Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Похлёбкин. Внешняя политика Руси.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
20.11.2019
Размер:
2.47 Mб
Скачать

2. Развитие внешней политики московского княжества. Хронологический перечень московских князей

Московские удельные князья (владетельные) (Князья — вотчинники на основе родового права)

1237—1238 гг. Владимир Юрьевич сын Юрия II Всеволодовича

1238—1246 гг. Ярослав II Всеволодович брат Юрия П

1246—1248 гг. Михаил Ярославнч Хоробрит сын Ярослава II

1248—1263 гг. Александр Невский сын Ярослава II

1263—1272 гг. Даниил Александрович сын Александра Невского, при нем регент — Ярослав Ш , брат Александра, сын Ярослава II

За этим периодом политического бесправия Московского княжества наступил период быстро возрастающего политического значения Москвы в составе Владимирской Руси. Этот второй период занял 100 лет. Он привел к. сильным качественным изменениям в государственном и историческом значении Московского княжества, ставшего уже через полвека Великим.

Московские удельные князья (правящие)

(Великие князья на основе семейного владения)

1272—1303 гг. Даниил Александрович сын Александра Невского

1303—1325 гг. Юрий Даниилович сын Даниила, внук Александра

1325—1340 гг. Иван I Даниилович (Калита) сын Даниила, внук Александра

1340—1353 гг. Симеон Иванович Гордый сын Ивана I, правнук Александра

1353—1359 гг. Иван II Иванович Красный сын Ивана I, правнук Александра

1359—1389 гг. Дмитрий IV Иванович Донской сын Ивана II, праправнук Александра Невского

Скачок этот произошел не сразу. Более полувека Московское княжество не выходило запределы своих политических полномочий как удела Владимирской Руси (1272—1325 гг.). Затем оно вступило в борьбу со своим западным соседом — Тверским великим княжеством, подрывая его политическое влияние и косвенно «оппонируя» его внешней политике сотрудничества с Литвой, т. е. вмешиваясь в нее.

Начиная с 30-х гг. X[V в. московские князья единолично определяют направление внешней политики своего княжества и формулируют ее как собирание земель вокруг Москвы. Спустя еще полвека, при Дмитрии Донском, Москва становится фактически признанным центром в Русской земле, который может взять на себя ответственность вести борьбу с Золотой Ордой. Однако главной задачей своей внешней политики в этот период да и в дальнейшем на протяжении столетня московские великие князья все еще считают собирание земель и борьбу за преобладание во Владимирской Руси. Они проводят эту внешнюю политику целеустремленно, последовательно, наступательно и непрерывно, являясь и ее инициаторами, и руководителями, и исполнителями.

Увеличение территории своего удела — эта главная цель внешней политики Москвы — достигается самыми разнообразными средствами: династическими браками, покупкой, захватом у слабейшего, политическим обманом, экономическим давлением, войной или изгнанием того или иного князя из его родного удела, а иногда и убийством.

Что же касается внешней политики в отношении Золотой Орды, то она в этот период Московского великого княжества чрезвычайно осторожна и в принципе не меняется в степени своей осторожности даже после Куликовской битвы 1380 г.

Нанеся впечатляющее поражение войскам темника Мамая, Дмитрий Донской использовал свою победу для усиления борьбы с русской раздробленностью, для проведения непреклонной политики консолидации русских земель, ставшей надолго альфой и омегой всех действий московских государей, их внешнеполитическим кредо.

Может показаться странным, что эта задача выдвигается на первый план именно тогда, когда Орде был уже нанесен сильный удар и когда народ и страна ожидали, что первоочередной будет задача освобождения от монголо-татарского ига. Однако и Дмитрий Донской, и его преемники «почему-то» медлили с решительным ударом по Орде еще целое столетие, который откладывался до второй половины XV в. Причина этого заключалась вовсе не в «нерешительности» и «осторожности» московских государей (хотя и эти соображения, конечно, имели место), а в том, что все они действовали наверняка, сообразуясь с общеисторическими условиями, с общим развитием международной обстановки.