Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
пособие Горская Г.Б..doc
Скачиваний:
128
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
1.14 Mб
Скачать

4.5.Социально-психологические аспекты подготовки

высококвалифицированных спортсменов

Спорт высших достижений характеризует публичность выступлений спортсменов, широкое их освещение в средствах массовой информации, престижность включения спортсменов в элитные команды. Вследствие этого расширяется круг социально-психологических факторов, влияющих на деятельность высококлассных спортсменов, вызывающих дополнитель­ные психические нагрузки. Процесс становления молодого перспектив­ного спортсмена как члена элитной команды далеко не всегда происхо­дит просто и гладко. Даже высокие спортивные результаты, соответс­твующие самым жестким требованиям, не обеспечивают быстрого призна­ния молодого атлета его более опытными коллегами.

Исследование, проведенное польским психологом В.Навроцкой в национальной сборной команде Польши по велоспорту, показало, что при включении в ее состав молодых спортсменов контакты между ними и основным составом установились не сразу. Двухлетнее исследование выявило несколько этапов становления взаимоотношений молодых и опытных спортсменов. Первоначально в команде прослеживалось разде­ление на две подгруппы (молодых и опытных спортсменов), не склонных к контактам друг с другом. Психологом и тренерами был предпринят целый ряд шагов, направленных на преодоление барьера между этими группами. Через несколько месяцев ситуация стала меняться: появи­лись микрогруппы из молодых и опытных спортсменов, проявляющих лич­ные симпатии друг к другу. Более реалистичными стали взаимные оцен­ки спортивного мастерства. Спортсмены основного состава увидели в своих молодых коллегах достойных деловых партнеров. Правда, описан­ные благоприятные изменения оказались недостаточно прочными. В пе­риод отбора на ответственные соревнования, в которых предполагалось участие лишь части команды, уже было установившиеся деловые и эмо­циональные контакты оказались нарушенными. Тем не менее можно ска­зать, что усилия тренеров и психолога по сплочению команды, объеди­нению спортсменов с разным спортивным опытом дали свои плоды: барь­ер между молодыми спортсменами и "стариками" был преодолен. Когда напряжение, связанное с отбором, разрядилось, налаженные между ними контакты стали восстанавливаться.

Приведенные факты говорят о том, что молодым спортсменам нужна помощь в период их адаптации в элитной команде. Трудности установ­ления взаимоотношений со спортсменами основного состава этих команд могут быть связаны с несколькими обстоятельствами. Это и барьер, вызванный почтительным, а иногда просто благоговейным отношением молодежи к "великим" спортсменам, особенно, если они еще и старше по возрасту. Это и острота конкуренции внутри элитных команд. Это и свойственная элитным командам корпоративность, вследствие которой они не отличаются открытостью по отношению к новым спортсменам. Это и просто новизна социального окружения, принятого в элитной команде стиля общения, к которому молодым спортсменам нелегко сразу привык­нуть. Это и стремление молодых спортсменов к самоутверждению, из-за которого они сдерживают желание включиться в общение с более опыт­ными спортсменами, боясь, что его расценят как слабость.

Социально-психологический дискомфорт может усилиться у молодых спортсменов трудностями, связанными с изменением режима тренировок, необходимостью приспособиться к стилю работы тренера сборной коман­ды, который может отличаться от стиля их личного тренера. Проблемы, связанные с адаптацией в элитной команде, легче преодолеваются мо­лодыми спортсменами, если они чувствуют психологическую поддержку со стороны тренеров, товарищей по команде. Обеспечение такой помощи является одной из задач психолога, работающего с элитной командой.

Заслуживает особого анализа позиция лидера элитной команды. Она дает спортсмену существенные преимущества, является привлека­тельной и высокозначимой. Лидеры являются объектом повышенного вни­мания. Им стремятся подражать во всем, даже в манере одеваться, вести себя. Их методы подготовки анализируются особенно тщательно и всегда вызывают глубокий интерес. Известный спортивный психолог Л.Д.Гиссен описал характерный эпизод из спортивной жизни трехкрат­ного олимпийского чемпиона по академической гребле В.Иванова. Од­нажды, тренируясь накануне ответственных соревнований, он изменил обычную регулировку весел. Затем по окончании тренировки вернул их в обычное положение. На следующий день, находясь на старте, В.Ива­нов заметил, что часть спортсменов скопировала примененную им на тренировке регулировку весел в надежде, что следование методам вы­дающегося спортсмена принесет им успех. Подражателей не остановило то, что неопробованная техника увеличивает риск неудачи. Гипноз ав­торитета известного спортсмена оказался сильнее (Л.Д.Гиссен, 1973).

Ведущим спортсменам создаются в элитных командах наиболее бла­гоприятные условия для подготовки. Часто в расчете на них строится тренировочный процесс, им уделяется больше внимания. И если в пери­од становления спортсмена как лидера повышенное внимание его прият­но удивляет, то постепенно он начинает его воспринимать как долж­ное, естественное и обязательное. Отвлечения тренера на работу с другими спортсменами вызывают иногда у признанных лидеров ревность и недовольство. Об этом пишет знаменитая фигуристка И.Роднина, ана­лизируя причины разрыва с вырастившим ее тренером С.Жуком. При по­явлении у него новых учеников она, по ее словам, ревновала, сканда­лила, требовала повышенного внимания к себе. Она считала, что С.Жук уже не хотел и не мог работать с ней, не был способен найти в ней нечто новое, а свои новые идеи реализовывал в работе с другими спортсменами. Перейдя к новому тренеру Т.Тарасовой, И.Роднина про­должала добиваться исключительного внимания к себе: "Мало-помалу, потихоньку и неспеша приходилось мне приучать Таню (Т.Тарасову) к тому, что когда она работает со мной, то она работает только со мной. Я имела право на этот эгоизм, потому что шла на высокий ре­зультат и знала, что с пути не сверну, что буду этого результата добиваться" (И.Роднина, 1992).

Высокие притязания выдающихся спортсменов, в том числе на исключительное внимание тренера, действительно оправданы их незауряд­ными достижениями, уникальным талантом. Тем не менее они становятся почвой для конфликтов. Повышают вероятность конфликтов и высокие психические нагрузки спортсменов-лидеров. На них делается ставка во время соревнований. На них же ложится и основной груз ответствен­ности за результаты выступлений команды. Это и увеличивает частоту ситуаций, когда лидеры становятся инициаторами конфликтов, когда они в резкой форме выражают недовольство партнерами по команде за их ошибки, тренерами за просчеты в подготовке, руководителями и ад­министраторами за организационные неувязки (Ю.Л.Ханин, 1976).

Природная одаренность выдающихся спортсменов, достигнутый ус­пех для части из них становится фактором, снижающим интерес к со­вершенствованию мастерства. Поддержание и укрепление у них мотива­ции самосовершенствования может стать для тренера непростой зада­чей.

Преимущества позиции лидера (благоприятные условия подготовки, материальная обеспеченность, популярность, внимание средств массо­вой информации) делают очень значимым для спортсменов ее сохране­ние. При современном уровне конкуренции в большом спорте это неп­ростая задача. Не случайно среди спортсменов распространено мнение, что завоевать позицию лидера проще, чем ее удержать. Опасением за прочность лидирующих позиций объясняется рост тревожности у высо­коквалифицированных спортсменов (Б.Карольчак-Бернацкая, Е.Скшипек-Сивиньская, 1973).

Таким образом, тренер, работающий с суперзвездой, имеет и пре­имущества, и определенные сложности. Вот как описывает особенности работы со спортсменами экстра-класса американский тренер по бас­кетболу В.Е.Уоррен. Он считает, что суперзвезды помогают команде побеждать не только мастерством, но и авторитетом у соперников, что повышает престиж команды. Они побуждают всю команду лучше работать на тренировках и соревнованиях, оказываются, как правило, хорошими лидерами, хорошо действуют в напряженных ситуациях. Наличие в ко­манде суперзвезд побуждает тренера совершенствовать свое мастерс­тво, чтобы опережать их в понимании дела: только супертренер может воспитывать суперзвезд. Вместе с тем В.Е.Уоррен отмечает трудности работы с суперзвездами: их склонность отстаивать свое мнение, даже если оно не совпадает с мнением тренера, подверженность "звездной болезни".

Преодолеть трудности работы с суперзвездами можно, по мнению В.Е.Уоррена, если правильно построить общение с ними: не допускать чтобы звезды оказывались вне критики, внушить им чувство ответс­твенности за команду и собственный вклад в ее успехи, убедить в не­обходимости развивать талант в процессе тренировок, не допускать, чтобы суперзвезды относились к себе слишком серьезно. Полезно для налаживания хороших отношений в команде, чтобы роли в команде были четко распределены, чтобы был ясен вклад каждого спортсмена в общий результат. Это исключит возможность возлагать ответственность за успехи и неудачи на одного-двух ведущих спортсменов. (В.Е.Уоррен, 19830.

Высокая психическая напряженность во время соревнований в спорте высших достижений, неизбежность контактов многих спортсме­нов, находящихся в состоянии эмоционального напряжения, заставляет обратиться к анализу явления эмоционального заражения. Под эмоцио­нальным заражением понимается бессознательная, невольная подвержен­ность индивида определенным психическим состояниям (Г.М.Андреева, 1980). Эмоциональное заражение возникает не как результат осознан­ного восприятия какой-либо информации, а как передача определенного эмоционального состояния, психического настроя от одного человека к другому. В связи с тем, что эмоциональное заражение возникает в группе людей, эмоции многократно усиливаются, оказывая сильное вли­яние на поведение. Ярким примером эмоционального заражения является паника, возникающая, как правило, в ситуации неопределенности, де­фицита информации.

В состояние, близкое к панике, может перерасти предсоревнова-тельная тревога спортсменов (В.Параносич, Л.Лазаревич, 1977). Пани­ка может выразиться у спортсменов в хаотической двигательной актив­ности или, наоборот, в заметном торможении двигательной активности. Это создает впечатление, что спортсмены находятся в состоянии апа­тии, хотя на самом деле они испытывают парализующий активность страх, очень сильную тревогу. Возрастающая неуверенность, напряже­ние вызывает у части спортсменов стремление к большей взаимной бли­зости в отношениях, потребность в психологической поддержке. Другая часть спортсменов, наоборот, стремится избавиться от груза группо­вых эмоций, что выражается в просьбах отпустить их перед ответс­твенными соревнованиями домой или разрешить работать индивидуально.

Проявлением эмоционального заражения является сходство предстартовых состояний спортсменов и их тренеров (С.П.Чаталбащян, 1971). Вероятность передачи эмоций от тренеров к спортсменам может возрастать вследствие того, что, во-первых, тренеры меньше, чем спортсмены контролируют свои эмоции, а, во-вторых, спортсмены боль­ше обращают внимание на эмоциональное состояние тренера, так как по нему они судят о своей готовности к выступлению в соревнованиях (Р.Мартенc, Д.Бертон, 1982).

Наличие в команде лиц, восприимчивых к эмоциям окружающих или способных индуцировать свои эмоции другим, должно быть в центре внимания психологической службы, обеспечивающей выступление спорт­сменов во время ответственных соревнований. Важно так организовать общение, чтобы исключить или по крайней мере ограничить контакты, вызывающие распространение и усиление нежелательных эмоций. С дру­гой стороны, следует иметь в виду, что эмоциональное заражение мо­жет быть источником мобилизации сил команды как в условиях трениро­вок, так и во время соревнований. Это демонстрируют работы Ю.Г.Коджаспирова (1987) и Г.Д.Горбунова (1986), посвященные применению функциональной музыки в спорте. В них показано, что воздействие му­зыки, если оно проводится целенаправленно, может повысить работос­пособность, синхронизировать эмоциональное состояние, что способс­твует эффективной работе спортсменов в группе.

Отличительной чертой жизни спортсменов в большом спорте явля­ется ее открытость для публики, постоянные контакты со средствами массовой информации, Они оказывают на жизнь спортсменов сильное и неоднозначное влияние. С одной стороны, газеты и телевидение делают спортсменов популярными. С другой стороны, они создают дополнитель­ные источники психических нагрузок. Исследования показывают, что спортсмены относят контакты с журналистами к наиболее сильным стрессорам наряду с взаимоотношениями с соперниками, фанатами, судьями.

Средства массовой информации создают части спортсменов психи­ческие нагрузки уже тем, что привлекают к их жизни слишком большое внимание. Об этом пишет первая ракетка мира шестидесятых годов авс­тралийская теннисистка М.Корт: «Я любила соревноваться, любила спорт, всю физическую часть тенниса, но никогда не чувствовала себя уверенно под светом юпитеров, на интервью, да и разъезды тоже не радовали. Если бы можно было обойтись без этого, оставив спорт в чистом виде, я бы обожала его, но это утопия» (Н.Быканова, 1994).

Спортсменов раздражает необъективность публикаций прессы, под­верженность штампам и стереотипам при создании имиджа известных спортсменов. "Спортсмены - люди заметные, - пишет олимпийская чем­пионка по прыжкам в воду Е.Вайцеховская,- и журналисты, описывая жизнь той или иной звезды, придерживаются единого сценария: абзац о том, как пришел к успеху, кто помогал, несколько штрихов о семье, детях (если таковые имеются), где учится и (на десерт) чем всерьез помимо спорта увлекается. Иметь про запас парочку увлечений вроде классической музыки или театра стало чуть ли не хорошим тоном" (Е.Кашина, 1989). Возможно, влиянием средств массовой информации объясняется ситуация, о которой пишет известная гимнастка Г.Белоглазова: "Почему в одной из многочисленных анкет ученые поставили вопрос по-фельдфебельски грубо "Вы предпочитаете в будущем тренерс­кую деятельность или работу спортивного организатора? - как будто ни на какое другое дело мы, спортсмены, заведомо не годимся!" (Г.Велоглазова, 1992).

Средства массовой информации могут оказать сильное влияние на психическое состояние спортсменов, особенно, в значимые моменты их жизни. Журналисты, освещающие крупнейшие спортивные события, стре­мятся донести до своей аудитории их драматизм и эмоциональный на­кал. Но, увлекаясь этой задачей, они не всегда анализируют влияние своих сообщений на спортсменов. И часто статья или репортаж стано­вится каталогом негативных мыслей, выражающих сомнения спортсменов в своих силах, на подавление которых тратят столько сил тренеры и психологи. Приведем в качестве примера репортаж газеты "Советский спорт" об отъезде группы спортсменов-олимпийцев на Олимпийские Игры 1988 года в Сеуле. "Две Светланы, Ваитова и Богинская, молчаливо прижались друг к другу. Удастся ли им повторить успех, выпавший на долю их землячек Ольги Корбут, Антонины Кошель и Тамары Лазакович в Мюнхене? Ой, не знаем!... Растерянно улыбалась Наташа Лащенова: "Еще час назад на озере Круглом было страшно - что-то будет!... Едва сдерживала слезу Любовь Ивановна Омельянчик, мама Оксаны: - Я всегда провожаю Ксюшу на все крупные соревнования. А сегодня особый вечер - дочка едет на Олимпиаду. Только бы все у нее получилось как надо, только бы не сорвалось".

Переживание значимости одного из главных стартов в жизни спортсменов, ответственности за результаты выступлений, предсоревновательное волнение вполне естественно. Даже самых эмоционально устойчивых и прекрасно подготовленных спортсменов в такой момент могут охватить сомнения в успехе. Поэтому так важна для них психологическая поддержка, информация, укрепляющая уверенность в себе, подчеркивающая значимость и плодотворность работы, выполненной в процессе подготовки к ответственному выступлению.

Особой проблемой является публичность соревнований в большом спорте. Исследования показывают, что существуют значительные индивидуальные различия между спортсменами по их реакции на присутствие и поведение зрителей. Для части спортсменов характерна ориентация на отношение к ним публики, нацеленность на общение с ней во время соревнований. Некоторые спортсмены предпочитают во время соревнований отстроиться от воздействий публики. Деперсонализированное восприятие зрителей, когда спортсмен стремится не замечать кого-то из присутствующих в отдельности, говорит о повышенной эмоциональной напряженности, о том, что реакции публики являются для спортсмена дополнительной психической нагрузкой (И.П.Волков, 1987; А.Л.меньщикова, 1985).

Многообразие социальных контактов высококвалифицированных спортсменов, возможность столкновения с ощутимым психологическим давлением, сложное переплетение в большом спорте сотрудничества и соперничества делает одной из задач психологической службы повышение социально-психологической компетентности спортсменов, профилактику психических перегрузок, связанных с общением.