Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кузнецов А.В., Кузнецов В.В. Практикум по философии.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
2.04 Mб
Скачать

5.3. Концепция коэволюции природы и общества. История человечества с точки зрения коэволюции

К последнему выводу, который мы сделали, подытоживая обсуждение темы предыдущей главы, еще в конце XIX - начале XX в. пришли в своих размышлениях о смысле и цели истории человечества представители фи­лософской школы русского космизма. Основные идеи русского космизма были впервые сформулированы в рамках религиозной философии. Неудов­летворенные догматизмом, крайним спиритуализмом и оторванностью от реальных проблем социальной жизни тогдашней православной церкви первые представители этого философского направления (прежде всего Н.Ф. Федоров и отчасти B.C. Соловьев) стремились к радикальному обнов­лению православного богословия. Стараясь вернуть богословие к реальным проблемам социальной жизни, Н.Ф. Федоров выдвинул идею о человеке как соработнике Бога. С точки зрения Н.Ф. Федорова, человек - не пассивный созерцатель движения мирового процесса, направляемого Богом, а активный участник тех преобразований, которые должны привести к победе над смер­тью и к реальному осуществлению других заветов, данных человеку на заре истории Богом. Отсюда и следует вывод Н.Ф. Федорова, что цель истории заключается втом, чтобы человечество стало разумом природы. Но для этого оно должно преодолеть, в первую очередь, собственную разъединенность, взаимную ненависть и конкуренцию материальных интересов.

Вопросы и задания:

  1. Почему человек является соработником Бога?

  2. Почему природа одновременно друг и враг человечества?

  3. Каким образом возможно преодолеть враждебность природы по отно­шению к человеку?

Вопрос об участи земли приводит нас к убеждению, что человеческая деятельность не должна ограничиваться

пределами земной планеты. Мы должны спросить себя: знание об ожи­дающей землю судьбе, об ее неизбежном конце, обязывает ли нас к чему-либо или нет? Или, иначе сказать, такое знание естественно ли, т.е. необходимо ли и нужно ли оно на что-нибудь в природе, или же неестественно и составляет бесполезный придаток? В первом случае, т.е. если такое знание естественно, мы можем сказать, что сама земля пришла в нас к сознанию своей участи и это сознание, конечно, деятель­

ное, есть средство спасения; явился и механик, когда механизм стал портиться. Дико сказать, что природа создала не только механизм, но и механика; нужно сознаться, что Бог воспитывает человека собственным его опытом; Он — Царь, который делает все не только лишь для человека, но и чрез человека; потому-то и нет в природе целесообразности, что ее должен внести сам человек, и в этом заключается высшая целесообраз­ность. Творец чрез нас воссоздает мир, воскрешает все погибшее; вот почему природа и была оставлена своей слепоте, а человек — своим похотям. Через труд воскрешения человек, как самобытное, самосоздан­ное, свободное существо, свободно привязывается к Богу любовью. Поэтому же человечество должно быть не праздным пассажиром, а прислугою, экипажем нашего земного, неизвестно еще, какою силою приводимого в движение, корабля - есть ли он фото-, термо- или элек­троход. Да мы и знать не будем достоверно, какою силою движется наша земля, пока не будем управлять ее ходом. Во втором же случае, т.е. если знание о конечной судьбе земли неестественно, чуждо, бесполезно для нее, тогда остается сложить руки и застыть в страдательном (в полном смысле этого слова) созерцании постепенного разрушения нашего жи­лища и кладбища, т.е. погубить не себя только, не живущее лишь поко­ление, но лишить будущего и все прошедшее, совершить грех, преступ­ление не против братьев только, но и против отцов. Естественно ли это?! Такое положение может быть нормальным только для кабинетного уче­ного, который и сам есть величайшая аномалия, неестественность...

Кто НАШ ОБЩИЙ ВРАГ, ЕДИНЫЙ, ВЕЗДЕ И ВСЕГДА ПРИСУЩИЙ, В НАС И ВНЕ НАС ЖИВУЩИЙ, НО ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ВРАГ ЛИШЬ ВРЕМЕННЫЙ?

Этот враг — природа. Она - сила, пока мы бессильны, пока мы не стали ее волей. Сила эта слепа, пока мы неразумны, пока мы не состав­ляем ее разума. Занятые постоянной враждой и взаимным истреблением, исполняя враждебную нам волю, мы не замечаем этого общего врага и даже преклоняемся пред враждебной нам силой, благосклонность кото­рой так же для нас вредна, как и вражда. Природа нам враг, временный, а друг вечный потому, что нет вражды вечной, а устранение временной есть наша задача, задача существ, наделенных чувством и разумом.

Природа в нас начинает не только сознавать себя, но и управлять собою; в нас она достигает совершенства, или такого состояния, достиг­нув которого, она уже ничего разрушать не будет, а все в эпоху слепоты разрушенное восстановит, воскресит. Природа, враг временный, будет другом вечным, когда в руках сынов человеческих она из слепой, разру­шительной силы обратится в воссозидательную. Задача сынов человечес­ких — восстановление жизни, а не одно устранение смерти...

Теперь, когда люди смотрят друг на друга как на врагов, необходимо им узнать действительный, хотя и временный источник вражды, узнать общего врага, которого они не замечают, увлеченные взаимной неприяз­нью. Хотя этого врага мы встречаем и в себе и вне себя, горе и долу, над собою и под собою, везде и всюду, врага общего, единого, тем не менее мы почти не замечаем его враждебности и даже преклоняемся перед этой силой, смешивая ее даже с Богом. Не везде и не всегда одинаково обнаруживает она свою вражду; однако и благосклонность ее для нас столь же вредна, как и вражда. Притом же в настоящее время область благосклонности по мере истощения земли и увеличена народонаселения все сокращается, так что христианское и арийское человечество вступает в область открытой вражды к природе.

И тем не менее природа нам - враг лишь временный, другом же нашим она будет вечным. Разум человеческий раскрывается вместе с сознанием своей зависимости от силы, без обладания которой человек существовать не может, без овладения которой он должен был признать себя существом смертным и нести постоянные утраты. По мере исто­щения человеком средств для ограниченного существования и соот­ветственно увеличения населения земли этот враг, тайный и явный, все более обнаруживается и человеку приходится бороться усиленно и даже непрерывно с этой враждоносною и смертоносною силою. Но борьба с нею не под силу отдельным лицам; она должна расшириться и соргани­зоваться в борьбу общественную, государственную и международную, то есть всенародную. Здесь единственный истинный и плодотворный коллективизм, единственная естественная, целесообразная солидар­ность. И здесь же, на этом поприще всем необходимой, единственной спасительной самозащиты и взаимозащиты, здесь и возможность замены братоубийственной вражды братским и сыновним единением; и здесь же, наконец, возможность и твердая надежда на исполнение общего дела и долга сынов человеческих перед их отцами и перед Богом отцов, победа жизни над смертью во всеобщем воскрешении...

Федоров Н.Ф. Философия общего дела// Сочинения. В 2-х т. М., 1982. Т. 1. С. 361-362; Т. 2. С. 521-522.

Концепция Н.Ф. Федорова оказала влияние не только на религиозную философию его времени (это заметно во многих идеях философии В.С, Со­ловьева), но в еще большей степени на развитие русской естественнонаучной мысли рубежа XIX-XX столетий.

Однако, пожалуй, лишь В.И. Вернадскому удалось превратить идеи рус­ского космизма в достояние не только русской религиозной философии, но и мировой философской и естественнонаучной мысли. Его учение об эволюции биосферы Земли и об итоге этой эволюции — появлении в XX в. новой оболочки Земли, ноосферы (сферы разумного природопользования объединенного человечества) — оказало колоссальное влияние на развитие мировой философской мысли XX в.

Вопросы и задания:

  1. Что такое биосфера и ноосфера?

  2. В чем заключается, согласно В. И. Вернадскому, принципиальный не­достаток прежних концепций философии истории?

  3. Как осуществляется эволюция живого вещества?

  4. ры?

    При каких социальных условиях возможно возникновение ноосфе-

Живая природа является основной чертой проявления биосферы, она резко отличает ее тем самым от других

земных оболочек. Строение биосферы прежде всего и больше всего характеризуется жизнью.

...Между физико-геометрическими свойствами живых организ­мов — в биосфере они проявляются в виде своих совокупностей — жи­вого вещества, и между такими же свойствами косной материи по весу и по количеству атомов, составляющей подавляющую часть биосферы, лежит в некоторых отношениях непроходимая пропасть. Живое вещес­тво является носителем и создателем свободной энергии, ни в одной земной оболочке в таком масштабе не существующей. Эта свободная энергия — биогеохимическая энергия — охватывает всю биосферу и оп­ределяет в основном всю ее историю. Она вызывает и резко меняет по интенсивности миграцию химических элементов, строящих биосферу, и определяет ее геологическое значение.

В пределах живого вещества в последнее десятитысячелетие вновь создается и быстро растет в своем значении новая форма этой энергии, еще большая по своей интенсивности и сложности. Эта новая форма энергии, связанная с жизнедеятельностью человеческих обществ, рода Homo и других (гоминид), близких к нему, сохраняя в себе проявление обычной биогеохимической энергии, вызывает в то же самое время нового рода миграции химических элементов, по разнообразию и мощ­ности далеко оставляющие за собой обычную биохимическую энергию живого вещества планеты.

Эта новая форма биогеохимической энергии, которую можно назвать энергией человеческой культуры или культурной биогеохимической энер­гией, является той формой биогеохимической энергии, которая создает в настоящее время ноосферу.

<...> В общежитии обычно говорят о человеке как о свободно жи­вущем и передвигающемся на нашей планете индивидууме, который свободно строит свою историю. До сих пор историки, вообще ученые гуманитарных наук, а в известной мере и биологи, сознательно не счита­ются с законами природы биосферы — той земной оболочки, где может только существовать жизнь. Стихийно человек от нее не отделим. И эта неразрывность только теперь начинает перед нами точно выясняться.

В действительности, ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все эти организмы неразрывно и непрерывно связаны — прежде всего питанием и дыханием — с окружающей их ма­териально-энергетической средой. Вне ее в природных условиях они существовать не могут.

<...> Человечество, как живое вещество, неразрывно связано с ма­териально-энергетическими процессами, определенной геологической оболочки земли - с ее биосферой. Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну минуту.

Понятие «биосферы», т.е. «области жизни», введено было в биологию Ламарком (1744-1829) в Париже в начале XIX в., а в геологию Э. Зюссом (1831-1914) в Вене в конце того же века.

В нашем столетии биосфера получает совершенно новое понимание. Она выявляется как планетное явление космического характера.

В биогеохимии нам приходится считаться с тем, что жизнь (живые организмы) реально существует не только на одной нашей планете, не только в земной биосфере. Это установлено сейчас, мне кажется, без сомнений пока для всех так называемых «земных планет», т.е. для Ве­неры, Земли и Марса.

<...> Младшие современники Ч. Дарвина - Д. Дана (1813- 1895) и Д. JIe-Конт (1823-1901), два крупнейших североамериканских геолога (а Дана к тому же минералог и биолог) выявили еще до 1859 г. эмпири­ческое обобщение, которое показывает, что эволюция живого вещества идет в определенном направлении.

Это явление было названо Дана «цефализацией», а Ле-Контом «пси- хозойской эрой».

<...> Дана указал, что в ходе геологического времени, говоря совре­менным языком, т.е. на протяжении двух миллиардов лет, по крайней мере, а наверное много больше, наблюдается (скачками) усовершенс­твование - рост - центральной нервной системы (мозга), начиная от ракообразных, на которых эмпирически и установил свой принцип Дана, и от моллюсков (головоногих) и кончая человеком. Это явление и названо им цефализацией. Раз достигнутый уровень мозга (центральной нервной системы) в достигнутой эволюции не идет уже вспять, только вперед.

<...> В XX в., впервые в истории Земли, человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земли, расселился по всей ее поверхности. Человечество своей жизнью стало единым целым. Нет ни одного клочка Земли, где бы человек не мог прожить, если бы это было ему нужно.

625

<...> В историческом состязании, например в войне такого масштаба, как нынешняя, в конце концов побеждает тот, кто этому закону следует. Нельзя безнаказанно идти против принципа единства всех людей как