Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Методическое пособие по философии 2006.docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
196.22 Кб
Скачать

Дополнительная литература

  1. Герцен А.И. Былое и думы. (Любое издание).

  2. Бердяев Н.А. Русская идея. М.,1999.

  3. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2ч. .Р-на-Д., 1999

  4. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа.М., 1997.

  5. П.Я. Чаадаев: pro et contra.СПб., 1998.

  6. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1997.

  7. Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве. М., 2001.

  8. Соловьев В.С. Оправдание добра. М.,1996.

  9. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии/Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб., 1996.

  10. Сто русских философов: Библиографический словарь/Сост.: А.Д. Сухов. М., 1995.

  11. Франк С.Л. Русская философия, ее характерная особенность и задачи/Там же.

  12. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX вв. В 2ч.Ч.1.М.,1994.

  13. Рашковский Е.Б. Три оправдания: стержневые темы философии Вл. Соловьева 1890-х годов//Вопросы философии.2001.№6.

  14. Евлампиев И.И. Неклассическая метафизика или конец метафизики? Европейская философия на распутье//Вопросы философии.2003.№5.

Методические рекомендации к теме.

То, что русская религиозная философская мысль обнаруживает себя как особое явление, мы можем говорить, обратившись к размышлениям самих русских философов о том, что же есть собственно – русская философия в ее отношении к европейской философской традиции [3].

Студентам, изучающим курс «История философии», предоставляется возможность не только сравнить обозначенные выше философские традиции, но и прояснить различие философских позиции и философских принципов. Учитывая при этом, что есть ряд причин как социально – экономических, так политического и культурологического характера [4]. Однако своеобразие, главным образом, определяется особым отношением русского человека к миру, его мироощущением, обусловленного осознанием человека «бытия мира и себя самого…, каковым он в целом живет, исходя из этого сознания» (К.Ясперс).

Принципиально важным становится вопрос о том, как возможно иное «основание» философской мысли, нежели то, на котором «выстраивается», из которого «прорастает» европейская философская мысль? Иные основания востребуют иных философских понятий. Каковы они?

Поскольку философия – это «мышление, которое устанавливает себя само в мире и человеческой экзистенции», любая философская традиция связана с тем, как «происходит» данное установление. Русская философия в ее данности позволяет нам распознать еще один (наряду с европейским и восточным) опыт постижения бытия.

Само название философской традиции – русская религиозная философия, где идет речь о единстве двух типов миропостижения религии и философии, что требует определить условие данного единства, которое нисколько не является повторением европейской средневековой философской мысли.

Поэтому необходимо обозначить данное «соотношение» через понимание того, что же есть для русской мысли опыт религиозный и опыт философский.

Здесь уместным будет обращение к идеям П.Я.Чаадаева, который является «всем нашей мысли – нашей историософии, и через нее антропологии и социальной философии» [5], который обозначил не только основные вопросы, с которыми работала русская мысль, но, главным образом, он задает понимание целостности мира, которое делает возможным единство и целостность постижения мира относительно целостности самого человека, который не столько мыслит о Бытии, сколько проживает и «несет» это Бытие.

Идея целостности мира, человека, целостности исторического процесса, человеческого единства и их взаимо–действия, со–раскрытия, находят себя в специфичных понятиях, которые связаны друг с другом: «христианство историческое», «идея христианства», «социальная метафизика», «всеобщее сознание». Связность понятий обнаруживается в контексте историософской проблематики и вопроса о судьбе России.

Таким образом, размышления о смысле и назначении русского народа, русской культуры переплетаются с социальной философией, философской антропологией, гносеологией, аксиологией. В этой связи можно говорить о том, что историософская проблематика русской философской мыли есть не просто «ответ времени», но она есть своеобразная «проекция в мысли», обусловленная специфичным пониманием идей христианства, БЫТИЯ, которое понимается как ВСЕ-ЕДИНСТВО, выступающее одновременно общефилософским универсальным принципом.

Фундаментальность принципа всеединства заявляет себя во всех аспектах взаимоотношений человека и мира (человек здесь есть личность, а не индивидуум [6]), что раскрывается в таких понятиях русской мысли: «соборность», «живознание», «МЫ-мировоззрение», «богочеловечество». Морально-практическая ориентация русской философии основана том же принципе всеединства, поэтому «для русской религиозной этики характерно как раз то, что «благо» для нее проявляется не как моральная проповедь или нравственная заповедь, не как долженствование или норма, а как истина, как живая онтологическая сущность…»(С.Л.Франк).

Социально-историческая жизнь человека и человечества, с точки зрения русских мыслителей, есть прежде всего конкретное «становление идеального (богоподобного образа в человеке) в социальном», в том, что является непосредственной и окружающей человека реальностью. Можно говорить о том, что историософия и социальная философия стали для русской мысли своеобразным «способом» осмысления «связей трансцендентального и действительного бытия».

ТЕМА 11.ДРЕВНЯЯ ФИЛОСОФИЯ ИНДИИ И КИТАЯ