Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
пособие Горская Г.Б..doc
Скачиваний:
128
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
1.14 Mб
Скачать

Глава 3. Психологическое обеспечение подготовки спортсменов на этапе спортивного совершенствования

В процессе многолетней подготовки этап спортивного совершенствования, или специализированной подготовки занимает значительное место как по продолжительности, так и по роли в достижении максимальных спортивных результатов. По данным О. А. Мильштейна и К. А. Кулинковича, средний возраст начала серьезных занятий спортом находится в пределах 12-15 лет, возраст же включения спортсменов в национальные сборные команды, означающего выход на уровень высшего спортивного мастерства, составляет 19-24 года. Следовательно, длительность этапа спортивного совершенствования оказывается равной примерно 7-9 годам. В этот период формируется спортивное мастерство атлета.

Психологическим содержанием этапа спортивного совершенствования является формирование и совершенствование психологических механизмов регуляции спортивной деятельности: мотивации, целеполагания, навыков анализа значимых условий деятельности, контрольно-оценочных компонентов деятельности, навыков самоконтроля и саморегуляции действий и психических состояний. В этот период происходит также развитие специальных профессионально важных свойств психики спортсменов.

Для обоснования программ психологического обеспечения подготовки совершенствующихся спортсменов необходимо проанализировать вклад каждого из звеньев психической регуляции деятельности в становление мастерства атлетов, определить желательные с этой точки зрения характеристики каждого из них.

3.1. Мотивация спортивной деятельности на этапе спортивного совершенствования

Этап спортивного совершенствования характеризуется тем, что спортсмены, вступившие в него, рассматривают спортивную деятельность как личностно значимую и желают совершенствовать свое спортивное мастерство. Содержанию этого периода многолетней подготовки спортсменов адекватно доминирование в структуре их мотивации стремления к самосовершенствованию, к приобретению специальных знаний и навыков. Наличие такой мотивационной доминанты у совершенствующихся спортсменов подтверждают данные исследований Р. А. Пилояна (1984).

Но это не исключает существования других стимулов, побуждающих к приобретению мастерства: стремления к самоутверждению, приобретению авторитета в глазах значимых других, материальных факторов. Нельзя исключать и возможности сохранения мотивации предшествующего периода многолетней подготовки, т. е. ситуации, когда внешне спортсмен находится на этапе спортивного совершенствования, а внутренне, по структуре мотивации продолжает оставаться на этапе начального обучения. Спорт продолжает рассматриваться как одна из форм досуга, сосуществующая с другими и не имеющая предпочтения по сравнению с ними.

В некоторых случаях такая незрелость мотивации, ее несоответствие содержанию процесса спортивного совершенствования может сохраняться очень долго, а иногда и до завершения спортивной карьеры высококвалифицированного спортсмена. Чемпионка мира по фехтованию Т. Любецкая вспоминает, что уже тогда, когда она входила в сборную страны, была чемпионкой мира, она совмещала тренировки с занятиями в музыкальном училище, затем в вечерних классах института им. Сурикова, увлекалась фигурным катанием, участвовала в спектаклях детского музыкального театра, занималась верховой ездой и не считала фехтование единственным увлечением.

Тренировки в составе сборной национальной команды Т. Любецкая совмещала с учебой на факультете журналистики МГУ. Вот как она описывает этот период своей спортивной жизни: "После поступления в университет мучительным стало раздвоение на журналистику и тренировки. С одной стороны я слышала, что надо писать, все время писать. А с другой - тренироваться, тренироваться, больше тренироваться, если хочешь иметь высокие результаты. В итоге все сводилось к тому, что надо выбирать что-то одно. Я пока не сумела этого сделать и именно путем и ценой такого раздвоения (или совмещения) пытаюсь найти и выразить себя" (В. Аркадьев, Т. Любецкая, 1986).

Способность совмещать серьезные тренировки с не менее серьезными занятиями учебой или другими видами деятельности доступна, по-видимому, немногим очень одаренным спортсменам. Но такие факты из биографии высококвалифицированных спортсменов, как приведенный выше, указывают на то, что объективно происшедший переход к серьезным тренировкам не обязательно автоматически связан с соответствующей этому переходу перестройкой мотивации спортивной деятельности.

Оценка степени соответствия структуры мотивации занятий спортом этапу многолетней подготовки, формирование оптимальной с точки зрения его содержания структуры мотивации является одним из существенных компонентов решения общей задачи этапа спортивного совершенствования: формирования психологической структуры спортивной деятельности.

Содержанием этапа спортивного совершенствования является приобретение спортивного мастерства и развитие способности демонстрировать его в условиях соревнований. Следовательно, адекватной стоящим перед спортсменами проблемам будет такая структура мотивации, которая в наибольшей степени обеспечивает высокую субъективную значимость спортивного совершенствования, имеет высокую побудительную силу, способствующую продвижению спортсменов к мастерству. В связи с задачей формирования адекватной мотивации приобретения спортивного мастерства целесообразно проанализировать влияние на процесс подготовки спортсменов внутренней и внешней мотивации.

Внутренняя мотивация непосредственно связана с содержанием деятельности, которую она стимулирует, она ориентирует на самосовершенствование, приобретение специальных знаний и навыков, от которых зависит уровень мастерства. Внешняя мотивация, например, стремление к успеху, популярности, признанию у окружающих, желание с помощью спорта расширить круг общения, решить материальные проблемы, делает приобретение мастерства не целью, а средством достижения других целей.

При доминировании внутренних мотивов у обучающихся наблюдается выраженный интерес к способам выполнения деятельности, детальное планирование, тщательность в работе, творческий подход к делу. Доминирование внешней мотивации проявляется в ориентации на конечный результат, в схематичности планирования, в отсутствии интереса к способам выполнения действий, которые осваиваются.

Многие данные свидетельствуют в пользу внутренней мотивации, связанной с удовлетворением от процесса деятельности и от совершенствования в ней. Существуют многочисленные свидетельства большей продуктивности внутренней мотивации в процессе обучения детей в школе (А. Н. Леонтьев, 1972, 1975; Ш. А. Амонашвили, 1984; А. К. Маркова, 1983, М. В. Матюхина, 1984).

В исследованиях Ш. А. Амонашвили показано, что внутренняя познавательная мотивация формирует познавательную активность детей, побуждает их к творчеству, что в конечном счете выливается в высокую эффективность обучения в школе. Важно и то, что вовлечение детей в познавательную деятельность, побуждаемую внутренними мотивами, в отличие от традиционной системы обучения, ориентированной на внешние оценки-отметки, снижает вероятность негативных эмоций: страха плохой оценки, неодобрения старших, тревожности, неуверенности в себе. Внешняя мотивация, чаще всего имеющая лично-престижный характер, порождает соперничество, эмоциональную напряженность, отвлекает от содержательной стороны деятельности. Правда, следует отметить, что соперничество, соревнование, может быть и полезным стимулом, активизирующим учащихся.

В спортивной психологии в исследованиях регулирующего влияния внутренней и внешней мотивации получены данные, близкие к тем, которые получены в психологии обучения. В них подтверждается более оптимальное влияние на процесс приобретения спортивного мастерства внутренней мотивации (О. В. Дашкевич, В. А. Зобков, 1980; В. А. Зобков, 1981; Д. С. Батт, 1987, Р. Мартенс, 1987). По данным О. В. Дашкевича и В. А. Зобкова, полученным в исследовании легкоатлетов-спринтеров 14-16 лет, юные спортсмены, отличающиеся преобладанием внутренней, деловой мотивации, более значительно, чем спортсмены той же группы с доминированием лично-престижной мотивации повысили за время исследования свою квалификацию, превысив при этом программные требования для своего возраста и этапа подготовки. Результаты исследования показали также, что преобладание лично-престижных мотивов сочетается у юных спортсменов с достаточно высоким уровнем неуверенности в себе, подверженностью негативным эмоциональным состояниям, боязнью поражения, желанием получить от окружающих положительную оценку даже в ущерб задачам спортивной деятельности.

Для юных легкоатлетов с доминированием спортивно-деловых мотивов характерно стремление к достижению высоких технических результатов, а не просто преимущества над другими, положительное отношение к трудностям тренировочного процесса и соревнований, адекватная самооценка, оптимальный эмоциональный фон соревновательной деятельности. Формирующий эксперимент по целенаправленному развитию спортивно-деловой мотивации, проведенный В. А. Зобковым, показал, что она позволяет существенно улучшить результаты подготовки спортсменов: в экспериментальной группе рост мастерства юных спортсменов оказался значительно выше, чем в контрольной группе, в которой работа по развитию деловой мотивации не проводилась.

Основными средствами развития спортивно-деловой мотивации в экпериментах В. А. Зобкова были: активное участие спортсменов в пропаганде спортивных достижений в форме показательных выступлений, лекций, бесед, диспутов; помощь тренеру в работе со спортсменами более младшего возраста, в судействе соревнований; взаимопомощь в процессе тренировок и соревнований; обсуждение соревнований, которые спортсмены посещали или смотрели по телевидению; самоотчеты о выполнении планов тренировочной и соревновательной деятельности, обсуждение этих отчетов с товарищами по учебно-тренировочной группе.

Разновидностью внутренней мотивации является мотивация компетентности, которая проявляется в стремлении к эффективному взаимодействию с окружающим миром, в стремлении оценить и расширить свои возможности в этом отношении. Концепция мотивации компетентности развита Р. В. Вайтом (1959). Он утверждает, что побуждением к взаимодействию человека с окружающей средой может быть не только стремление к получению определенного полезного результата, но и желание пережить опыт взаимодействия с окружающей средой, узнать, в какой мере человек может воздействовать на нее, достичь эффективного взаимодействия со средой. Аналоги мотивации компетентности можно, по мнению Р. В. Вайта, наблюдать в поведении животных и маленьких детей, проявляющих любопытство и пытающихся воздействовать на среду, чтобы удовлетворить его.

Р. В. Вайт выделяет несколько видов компетентности: физическую, интеллектуальную, эмоциональную, социальную, духовную. Выражением физической компетентности являются хорошие скоростно-силовые качества, координация движений, быстрота реакции, точность ощущений, совершенство двигательных навыков. Иногда происходит переоценка значимости физической компетентности для спортсменов, что тормозит их развитие из-за невнимания тренера к эмоциональным и интеллектуальным факторам спортивного совершенствования, к развитию у спортсменов навыков социального взаимодействия. В качестве примера такой ситуации Д. С. Батт (1987) приводит факт из биографии известной теннисистки М. Навратиловой. Ее подготовка длительное время была направлена в основном на совершенствовании физических качеств. Но для того, чтобы войти в число сильнейших, ей потом понадобился длительный период оттачивания интеллектуальных умений, навыков управления эмоциями, без которых физическая подготовленность не реализовывалась в высокие спортивные результаты.

Интеллектуальная компетентность проявляется в спорте в тактическом мастерстве, способности быстро "схватывать" существенные элементы тактических ситуаций, в совершенстве реализации тактических замыслов. Эмоциональная компетентность заключается в эмоциональной зрелости, способности справляться с негативными эмоциями, использовать мобилизующее действие эмоций для улучшения спортивных результатов. Эмоционально компетентные люди стабильны, уверены в себе, хладнокровны, в то время как эмоционально некомпетентные проявляют склонность к негативным эмоциям, обвинениям, вспыльчивости, перекладыванию ответственности на других. Признаком социальной компетентности следует рассматривать эффективное взаимодействие с другими людьми в общении и в совместной деятельности, способность быть частью группы, вносить моральный, коммуникативный и деловой вклад в групповую жизнь, способствовать достижению групповых целей. Духовную, или моральную компетентность Р. В. Вайт характеризует как способность ценить моральные принципы, философски относиться к успехам и неудачам, выходить за рамки эгоистических целей, интересоваться общечеловеческими проблемами.

Стремление спортсмена к компетентности не только побуждает к совершенствованию спортивного мастерства, но и формирует уверенность в способности действовать эффективно в значимых ситуациях, что является существенной предпосылкой соревновательной надежности.

Доминирование в структуре мотивации внутренних мотивов, в частности, мотивации компетентности исключает или ослабляет мотив самоутверждения, достижения успеха в соперничестве с другими через демонстрацию своего превосходства над ними. Но, учитывая соревновательную суть спорта, вряд ли можно признать позитивным обстоятельством утрату стремления к соперничеству как компонента структуры мотивации. Д.С.Батт в подтверждение этого приводит знаменитого американского спортсмена Э. Хайдена, завоевавшего пять золотых медалей на зимней Олимпиаде 1980 года в Лейк-Плесиде. Особенности его поведения, отношение к спорту, выраженное им в интервью журналистам, указывают на доминирование в структуре его мотивации мотива компетентности, стремления испытать себя в различных ситуациях. Характеризуя источники удовольствия от выступлений в соревнованиях в одном из интервью, Э. Хайден сказал: "Я вам скажу искренне и честно, что мне всегда были смешны любители иконостасов из медалей. В большей степени я был доволен тем, что выступил на пределе возможностей. Конькобежный спорт - трудное, потогонное дело, но когда ты достигаешь определенного уровня физической и психической готовности, когда все шестеренки твоего организма работают без сбоев, появляется впечатление, что лед тебе больше не нужен, что ты летишь! И это необъяснимое ощущение".

После шумного успеха на Олимпиаде 1980 года Э. Хайден отклонил выгодные предположения, связанные с выступлениями в коммерческих соревнованиях и сотрудничеством с различными фирмами в области рекламы, и решил попробовать себя в велоспорте. А затем он быстро оставил выступления в соревнованиях и серьезно занялся медициной, стал хирургом-травматологом и приобрел известность, благодаря успехам в проведении экстренных операций, требующих, что следует подчеркнуть, быстроты принятия решения и предельной мобилизации (Ю. Дедов, 1992).

Доминирование в структуре мотивации талантливого спортсмена стремления к компетентности, желания попробовать свои силы в различных условиях в конечном счете сократило спортивную жизнь Э. Хайдена, так как успех в соревнованиях сам по себе не представлял для него ценности настолько весомой, чтобы удержать его в спорте. Следовательно, сильное доминирование внешней мотивации может снизить стремление к мастерству, а доминирование внутренней мотивации может привести к утрате стремления к соперничеству, к участию в соревнованиях. Поэтому оптимальная структура спортивной мотивации должна отличаться разумным балансом внутренних и внешних мотивов.