Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИППУ .doc
Скачиваний:
75
Добавлен:
18.11.2019
Размер:
2 Mб
Скачать

§ 9. Политические взгляды Андрея Курбского (1528-1583)

Во II пол. XVI в., при Иване IV, борьба между царской властью и боярами еще больше усилилась. Реформы Ивана IV, укрепившие централизованную власть, встретили сопротивление боярства.

Виднейшим представителем оппозиции царской власти стал князь Андрей Курбский, считавший себя учеником Максима Грека. Он происходил из древнего ярославского княжеского рода, был членом "Избранной рады", участвовавшей некоторое время в управлении государством. Он был одним из сподвижников Ивана IV.

Командуя русской армией в Ливонской войне (1564), Курбский узнал о грозившей ему опале и бежал в Литву. В своих трех письмах Ивану IV и написанной в эмиграции "Истории о великом князе Московском" Курбский пытается оправдать свое бегство, ссылаясь на феодальное право "отъезда", на царские притеснения и казни бояр.Он обвиняет Ивана IV в том, что он "правил не по старине", что он жесток, несправедлив, находится под влиянием «лукавейших иосифлян».38

Именно они, по его мнению, порекомендовали не иметь при себе советников. Самодержавие царя, царские реформы он отвергает, противопоставляя им идеального государя, правящего с "Избранной радой", советующегося с "Думой и боярами своими". Он отвергает также и попытки царя посягнуть на феодальные вольности и привилегии, в том числе и на право "отъезда". Он утверждал, ссылаясь на Цицерона, что нет государства, если не действуют законы, нет правосудия, не соблюдаются старые обычаи.

Конечно, Курбский не ратовал за восстановление старых порядков раздробленности, за полное восстановление старины. Преимущества централизации были очевидны даже для бояр. Они стремились лишь к ограничению самодержавия, власти царя, разделению ее между царем и боярством.

Главная тема писем Курбского - тирания Грозного. По его мнению, «бесчинства царя Иоанна можно сравнить с нашествием татар Нагайских и царя Казанского, известного сильного и могущественного мучителя».39

Тем не менее идеалом князя Курбского была "земля святорусская", состоящая из "малых отечеств", одно из - бывшее "ярославское княжество", которое прибрали к своим рукам "издавна кровопивственные" московские великие князья. Курбский сам был не прочь занять место "первого среди равных" на великокняжеском столе разобщенной на уделы Руси. Великокняжеская власть мыслится Курбскому как орган, подчиненный "советам" боярства и обязанный удовлетворять ходатайства ("печалования") духовенства. Царь, покорный боярской думе, - таков идеал системы высших органов власти Курбского. Царь, по его мнению, должен советоваться во всем с мудрыми вельможами и без их совета не мог принимать никаких важных решений. «Пока царь любит Совет и советников, он сохраняет душу свою, если же не возлюбит сего, то может пропасть, так как управлять следует, не склоняясь к естественным бессловесным влечениям, а совместным советам и рассуждениям».40

При этом "право совета", предоставленное царем своим вельможам, должно быть дополнено "правом отъезда" в случае недовольства боярина царем.

Царь должен считаться с боярами как "светлыми князьями земли русской" и сохранить свои вольности и льготы, а не запирать свое царство "аки адову твердыню". По его мнению, человек, который захочет покинуть свое государство, не может называться изменником.

С одной стороны, он осуждает боярское засилье, а с другой, - всячески идеализирует "Избранную раду" и считает, что именно ее деятельность обеспечила проведение реформ 50-х годов и победу русских войск под Казанью. Курбский протестует против казней знатных бояр и выдвижения Грозным "худородных людей".

Князь Курбский проводит оценку деятельности Ивана Грозного и отмечает, что на первом этапе, когда царская власть была ограничена "мудрым советом" (Избранной радой), управление государством шло успешно.41 С помощью Избранной рады был установлен «нелицеприятный и праведный суд», «равный» для всех, «воеводами были поставлены искусные и храбрые мужи, и военные чины давались тем воинам, мужественно сражались с врагом».42 Но после падения правительства Адашева и опричной реформы царская власть отклонилась от возложенной на нее высшей воли, впала в "безбожие", "беззаконие", а сам режим опричнины стал "пожаром лютости".

Он критикует состояние государственных дел и организации суда в этот период. Купцы и земледельцы пострадали от налогов, мздоимства и казнокрадства. Многие крестьяне разорились и снялись с земли. Многие свободные люди продали своих детей в рабство, а другие в отчаянии кончили жизнь самоубийством.

Воинский чин также пришел в упадок из-за репрессий против искусных полководцев и воевод. Чиновничество стало исполнять свой долг недобросовестно, посты на царской службе стали замещаться клеветниками и доносчиками. Здесь процветало взяточничество и грабительство в отношении лиц, обращавшихся за защитой своих интересов.

Он выступает против заочного осуждения и принципа объективного вменения, говоря, что это "кровопролитие неповинных". Закон божий гласит, говорит он, что сын не несет грехов отца своего, каждый во своем грехе умрет и по своей вине понесет казнь.

Он возражает против форм внесудебной расправы, жестоких наказаний. Он считает, что смертная казнь должна применяться только к нераскаявшимся преступникам.

Андрей Курбский различает "правду", "справедливость" и закон. Он утверждает, что закон, принятый государственной властью, не всегда является правом, стало быть, его не всегда нужно исполнять. Это возможно тогда, когда закон по своему содержанию может не соответствовать тем критериям, которые должны характеризовать правовые установления высшей власти. Только разумные веления и справедливые действия могут быть восприняты всем народом как предписания, которые надо обязательно выполнять.

Он обвиняет царя в жестокости, в злодеяниях и видит причину всех зол в личных качествах Ивана Грозного и приближении к нему "злых советников".43

В целом можно признать, что Андрей Курбский выдвигает прогрессивные для своего времени положения. Он отстаивает такую форму государственного правления, как сословно-представительная монархия. Вся власть в такой монархии может быть реализована только на основании надлежащим образом принятых законов. Для обоснования этой точки зрения он достаточно часто обращается к высказываниям Аристотеля.