Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Bogaturov_A_D__red__Sistemnaya_istoria_mezhdunarodnykh_otnosheniy_v_chetyr_kh_tomakh_Tom_2_Dokumenty_1910-1940_godov-1.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
1.74 Mб
Скачать

Раздел VIII. Вторая мировая война и основы послевоенного урегулирования 183

124. Беседа в 22.40

Коциньш явился ко мне в 22 час. 40 мин. и по поручению сво­его правительства заявил, что весь состав кабинета (6 человек), аа исключением двух членов кабинета, еще не вернувшихся в Ригу, подал в отставку. Таким образом, Коциньш официально уведом­ляет т. Молотова о том, что требование Советского Союза отно­сительно правительства принято.

Коциньш далее говорит, что ему поручено узнать, с кем президент должен связаться относительно формирования нового правительства.

Коциньш подтверждает решение латвийского правительства о свободном пропуске советских войск в Латвию. При этом Коциньш сообщает, что для связи с командованием советских войск со сто­роны Латвии уполномачивается помощник начальника Штаба пол­ковник Уденьтынып.

Коциньш просит начать переход границы не раньше 9 час. ут­ра, так как для проведения подготовки к приему советских войск требуется некоторое время.

Тов. Молотов заявляет, что относительно времени перехода и районов, через которые советские войска будут переходить границу Латвии, он сообщит Коциньшу дополнительно.

Уполномоченным с советской стороны назначен генерал Павлов. Далее Коциньш интересуется результатом его просьбы не опуб­ликовывать заявления Советского правительства.

Тов. Молотов отвечает, что он доложил просьбу посланника Советскому правительству и последнее нашло возможным не опуб­ликовывать ультимативную часть заявления.

Коциньш просит дать такое коммюнике, в котором было бы просто сказано, что по предложению Советского правительства правительство Латвии согласилось на увеличение численности со­ветских войск в Латвии.

Тов. Молотов спрашивает, а относительно правительства? Коциньш отвечает, что вторым пунктом можно было бы ска­зать, что правительство Латвии подало в отставку.

Тов. Молотов замечает, что нельзя пройти мимо тех фактов, которые упоминаются в заявлении, поэтому заявление будет опуб­ликовано, но из него будет исключена заключительная, т.е. ульти­мативная, часть. В конце же этого заявления будет сказано, что пра­вительство Латвии приняло условия, выдвинутые в заявлении Со­ветского правительства. Нельзя принять предложение посланника не печатать это заявление, так как это значило бы, что мы скрываем от общественности суть вопроса, и будет непонятно, в чем же тут дело, откуда взялся весь этот вопрос и т.д. Это тем более нежелатель­но, что могут различно это истолковать, в то время как существо вопроса совершенно ясно — это военный союз. Спрашивается, за­чем он нужен был, зачем нужно было втягивать в него Литву и т.д. Коциньш пытается вновь доказать, что латвийское правитель­ство относилось к СССР благожелательно.

184 Системная история международных отношений. 1910-1940-с. Документы

Тов. Молотов замечает, что есть в Латвии, конечно, люди, ко­торые относятся к СССР лучше. Вот был у вас генерал Балодис, продолжает т. Молотов, он относился лучше к СССР, а его сняли. Ну, а зачем все эти секретные конференции, поездки генеральных штабов, создание специального органа Балтийской Антанты, Литва была втянута в военный союз и т.д.:1

Коциньш от имени правительства Латвии, как он выразился, заявляет, что Литва не в союзе.

Тов. Молотов замечает посланнику, что «Вы говорите то, что Вам поручает Ваше правительство, а мы этому правительству не доверяем. Вы заявляете то, что Вам поручено заявить Вашим правительст­вом. Вы обязаны это делать, но надо смотреть на вещи открытыми глазами. Отношение латвийского правительства к СССР было не совсем честным, и мы убедились в этом во время бесед, имевших место недавно в Москве с Меркисом, премьер-министром Литвы». Коциньш вновь возвращается к своему прежнему заявлению, которое он сделал т. Молотову днем, что он всегда в беседах с т. Мо­лотовым ист. Деканоэовым спрашивал: нет ли каких-либо поже­ланий по вопросу взаимоотношений обеих стран? И он никогда не слышал каких-нибудь претензий.

Тов. Молотов отвечает, что эти вопросы касались главным образом текущих дел.

В конце беседы условились, что для сообщения мероприятий Советского правительства, связанных с переходом советских войск латвийской границы, Коциньш будет вызван дополнительно.

Козырев

Беседу записал

125. Телеграмма полпреда СССР в Латвии В.К.Деревянского в НКИД^СССР от 18 июня 1940 г.

(Извлечение)

...Население тепло встречало наши войска. Раздавались возгла­сы: «Спасибо за освобождение от режима собак, долой поджигате­лей войны» и так далее, а также крики «ура» в честь СССР, Крас­ной Армии и товарища Сталина. Танки обступали толпы народа. Красноармейцев обнимали и целовали, подносились цветы. В отдель­ных местах были попытки устройства демонстраций. Из толпы наро­да выбрасывались красные знамена. Имели место столкновения с по­лицией. В результате имевших место столкновений насчитывается 30 человек раненых полицейских и такое же количество раненых среди населения. Сведения эти проверяю. Особенно большое скопление демонстрантов было после работы в 20 часов вечера. Движение но­сило стихийный характер. Латвийские власти пытались вывести на улицу против демонстрантов войска и танки, но по нашему требова­нию они были убраны. Наше командование приняло меры к станов-

185

Ра&дел VIII. Вторая мировая война и основы послевоенного урегулирования

лению порядка в городе. Оказалось достаточно призыва наших ко­мандиров к населению — соблюдать спокойствие и порядок, как в течение 30 минут установился полный порядок и в 11 часов вечера в городе уже было спокойно. Ночь прошла спокойно. Мною и нашим командованием предъявлено латвийским властям требование о выво­де их артиллерийских частей из Риги, которые были ими выведены из лагерей после вступления наших войск, якобы для поддержания порядка. Появлений айзсаргов в форме почти не было, но сегодня в латгальском предместье поставлена усиленная охрана из айзсаргов и полицейских. Я совместно с командованием предъявил требование не допускать вооруженного подавления демонстраций или волнений, ес­ли таковые возникнут. Сведений о ночных квартирных арестах с 17 на 18 июня не поступало. По сведениям из города Режецы в Латга-лии, части Красной Армии были встречены особенно восторженно, с криками приветствий и красными флагами. В начале власти не пре­пятствовали этому, но спустя некоторое время полиция начала по­давлять выражение восторгов и задерживать отдельных лиц. В Ре­жецы на этой почве имели место столкновения с полицией и айзсар-гами, однако выстрелов не было. Сегодня IS июня ждут формиро­вания нового правительства, установления нового режима в стране и, в частности, будут ли освобождать политзаключенных. В городе боль­шое оживление. Происходит массовая скупка товаров и продовольст­вия. Поступают сведения о вооруженных столкновениях на окраинах города и в рабочих кварталах. Все предприятия и учреждения, в том числе банк, телефон и телеграф, функционируют нормально. Вчера вечером нами была разрешена работа радиофона, с условием, что программа передач впредь будет согласовываться с нами и что нело­яльных по отношению СССР и Красной Армии сообщений к пере­даче допущено не будет. Сегодня с утра разрешили возобновить нормальную работу порта. Потребовали издания специального рас­поряжения, запрещающего принимать совзнаки в обмен на местную валюту и при отпуске товаров в магазинах, что было немедленно вы­полнено. Потребовали создания специального органа по снабжению наших частей всем необходимым, который и учрежден во главе с ге­нералом Гартманисом. При исполнении своих обязанностей находят­ся пока президент и министры.

Деревянский

126. Сообщение ТАСС 7 сентября 1940 г.

Японская газета «Хоци» распространяет сообщение о якобы состоявшейся в конце августа беседе И.В.Сталина с германским послом графом Шуленбургом по вопросу о заключении соглаше­ния между СССР, Германией, Италией и Японией и об аннули­ровании антикоминтерновского пакта.

12 Зак 355

186 Системная история международных отношений. 1910-1940-е. Документы

ТАСС уполномочен заявить, что все это сообщение газеты «Хо-ци» вымышлено от начала до конца, так как И.В.Сталин за послед­ние шесть-семь месяцев не имел никакой встречи с г. Шуленбургом.

127. Пакт трех держав. исанный 27 сентября 1940 г.

подписанный

[Подписанный в Берлине представителями Германии, Ита­лии и Японии пакт окончательно оформил блок агрессивных государств. Впоследствии к пакту присоединились Венгрия, Румыния, Болгария, Финляндия, Испания, Таиланд (Сиам), пра­вительство усташей в Хорватии, Маньчжоу-го и марионеточ­ное китайское правительство Ван Цзинвэя.]

(Извлечение)

Статья 1. Япония признает и уважает руководство Германии и Италии в деле создания нового порядка в Ьвропе.

Статья 2. Германия и Италия признают и уважают руководст­во Японии в деле создания нового порядка в Великом Восточно-Азиатском Пространстве.

Статья 3. Германия, Италия и Япония согласны сотрудничать на указанной выше основе. Они, далее, берут на себя обязатель­ство поддерживать друг друга всеми политическими, хозяйствен­ными и военными средствами, в случае если одна из трех Догова­ривающихся Сторон подвергнется ; -адению со стороны какой-либо державы, которая в настояще 1ремя не участвует в евро­пейской войне и в китайско-японском конфликте.

Статья 4. Для осуществления данного пакта немедленно будут созваны общие технические комиссии, члены которых будут на­значены правительствами Германии, Италии и Японии.

Статья 5. Германия, Италия и Япония заявляют, что данное соглашение никоим образом не затрагивает политического статуса, существующего в настоящее время между каждым из трех участ­ников соглашения и Советским Союзом.

Статья 6. Настоящий пакт вступает в силу немедленно после его подписания и будет действовать в течение 10 лет, считая со дня его вступления в силу.

128-130. Переговоры В.М.Молотова в Берлине

128. Запись беседы между А.Гитлером н В.М.Молотовым 12 ноября 194(7 г.

(Извлечение)

<...> Он (фюрер) теперь обдумывает вопрос о том, как, оставив в стороне сиюминутные соображения, обрисовать в общих чертах

187

Раздел VIII. Вторая мировая война и основы послевоенною урегулирования

сотрудничество между Германией и Россией и какое направление в будущем примет развитие германо-русских отношений. В этом деле для Германии важны следующие пункты:

  1. Необходимость жизненного пространства. Во время войны Германия приобрела такие огромные пространства, что ей потре­ буется сто лет, чтобы использовать их полностью.

  2. Необходима некоторая колониальная экспансия в Северной Африке.

  3. Германия нуждается в определенном сырье, поставки кото­ рого она должна гарантировать себе при любых обстоятельствах.

  4. Она не может допустить создания враждебными государства­ ми военно-воздушных и военно-морских баз в определенных районах.

Интересы России, однако, ни в коем случае не будут затронуты. Российская империя может развиваться без малейшего ущерба гер­манским интересам. (Молотов сказал, что это совершенно верно.) Если обе страны придут к пониманию этого факта, они смогут на­ладить взаимовыгодное сотрудничество и смогут избавить себя от осложнений, трении и беспокойства. Совершенно очевидно, что Гер­мания и Россия никогда не станут одним миром. Обе страны всег­да будут существовать отдельно друг от друга как две могучие час­ти мира. Они обе могут сами построить свое будущее, если при этом они будут учитывать интересы другой стороны. У Германии нет интересов в Азии кроме общих экономических и торговых интере­сов. В частности, у нее там нет колониальных интересов. Она знает, кроме того, что вероятные колониальные территории в Азии, ско­рее всего, отойдут к Японии. Если вдруг Китай также окажется в орбите пробуждающихся наций, какие-либо колониальные устрем­ления [в отношении этой огромной страны], принимая во внима­ние огромное по численности население, будут обречены на провал с самого начала.

В Европе есть несколько точек соприкосновения между инте­ресами Германии, России и Италии. У каждой из этих стран есть понятное желание иметь выход в открытое море. Германия хочет выйти к Северному морю, Италия хочет уничтожить «засов», по­ставленный на Гибралтаре, а Россия стремится к океану. Вопрос сейчас состоит в том, насколько велики шансы этих трех держав действительно получить свободный доступ к океану без того, что­бы конфликтовать друг с другом по этому поводу. <...>

129. Запись заключительной беседы И. фон Риббентропа с Молотовым 13 ноября 1940 г.

(Извлечение)

<...> Если Советский Союз придерживается той же точки зрения, то есть готов бороться против расширения и за скорейшее завершение войны (имперский министр иностранных дел думает, что господин Молотов уже продемонстрировал свою готовность в

12*

188 Системная история международных отношений. 1910-1940-е. Документы

предыдущих беседах), он, Риббентроп, считает, что конечной це­лью должно явиться соглашение между державами Тройственного пакта и Советским Союзом. Он набросал содержание этого согла­шения в форме конспекта и хотел бы проинформировать о нем се­годня господина Молотова, подчеркивая, однако, что он не обсуж­дал этих вопросов ни с Японией, ни с Италией. Он считает необ­ходимым сначала урегулировать этот вопрос между Германией и Советским Союзом. Это никак не является германским предложе­нием, но, как уже отмечалось, лишь довольно общими выкладками, которые должны быть обдуманы обеими сторонами и обсуждены между Молотовым и Сталиным. Было бы целесообразно продви­гать дело далее, в частности, в дипломатических переговорах с Италией и Японией, только если вопрос будет урегулирован меж­ду Германией и Советским Союзом. <...>

130, ^Проект соглашения между державами Тройственного пакта и Советским Союзом

Соглашение между державами Тройственного пакта — Герма­нией, Италией и Японией, с одной стороны, и Советским Союзом, с другой стороны.

Правительства держав Тройственного пакта — Германии, Ита­лии и Японии, с одной стороны, и правительство СССР, с другой сто­роны, движимые желанием на благо всех заинтересованных народов учредить в своих естественных сферах интересов в Европе, Азии и Африке новый порядок и создать твердый и прочный фундамент для их общих усилий в этом направлении, согласились в следующем:

Статья 1

В Тройственном пакте, заключенном в Берлине 27 сентября 1940 г., Германия, Италия и Япония согласились всеми возмож­ными средствами противостоять превращению войны в мировой конфликт и совместно сотрудничать в деле скорейшего восстановле­ния мира во всем мире. Они выражают готовность расширить свое сотрудничество с народами других стран, стремящихся к достиже­нию той же цели. Советский Союз заявляет, что он одобряет цели держав Тройственного пакта и, со своей стороны, согласен следовать той же политической линии, что и державы Тройственного пакта.

Статья 2

Германия, Италия и Япония и Советский Союз обязуются ува­жать естественные сферы интересов друг друга. Поскольку эти сфе­ры интересов соприкасаются друг с другом, державы будут посто­янно консультироваться между собой о шагах, предпринимаемых для разрешения возникающих проблем.

Германия, Италия и Япония, со своей стороны, заявляют, что они признают существующие границы Советского Союза и будут уважать их.

I

189

Раздел VIII, Вторая мировая война и основы послевоенного урегулирования

Статья 3

Германия, Италия и Япония и Советский Союз обязуются не входить в блоки государств и не поддерживать никаких междуна­родных блоков, направленных против одной из четырех держав.

Четыре державы будут всеми силами помогать друг другу экономически, а также будут дополнять и расширять соглашения, существующие между ними.

Статья 4

Соглашение вступает в силу с момента подписания и заключе­но сроком на 10 лет. Правительства четырех держав заблаговре­менно, до истечения срока действия соглашения, будут консульти­роваться друг с другом относительно его продления.

Составлено в четырех оригиналах на немецком, итальянском, японском и русском языках. Москва, 1940 г.

Лроект

Секретный протокол №1

В связи с подписанием сегодня соглашения, заключенного ме­жду ними, представители Германии, Италии и Японии и Совет­ского Союза заявляют следующее:

  1. Германия заявляет, что, без учета тех территориальных из­ менений, которые произойдут в Европе после заключения мира, ее основные территориальные интересы лежат в Центральной Африке.

  2. Италия заявляет, что, без учета тех территориальных изме­ нений, которые произойдут в Европе после заключения мира, ее основные территориальные интересы лежат в Северной и Северо- Восточной Африке.

  3. Япония заявляет, что ее основные территориальные интере­ сы лежат в районе Восточной Азии к югу от Японской империи.

  4. Советский Союз заявляет, что его основные территориальные интересы лежат к югу от территории Советского Союза в направ­ лении Индийского океана.

Четыре державы заявляют, что, сохраняя за собой право регу­лировать отдельные несущественные вопросы, они будут взаимно уважать территориальные интересы друг друга и не станут созда­вать препятствий для их осуществления.

Москва, 1940 г.

Проект

Секретный протокол №2 к соглашению, заключенному между Германией, Италией

и Советским Союзом

По случаю подписания сегодня соглашения между Германией, Италией, Японией и Советским Союзом представители Германии, Италии и Советского Союза заявляют следующее;

190

Системная история международных отношений. 19Ю'1940~е. Документы