассуждают о партнерстве и развитии университетов и сообществ, то другие применяют понятия «конфликт» и даже «война» [1].

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Университет и сообщества: европейский опыт и российские практики», проект № 13-03-00060а.

31

C одной стороны, наличие в городе университета дает ему важный ресурс. Далеко не каждый город может похвастаться наличием в нем университета в его классическом понимании как совокупности, общности (лат.), как учебного заведения, дающего фундаментальные знания, развивающего культуру и науку. Появление университета в городе, как и его дальнейшее присутствие в нем, придает городу специфику. В некоторых случаях университет формирует город, как Оксфорд или Кембридж, когда само название относится в равной степени и к городу, и к университету. В других случаях, как метафорически заметил российский исследователь В.М. Раков, «университет – родимое пятнышко города, идущее ему и составляющее его особую примету» [2].

Возникновение университетов повсеместно, прежде всего, было связано с развитием городов, потребностями городских сообществ. Со второй половины XIX века городские сообщества инициировали и нередко финансировали формирование университетов. Так, наряду с элитными средневековыми появились так называемые краснокирпичные университеты. Однако взаимоотношения между городом и университетом выстраивались далеко не просто. Почти всегда появление университетов и их локализация на конкретной территории являлись своеобразным культурным шоком для населения, что, в свою очередь, ставило вопрос о необходимости «знакомства» университета как особой формы жизнедеятельности и местного сообщества. Как указывают американские ученые, «исторически отношения между городом

иуниверситетом являются источником проблем, напряженности

ираздражения с обеих сторон». На их взгляд, раньше это было связано с тем, что город для университета выглядел средой, которая «полна грехов и зла», в современной ситуации студенческая масса создает для городской среды немало проблем [1, p. 126].

Таким образом, формируется ситуация, когда университет воспринимается как чуждый для конкретной территории фено-

мен, что можно отразить в такой формуле, сохраняющейся в коллективном сознании университетского сообщества и социума, как «чужой среди своих». Достаточно распространены

32

и ситуации, когда университеты предпочитают оставаться «башней из слоновой кости», ограничивая доступ «чужих» в свое пространство, несмотря на декларации университетского руководства об открытости университета и его заинтересованности в партнерских отношениях с сообществом. И в исследовательском плане еще далеко от того, чтобы говорить о разработанном инструментарии анализа отношений между университетом и городом. По мнению израильского автора Рони Страйера, концепт партнерства между университетом и сообществом является не более чем зонтичной конструкцией, включающей разные толковании и интерпретации [3, p. 155].

Это делает актуальным поиск исследовательских моделей, позволяющих рассмотреть точки соприкосновения и пересечения интересов университета и города и выявить факторы интегрированности вуза в социокультурное пространство территории.

Авторы ставят своей целью сделать это применительно к ряду российских вузов. Для анализа выбраны нестоличные классические университеты, которые в период с 2006 по 2016 год отметили или отметят свое 100-летие. Предполагается, что за вековую историю такие университеты должны быть максимально интегрированы в городское пространство, иметь авторитет не только в научной и образовательной среде, но и играть заметную культурную, социальную, публичную роль. Так, в число исследуемых университетов вошли Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ), Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (НИСГУ) и Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (ННГУ).

В качестве определенных параметров интегрированности вуза в городское социокультурное пространство предлагается рассмотреть условия создания и факторы развития университета, определение им его миссии, наличие кампуса (обособленной университетской территории), медиаактивность и предлагаемые «сервисы» университета, наличие возможностей взаимодействовать с сообществом, используя инфраструктуру университета.

33

Особо стоит выделить такие относительно новые для российской практики каналы коммуникации университета и сообщества, как создание ассоциаций (содружеств) выпускников университета, организация для них специализированных площадок, мероприятий и встреч, а также деятельность эндаумент-фондов (фондов целевого капитала). Такие фонды, как правило, появляются у наиболее крупных университетов, активно взаимодействующих с бизнесом, властью, работающих со своими выпускниками. Университет, у которого есть свой эндаумент, позиционируется как надежный, стабильный, инновационный, эффективный. О значимости эндаумент-фонда можно судить как по составу его участников – жертвователей, так и по составу его попечителей, определяющих направления расходования доходов, полученных от управления фондом. Именно эти каналы обеспечивают значимое участие в формулировании и реализации публичной политики, общественных интересов университета, поскольку могут обеспечить включение в эти процессы довольно больших групп людей. Именно выпускники и участники эндаумент-фондов, находясь как бы на «пересечении» университета и города, обеспечивают университету лояльность, успешность и влиятельность.

Для рассмотрения результатов активности университетов по взаимодействию с городским сообществом задействованы информационные ресурсы изучаемых университетов на их собственных и официальных городских сайтах, в путеводителях по городу, в городской топонимике.

В императорской России наибольшее число университетов было открыто в XIX столетии. Николай II считал, что Россия нуждается в открытии специальных высших и средних учебных заведений. Были и объективные причины – интенсивное развитие самих этих городов – столиц своих губерний. Открытию университетов в Перми, Саратове и Нижнем Новгороде предшествовали длительная подготовительная работа и участие самой городской общественности, ее самых выдающихся представителей.

34

Так, в Саратове в течение нескольких лет депутации Саратовской городской думы ездили к премьер-министру П.А. Столыпину для согласования вопроса о создании там университета. Благодаря его личному участию Саратовский университет стал первым в истории России университетом, созданным не прямым указом исполнительной власти, а решением законосовещательных органов. Саратовский университет как последний императорский университет был открыт 10 июня 1909 года. Помещения, земельные участки и деньги на создание университета выделила городская дума [4].

Проект создания университета в Перми так же энергично отстаивала городская общественность: видные промышленники, городская дума, земства. Наиболее заметную роль в создании университета сыграл пароходчик Н.В. Мешков, который передал для нужд университета здания, земельные участки и деньги. В создании финансовой основы университета принимали участие и простые горожане. Открыт университет был 14 октября 1916 года как отделение Санкт-Петербургского университета – одного из крупнейших университетов Европы. Статус самостоятельного университета он получил несколько месяцев спустя.

Нижегородский университет был создан в январе 1916 года как третий в России народный университет. Еще в 1905 году Нижегородская городская дума открыла подписку на сбор средств для создания университета, вложив туда свои сто тысяч рублей. Дальше формировался имущественный фонд университета: горожане от простых рабочих до городского головы передавали в него деньги, некоторые завещали свое имущество. В 1918 году университет получил статус государственного, став первым советским университетом.

Впоследствии все университеты получили статус государственных, их финансирование происходит из федерального бюджета, все имущество принадлежит федеральному центру, и университеты потеряли ту тесную связь с городским сообществом

игородом, которая некогда у них была. Между университетом

игородом нет прямой экономической связи. Основными точками

35

соприкосновения города и университета являются люди и идеи. Университеты привлекают в город значительное число молодежи. Численность студентов ПГНИУ превышает 12 тысяч, НИСГУ

иННГУ – 30 тысяч человек. Каждый университет предоставляет несколько тысяч рабочих мест. Они являются непосредственными потребителями городской инфраструктуры (дорожная, транспортная сети, сеть для организации досуга, торговли). Главный источник рекрутирования студентов – муниципальная система образования, а потребитель выпускников – местный бизнес. Взаимодействуя с местным сообществом, университеты стимулируют и различные рейтинги, в которых они участвуют. Большинство из них все чаще включает такие параметры, как социальная среда или влияние на территорию, а также бренд вуза. Например, методика построения национального рейтинга университетов включает такие показатели, как оценка организации работы с подшефными школами, организация связей с работодателями, репутация вуза, его миссия, программы развития, успешность выпускников вуза, достижения вуза в процессе селекции элит, показатели публичной и экспертной деятельности представителей вуза, медиаактивность [5].

Таким образом, у университета и города довольно много поводов для взаимодействия. Два университета – ННГУ И ПГНИУ – сделали практики взаимодействия с сообществомчастью стратегии своего развития. ПГНИУ заявил в своей стратегии о намерении стать «центром больших идей, важным субъектом общественной

икультурной жизни региона», а его сверхзадача – посредством интеллектуально-публичного лидерства в пространстве региона определять основные направления устойчивого развития Пермского края. В качестве приоритетов в стратегии университета выделяются задачи формирования интеллектуальной, деловой, политической элиты города и региона, играющей ключевую роль во всех сферах общественной жизни, а также позитивное воздействие на развитие региона через общественную деятельность коллектива университета[6]. ННГУ к2020 году предполагает стать социальноответственным университетом, в котором общественно-полезная

36

деятельность, гражданское воспитание студентов останутся в числе приоритетов. Свою миссию университет видит в активном воздействии на социально-экономическое и духовное развитие региона и Приволжского федерального округа, в решении задач сотрудничества с федеральными и региональными органами власти, содействия созданию социальной стабильности, атмосферы взаимопонимания, терпимости, взаимного духовного и культурного обогащения в многонациональном и поликонфессиональном Приволжскомфедеральномокругеив Нижегородскомрегионе[7].

Каждый из трех университетов проявляет высокую активность в медийном пространстве. НИСГУ выпускает газету «Саратовский университет», журнал «Иннополис» и интернет-газету «Сгущёнка», ННГУ имеет газету «Нижегородский университет»

исовместно с городским музеем выпускает журнал «Нижегородский музей». ПГНИУ издает газету «Пермский университет»

иодин раз в год журнал «Пермский государственный университет». Все университеты публикуют специализированные издания по разным областям знаний. Все университеты имеют свои кино/телестудии (но только у ПГНИУ есть свое радио), а также активно ведут общение с пользователями и в социальных медиа. НИСГУ имеет свои аккаунты и активно их пополняет в четырех социальных сетях, ННГУ – в пяти, а ПГНИУ сразу в шести.

Рассматриваемые университеты имеют свои музейные фонды, доступные не только для студентов, но и для жителей города и его гостей. У всех есть музеи истории университета и зоологические музеи, у НИСГУ и ПГНИУ – ботанический и археологический музеи, свой ботанический сад и отдел редкой книги. Кроме того, НИСГУ может предложить для посещения музей физических приборов и лекционных демонстраций, региональный музей землеведения, ПГНИУ – минералогический музей, музеи палеонтологии и исторической геологии, пермской сис-

темы, юстиции. В ННГУ работают этнографический музей и музей науки «Нижегородская радиолаборатория». В 2016 году ННГУ планирует открыть парк науки «Лобачевский Lab», где в одном здании будут сосредоточены экспозиция, лекторий

37

и мастерские-лаборатории. Этот проект реализуется созданным эндаумент-фондом университета. Все три вуза создали свои эндаументы, и, что стоит отметить, формирование их шло по схеме открытых фондов – с участием общественности. Среди жертвователей фондов есть не только руководители вузов, но и успешные выпускники, представители властной элиты и бизнесэлиты города. Начинают развивать университеты и ассоциации своих выпускников, но их деятельность пока мало заметна даже в самих вузах, не только за его пределами.

Территориально только Пермский университет имеет обособленный студенческий городок, объединяющий в одном месте одиннадцать корпусов, сквер с фонтаном, башню с часами, ботанический сад, учебные аудитории, библиотеки и дворец культуры. Расположен городок недалеко от центра города, однако окружен железной дорогой, в непосредственной близости к промышленной зоне и железнодорожному вокзалу. Нижегородский университет тоже имеет относительно компактно расположенные корпуса в центре города, одна из улиц ведет непосредственно к Нижегородскому Кремлю. Корпуса Саратовского университета расположены в разных районах города, а главные корпуса университета представляют собой цельный архитектурный ансамбль – исторический памятник.

Университеты предоставляют возможность локальному сообществу взаимодействовать с университетской средой и через организацию внеучебной деятельности студентов. В двух из трех университетов – НИСГУ и ПГНИУ – работают бизнес-инкубатор и волонтерский центр. Во всех вузах проходят фестивали, концерты, выставки, доступ на которые открыт для горожан.

Видит ли город эту активность? Включает ли он университет в свой круг? Обратимся к официальным сайтам городских администраций. На сайте городе Перми упоминание университета есть лишь в разделе «Образование» [8]. В путеводителях по городу университет упоминается в разделе «Образование в Перми» [9]. На официальном туристическом сервере Пермского края в разделе «Архитектура» есть небольшая справка

38

о ПГНИУ и его истории [10]. В пешеходные туристические маршруты «Красной» и «Зеленой» линии университет не входит. Туристические фирмы «Белый камень», «Пермьавтотур» предлагают маршрут по Перми – «Вузы Перми» [11]. В топонимике Перми есть лишь трамвайная остановка «Университет» и две улицы, на которых расположился кампус ПГНИУ, названы в честь его первых профессоров А.Г. Генкеля и А.И. Букирева.

На официальном городском портале Нижнего Новгорода университет упоминается лишь как одна из вех в деятельности городского головы С.Д. Сироткина [12]. Официальный путеводитель по Нижнему Новгороду имеет информацию только о филологическом факультете университета, а также о музее истории университета, его этнографическом и археологическом отделах [13]. Официальный сайт администрации Саратова дает упоминание об НИСГУ и описывает его ботанический сад в разделе «Современность» [14]. Путеводитель о Саратове содержит раздел «Саратов – студенческий город» и дает достаточное представление о наличии в городе университета, правда, рассказывает и о других вузах города [15, с. 48–52]. Саратов и Нижний Новгород имеют на своей карте Университетскую улицу и Университетский переулок соответственно.

У университета и города есть взаимные интересы, есть возможности для интегрированности и каналы коммуникации. И университеты постепенно проявляют активность по выстраиванию отношений с городом, предлагая ему не только образовательные услуги. Однако города пока не актуализируют роль университетов как центров культуры, как производителей экспертного знания. Университеты до сих пор плохо вписываются в сложившиеся траектории развития города, не воспринимаются как составная часть имиджа города, источник для маркетингового развития города, хотя университеты, безусловно, могли бы принести популярность городу, но только «если город и университет существуют как единое целое и поддерживают возможности друг друга» [16, с. 155]. Фиксация в стратегии развития университетов необходимости взаимодействовать с сообществом,

39

вековая история и позиционирование университета как старейшего вуза региона, медийная активность университета и его отдельных представителей, разнообразие предлагаемых университетом сервисов для населения сами по себе не становятся факторами включения университетов в городскую среду, городское сообщество, в круг «своих».

Российские университеты используют те же стратегии улучшения отношений между университетом и городом, что и западные, а именно: развивают партнерские отношения с одновременным использованием активов университетов городским сообществом. Подобно им отечественные вузы сталкиваются с ситуацией множественных парадоксов (Р. Стайер) во взаимоотношениях с городом, который принимает университеские активы более охотно, нежелиуниверситетвкачестве «своего».

Список литературы

1.Bringin S., McGrew Sh., Cooper M. Town-Gown Reltionships: Exploring University – Community engagement from Perspective of Community Members // Public Relations Review. – 2006. – 32; Bright Satanic Mills. Universities, Regional Development and the Knowledge Society / Ed.By Harding A., Scott A., Laske St., Butscher Ch. L. – 2007.

2.Раков В. Universitas. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.psu.ru/universitet/ob-universitete/universitas-1

3.Stryer R. Fields of paradox: University – Community Partnership // Higher Education. – 2014. – 68.

4.Аврус А.И. История Саратовского государственного университета: курс лекций. – Саратов, 2009.

5.Национальный рейтинг университетов [Электронный ре-

сурс]. – URL: http://unirating.ru/txt.asp?rbr=30&txt=Rbr30Text 5077&lng=0

6.ПГНИУ. Миссия и стратегия [Электронный ресурс]. – URL: http://www.psu.ru/universitet/missiya

7.ННГУ. Информация о ННГУ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.unn.ru/general/brief.html

40