Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Либин А. В. Дифференциальная психология.doc
Скачиваний:
117
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
2.95 Mб
Скачать

11.5. Время личности — "я" в прошлом, настоящем и будущем

Личностное время является, пожалуй, самым важным показателем уровня развития индивидуальности, высту- пающим в роли интегратора, соотносящего в субъектив- ном временном континууме показатели всех "часов". Речь идет сейчас не о субъективно-личностном ощущении вре- мени, скажем, хода своей жизни, жизни всего человече- ства или безостановочного движения Вселенной. Мы вы- деляем формальные показатели, позволяющие характери- зовать особенности личностных структур в развитии.

Внесознательно складывающая, аморфоподобная Я- концепция маленького ребенка еще не выходит за грани-

развивающаяся индивидуальность... 267

цы сенсомоторной сферы. Взаимодействуя случайным и манипулятивным образом с предметами, а также разви- вая способы коммуникации, ребенок начинает при- обретать смутное "валовое чувство" (по выражению И.М.Сеченова, 1947), что он является активным нача- лом в этом процессе взаимодействия. Девяти-двенадца- тимесячные младенцы, помещенные перед зеркалом, пытаются играть с зеркальным отражением, которое пока еще воспринимается ими как "Некто". Психологи поме- чали нос младенцев пятнышком, и ни один из них, глядя в зеркало, не пытался притронутся к собственному носу. Этот тест на выявление уровня осознанности Я был сде- лан и в Отношении младенцев другой возрастной груп- пы. Среди тех, чей жизненный опыт измерялся перио- дом в двадцать один месяц, три четверти продемонстри- ровали появление первичного уровня проявления осоз- нанности, дотрагиваясь до своего носа, глядя на зер- кальное отражение (Lewis & Brooks, 1978).

Так возникает начальная координата самого важного, наряду с биологическим и социальным, вектора в детер- минации индивидуальности, который можно назвать век- тором жизненного опыта или самодетерминации. Идущее вначале вне фокуса сознания Время, все больше начинает осознаваться как критерий происходящих интраиндиви- дуальных изменений. Однако независимо от степени осоз- нания, возрастные изменения затрагивают все сферы лич- ности.

Интересные различия обнаруживаются в изменении структуры Я-концепции в период с семи до четырнадцати лет (Livesley, Bromley, 1973). Анализ сочинений на тему "Я", полученных от 320 детей, показал уменьшение одних и возрастание других категорий самоописания по мере взрос- ления (список приводится не полностью):

Относительное значение Относительное значение

уменьшалось увеличивалось Внешность Направленность Половая и расовая идентичность Интересы и увлечения друзья и приятели Семья и родственники Личные вещи

Отношение к себе Значение лиц другого пола Сравнение себя с другими

268

человек В ГРУППЕ

Дети младшего возраста скорее описывают себя с по- мощью акцентирования физических данных и указания на внешние характеристики, а для старших важнее оказыва-Я ется подчеркивание своих специфических психологичес-j ких особенностей и характера взаимоотношений с други| ми людьми (Jersild, 1951). ;

Феномен связи хронологического возраста и личност- ного ощущения этого возраста получил название "психо- логического возраста", который считается интегральным показателем отношения человека ко времени своей жизни и определяется как самооценка человеком себя на шкале собственного жизненного времени (Кроник, 1994). Соот- ветствие хронологического и психологического (личност- но окрашенного) возраста свидетельствует об умении че- ловека найти приемлемый для себя темп жизни, соотнес- ти свои притязания и возможности. Таким людям присущ многомерный и целостный образ мира, готовность вос- принимать новое во всей его полноте и противоречивости (Парилис, 1988). Завышенный психологический возраст (когда двадцатипятилетний человек склонен считать себя сорокалетним) связан с пессимистичной и обедненной жизненной перспективой. Данные, полученные в резуль- тате обследования пострадавших во время Чернобыльской аварии атомного реактора, показали, что у оказавшихся психологически старшими респондентов индексы самочув- ствия, активности и фона настроения были значительно ниже, чем в остальных группах. Лица, не выявившие раз- личия между хронологическим и психологическим возра- стом, обладали самым низким уровнем тревожности, и их показатели индекса тревожности даже в такой экстремаль- ной ситуации не превышали верхней нормы. Завышенный психологический возраст выявлен также у подростков, находящихся в интернате или колонии. Эта тенденция со- провождалась снижением адекватности самооценки и вы- раженными потребительскими ориентациями (Кроник, Хомик, 1988).

Анализ ставшего хрестоматийным примера подростково- го эгоцентризма проделали Д.Элкинд и Р.Боуэн (Elkind & Bowen, 1979) в связи с изучением в разных возрастных группах уровня развития самосознания, под которым п6-

развивающаяся индивидуальность... 269

нималась склонность или нежелание отчитываться перед воображаемой аудиторией. Выяснилось, что средняя воз- растная группа подростков (тринадцать лет плюс-минус девять месяцев) отличается наиболее развитым самосоз- нанием (по сравнению как с младшей, так и со старшей возрастными группами). При этом девушки показали бо- лее высокий уровень развития самосознания, чем юноши. Этот результат, как мы видим, подтверждает гипотезу о "трудном возрасте", основной характеристикой которого является нежелание подчиняться стереотипным требова- ниям и мнениям, которые считаются авторитетными.

Подростковый возраст считается временем, необходи- мым для размышлений о себе и жизни, большое влияние на ход которых оказывает культурный контекст (социо- экономическое положение, идеология семьи etc.). Но, не- зависимо от складывающегося контекста, можно разли- чить, КАК организуется мышление личности. Подросткам была предложена гипотетическая ситуация, в которой ты- сяча людей направлялась на Тихоокеанские Острова с це- лью создания там некой новой общности (Adelson, 1975). Испытуемым было предложено описать, каким должно быть новое правительство и социальный порядок. Одним из наиболее явных отличий в возрастных группах был уро- вень абстрактности в рассуждениях (что подтвердило дан- ные Пиаже о стадиях когнитивного развития). Более юные были склонны к персонализации всей истории, называя правителя "он" и рассуждая о влиянии государства на жизнь отдельных людей. Группа же пятнадцатилетних высказы- вала более отвлеченные гипотезы, которые касались регу- лирования жизни государства с точки зрения всеобщей полезности формулируемых законов, которые могут мо- дифицироваться в зависимости от обстоятельств.

Система личностных ориентации, измеряемых шкалой

идентификация—ассоциированность", также подверже- на возрастным изменениям. К.Бауэрман и Дж.Кинч {oowerman & Kinch, 1969) сравнили четыре возрастных Фуппы подростков по параметрам (суть которых для удоб- ства мы представим в виде задаваемых подросткам вопро-

270

человек В ГРУППЕ

сов): идентифицированное™ (вопрос: "Кто лучше тебя понимает — родители или сверстники?"), ассоциирован- ности (вопрос: "С кем тебе приятнее заниматься делами ~ с семьей или сверстниками?"), нормативности (вопрос:

"Кому ты отдашь предпочтение в случае столкновения интересов — семье или сверстникам?"). Результаты пока- зали, что средневзвешенный коэффициент ориентации на семью резко снижается с возрастом — от 87,1% у четырех- классников до 31,6% у девятиклассников; склонность к ассоциированности скорее со сверстниками, чем с семьей возрастает от 8,9% в самой младшей группе до 55,7% в старшей. Однако стремление к идентификации с семьей, вопреки ожиданиям, оказалось не столь подвержено из- менениям, сократившись с 81% до 52% в крайних возраст- ных группах. Поскольку параметр идентификации подра- зумевает предпочтение того, на кого бы хотелось быть по- хожим, семья оказывается во многих случаях более влия- тельным фактором, чем сверстники.

Сравнительное изучение двух групп взрослых людей, различающихся по семейному положению, показало, что одинокие (вдовы и вдовцы, а также никогда не имевшие семьи) гораздо менее удовлетворены жизнью и менее адап- тированы, чем их сверстники, состоящие в браке (Kastenbaum & Costa, 1977).

Течение личностного времени, в отличие от течения времени ментального, как правило, необратимо, и образ будущего может предвещать завершение жизненного цик- ла. Мысли о смерти посещают человека в любом возрасте, но и здесь обнаруживаются свои закономерности. Изуче- ние представлений трех-пятилетних и девяти-десятилет- них детей о смерти показало, что для первой возрастной группы отсутствует ее оценка как завершения и конца всего. Смерть представляется как обратимый процесс, связан- ный с жизнью. На следующей стадии (между пятью и во- семью годами) смерть воспринимается как конечный, но не обязательно неизбежный этап жизни — ее можно пере- хитрить. Только в старшей возрастной группе — девяти- летних — начинает возникать понимание того, что чело-

развнваюшаяся индивидуальность... 271

век смертей, и это неизбежно (Kastenbaum & Costa, 1977). Тем не менее авторы делают вывод, что когнитивное раз- витие скорее, чем хронологический возраст, позволяет делает прогноз относительно понимания детьми смысла смерти. Взрослые люди, особенно в более старшем возра- сте (после шестидесяти) по-разному реагируют на мысли о смерти. Однако только 10—30% людей старшей возрастной группы проявляют выраженный страх смерти (Jeffers & Verwoerd, 1969). Любопытно заметить, что Уильям Шел- дон, предложивший конституциональную типологию лю- дей (см. главу 5), полагал, что именно церебротоникам (занимающим приблизительно 15—25% от общей популя- ции) свойственен выраженный страх смерти. Однако об экспериментальном подтверждении этой гипотезы пока не известно.

Взрослые люди, как правило, больше боятся не смер- ти, а связанных со старением заболеваний, потери при- вычной социальной роли и самоопределения, зависимос- ти. Они боятся быть обузой для других. Формирующиеся установки на старение и приближающуюся смерть во мно- гом зависят от выработанных в процессе накопления жиз- ненного опыта аттитюдов. Так, было обнаружено, что уро- вень страха, проявляемый подростками, значимо корре- лирует с уровнем страха, характерным для родителя того же пола {Tempter, Ruff& Franks, 1971). В то же время значи- мых корреляций между возрастом и уровнем тревожности по поводу смерти не было выявлено.

Б.Нойгартен (Neugarten,l995), изучая людей, находя- щихся на этапе переоценки жизненных ценностей (пери- од жизни человека от 50 до 65 лет — см. Либина, 1995), выявила две крайние группы. Первая включает людей, су- мевших оценить все прелести нового этапа жизни — боль- ною свободу и независимость, новое видение причин своих Успехов и неудач. Во вторую группу попадают те, кто ис- пытывает горечь и разочарование от бесполезности про- стой (то есть безвозвратно потерянной) жизни. Перешаг- чув рубеж семидесятилетия, вторые становятся "старыми Криками", а первые — "молодыми стариками", кото-

человек. В ГРУППЕ

272

рые, выйдя на пенсию, сохраняют энергию и желание полноценной личной и социальной жизни. .;,

а

Ключевые термины главы: биологические часы, демарка- ционный критерий, детство, зрелость, групповой ста- тус субъекта, ментальное время, младенчество, подро- стковость, поло-возрастные характеристики, психоло- гический возраст, социальные часы, старость, эгоцен- тризм, юношество.