Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебно-методическое пособие_ПД в Консультирован...doc
Скачиваний:
62
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
1.56 Mб
Скачать

Общая характеристика методики с. Розенцвейга

С. Розенцвейга использовал термин «фрустрация» в широком понима­нии. К фрустрирующим ситуациям, согласно С. Розенцвейгу, относятся любые вмешатель­ства, ограничения, неожиданно происходящие события, наруша­ющие самоощущение и жизнедеятельность человека.

Ситуации, изображенные на рисунках, Розенцвейг условно подразделял на два типа: «эгоблокинговые», или ситуации препят­ствия (полностью соответствуют принятому определению фруст­рации), и «суперэгоблокинговые», или ситуации обвинения.

К первому типу относятся 16 ситуаций из 24 (№№ 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11-15,18, 20, 22, 23, 24). То, что происходит на картинках, или фраза одного из персонажей обескураживают другого, сбивают его с толку, не позволяют продолжить начатую деятельность, выполнить заду­манное. В других 8 ситуациях (№№ 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21) глав­ный герой картинки служит объектом обвинения или привлекает­ся к ответственности. В детском варианте теста к ситуациям пре­пятствия могут быть отнесены 14 картинок (№№ 1, 2, 3, 5, 8, 11, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 23, 24), а к ситуациям обвинения 10 картинок (№№ 4, 6, 7, 9, 10, 12, 13, 14, 19, 22). Однако ситуации №№ 2, 8 и 16 отличаются специфическим содержанием, которое отсутствует в других «эгоблокинговых» картинках, как детских, так и взрослых. В этих ситуациях ребенка просят поделиться чем-то своим с дру­гими детьми (например, дать на время, пока он сам не играет, свой мячик малышке). Подобные ситуации не содержат обвинения, не препятствуют осуществлению какой либо деятельности, но они могут оказаться неприятными для ребенка, так как затрагивают его чув­ство собственности. При кодировании ответов на эти ситуации возникают определенные трудности, которые будут разобраны от­дельно в главе, посвященной обработке результатов.

В целом ситуации, которые используются в тесте С. Розенцвейга, могут быть охарактеризованы как обыденные неприят­ности, с которыми взрослые или дети часто, но всегда неожи­данно сталкиваются в своей жизни. Не имеет значения, будем ли мы считать их фрустрирующими ситуациями, которые бло­кируют активированную потребность, или конфликтами, которые возникают при столкновении интересов, или просто неприятно­стями, неожиданно нарушающими нормальное течение событий. Важно то, что они возникают неожиданно, вносят неприятный момент в происходящие события и требуют от главного героя определенных реакций, чтобы адаптироваться к тому, что слу­чилось. Такого рода реакции можно рассматривать как частные случаи, которые охватываются общим понятием психологичес­кого, или эмоционального, стресса.

Теоретические представления С. Розенцвейга о защитном реагировании в фрустрирующих ситуациях были близки к кон­цепции адаптационного синдрома Г. Селье. С. Розенцвейг выде­лял три уровня индивидуальной защиты от фрустратора:

1. Клеточный (действие фагоцитов, антител и т. д.).

2. Организменный (физиологические изменения в организ­ме, происходящие вслед за возникновением тех или иных эмоций и подготавливающие его к деятельности в небла­гоприятных условиях).

3. Кортикальный, или личностный (формирование поведен­ческих реакций).

Методика предназначена для изучения реакций человека, формирующихся на третьем уровне защиты. Эти реакции С. Ро­зенцвейг предлагает классифицировать по трем направлениям и трем типам.

По направлению реакции могут быть:

Экстрапунитивные - обозначаются символом Е - реакции, направленные вовне (от английского «punity» - карательный). Высказываются негативные эмоции по поводу возникшей ситуации, происходящих событий и причин, их породивших; окружаю­щие люди осуждаются, критикуются, поучаются, высмеиваются либо побуждаются к действиям, при этом от них ожидается по­мощь советом или решение проблемы. (Все кругом виноваты в этом безобразии, они и должны все исправить.)

Интропунитивные - обозначаются символом 1 - реакции, направленные на себя. Человек считает себя источником непри­ятностей, признает свою вину, принимает на себя ответственность за исправление ситуации, предлагает решение проблемы сам. Иногда происшествие может интерпретироваться как благо, при этом все случившееся полностью принимается, неудовольствие не высказывается. (Я сам во всем виноват, сам исправлю ситуа­цию или воспользуюсь ей в своих интересах.)

Импунитивные - обозначаются символом М - реакции без направления, в «никуда» или отсутствие реакции вообще (от английского «impunity» - безнаказанность). Ситуация рассмат­ривается как незначительная, неприятности - как несуществен­ные или неизбежные, с которыми все равно ничего не подела­ешь. Никто не обвиняется в том, что случилось; высказываются надежды, что со временем все образуется, изменится к лучше­му, кто-нибудь поможет. (Ничего не случилось, никто не вино­ват, ничего не надо делать.)

По типу реакции подразделяются следующим образом:

Реакции с фиксацией на препятствии - обозначаются сим­волом O-D. В реакции содержится эмоциональная оценка того, что произошло, выражается отношение именно к событию, а не к лю­дям. Могут обсуждаться как неприятные, так и приятные или несу­щественные аспекты ситуации.

Реакции с фиксацией на самозащите - обозначаются символом Е-D. Обсуждаются люди, оказавшиеся в неприятной ситуации. Все высказывания имеют личную направленность: на окружающих или находящихся за пределами ситуации людей, а также на самого себя. Высказывания могут содержать обви­нения, поучения, критику, замечания, а также признание собственной вины, оправдания, речь может идти об отсутствии чьей-либо вины вообще.

Реакции с фиксацией на разрешении ситуации - обозна­чаются символом N-Р. Предпринимаются самостоятельные попытки преобразовать ситуацию, ищется рациональный способ разре­шения проблемы или конфликта. Человек может обращаться за советом или помощью к окружающим, требовать от них решения проблемы, предлагать совместно обсудить ситуацию и прийти к компромиссу, выражать надежду на то, что со временем все из­менится к лучшему.

При сочетании трех направлений с тремя типами реакций получается девять основных (и два дополнительных) варианта реагирования испытуемого в ситуациях фрустрации. Дополни­тельные варианты характеризуют самозащитные реакции: Е (Е с подчеркиванием) - человек отрицает свою вину, выражает убеж­денность в неправомерности высказанных в его адрес обвине­ний, 1 (I с подчеркиванием) - человек признает свою вину, но от­рицает дурные мотивы своего поведения и приводит смягчаю­щие вину обстоятельства. Все эти варианты представлены в таб­лице.

Помимо анализа реакций испытуемого по направленности и типу, С. Розенцвейг предлагает оценивать степень их стандар­тности с помощью показателя «групповой конформности» (обо­значаемого символом GCR). Этот показатель используется для оценки социальной адаптированности индивида.

Таким образом, в своей методике С. Розенцвейг предложил своеобразный, эффективный в практическом использовании ва­риант систематизации основных типов стресс-реагирования, выделенных в многочисленных психофизиологических экспери­ментах. Предложенное им разделение реакций по направлениям позволяет сделать выводы:

- об индивидуальной чувствительности человека к стрессу, связанной с индивидуальной оценкой событий. Если события воспринимаются в качестве фрустрирующих, тогда появляются реакции направления Е и I. Если события не воспринимаются как фрустрирующие, то появляются реакции направления М;

- о характере реагирования человека в ситуации фрустра­ции (направление Е соответствует активному поведению в стрессе, внешне агрессивному способу реагирования, направление 1 от­ражает пассивное поведение в стрессе, склонность к самообви­нениям и депрессии).

Разделение реакций по типу также позволяет получить важ­ную информацию о специфике стресс-реагирования человека. Степень дезорганизации деятельности (эмоциональная хаотич­ность, ригидность, ступор) характеризуется реагированием по типу O-D. Индивидуальная подверженность стрессу, связанная с по­вышенными чувствительностью и впечатлительностью как устой­чивыми свойствами личности, замеряется количеством реакций самозащитного типа Е-D. Рациональное поведение в стрессе опи­сывается двумя показателями теста: поиском решения возник­шей проблемы (реакции по типу N-Р) или использование привыч­ного (стандартного) поведенческого репертуара, стремлением действовать, как все (GСR).

Thematic Apperception Test (ТАТ)

  • Задачи. Thematic Apperception Test, более известный как ТАТ, это метод с помощью которого можно выявить доминантные побуждения, эмоции, отношения, комплексы и конфликты личности. Который способствует определению уровня скрытых тенденций, которые субъект, или пациент, скрывает или не может показать вследствие их неосознанности.

  • Использование. ТАТ не является исчерпывающим методом исследования ни личности, ни расстройств поведения, ни психосоматических расстройств, ни неврозов, ни психозов. Установлено, что метод не результативен при использовании в работе с детьми младше четырех лет. Так как ТАТ и Rorschach дают комплиментарную информацию, то комбинация этих двух тестов, как это делал Harrison и другие, исключительно эффективна. Методику рекомендуется использовать как подготовку к психотерапии или краткому психоанализу.

  • Обоснование. Процедура состоит в простом предъявлении серии картинок субъекту и побуждении сочинения рассказа к каждому сюжету. Ход истории, выявляющей значимые личностные компоненты, зависит от выраженности двух психологических тенденций, во-первых, стремление людей объяснять неясные ситуации в человеческих взаимоотношениях в соответствии с их собственным жизненным опытом и настоящими желаниями; и, во-вторых, тенденцией добавлять к имеющемуся свой опыт, свои переживания и нужды сознательно или бессознательно.

Если картинки представлены как тест на воображение, (интерес субъекта, вместе с его потребностью в одобрении так вовлекают его, что он забывает об осторожности и необходимости защищаться и противостоять эксперементатору) то неосознавая, он рассказывает о том, какими чертами своего характера он наделил героя и то о чем никогда бы не сказал при прямом вопросе. Как правило субъект заканчивает тест в счастливом неведении того, что его самость просвечена почти так же как рентгеновскими лучами.

  • Рабочие материалы. Рабочий материал представлен двадцатью картинками отпечатанными на глянцевой стороне белого бристольского картона. Возможно, конечно, обойтись без всяких картинок, давая инструкцию придумать историю, но, как это было выявлено, наша методика имеет преимущества: 1. картинки значительно эффективнее стимулируют воображение. 2. Помогают субъекту интерпретировать классические человеческие ситуации 3. Представление стандартного материала как в других тестах.

Представленная и, мы надеемся, окончательная версия набора картинок, является третьим вариантом оригинального набора выпущенного Гарвардской Клиникой Психологии в 1936.

Эффективность картинок мы оценивали после того, как личность субъекта была исследована и изучена другими методами, а результаты применения ТАТ учитывался при формулировании окончательного заключения. Обобщенные, эти результаты послужили критерием для определения эталона понимания каждой картинки. Такой метод оценки эффективности этой неспецифической диагностической процедуры заслуживает наибольшее доверие. В выборе именно этой серии картинок мы опирались на собственный опыт и мнение д-ров Rapaport, Sanford, Shakow и др.

Опыт показал, что длинные рассказы способствуют более высокой выявляемости и валидности интерпретаций, усиливающихся если на большинстве картинок герой того же пола, что и субъект. Это не значит, что есть необходимость иметь два различных набора картинок потому что, некоторые картинки, из представленных, вообще не содержат человеческих фигур, на других изображены люди обоих полов, а на третьих пол одного из персонажей неопределенный. Фактически, одиннадцать наших картинок (включая пустую карточку) могут быть использованы для обоих полов.

Так же наши результаты ограничены рамками включения в исследования, тестировались лица от 14 лет до 40 и в настоящем наборе картинок это ограничение отражено: большинство из них соответствуют принципу что персонаж картинки не только того же пола что испытуемый, но и, приблизительно, одного возраста с ним или его родителями. Мы были информированы д-ром Nevitt Sanford, тестировавшего детей, что это требование необязательно должно быть соблюдено и что большинство предъявленных картинок, за исключением некоторых им замененных, вполне пригодны для детей от семи до четырнадцати лет. Наши сотрудники добились удовлетворительных результатов с еще более маленькими мальчиками и девочками.

Каждый набор разделен на две серии по десять картинок в каждом. Картинки второй серии более необычны, драматичны, эксцентричны, чем в первой серии. На одну серию картинок отводится один час, вторая серия должна быть предъявлена не раньше чем через день или позднее.