Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Rimskoe_chastnoe_pravo.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.09.2019
Размер:
263.74 Кб
Скачать

34 Характеристика сем отношений. Агнатическое и когнатическое родство

Только римский гражданин, вступив в римский брак, мог основать римскую семью.

Семья в Риме изначально была моногамической, в основе которой лежала patria potestas, власть главы семьи, домовладыки, paterfamilias. По сути это и есть агнатическая семья.

В состав семьи входили: paterfamilias, его жена, подчиненная власти мужа, его дети, жены сыно­вей, состоявшие в браке cum manu и подчиненные, как и их мужья, paterfamilias (но не своим мужьям), все потомство подвластных сыновей: внуки, правну­ки и т.д.

Всех непосредственно подвластных paterfamilias членов семьи называют sui.

В агнатической семье только paterfamilias обла­дает полной правоспособностью. Даже если кто-то из сыновей или внуков занимает должность магист­рата, это не освобождает его (за редким исключени­ем) от подчинения отцовской власти. Также возраст подвластных не освобождает от patria potestas, она прекращается только со смертью или по воле paterfamilias.

Familia — это paterfamilias, его жена, дети, потом­ство сыновей, принадлежащие ему рабы, скот и не­одушевленные вещи.

Patria potestas отличается от права собственно­сти на раса: в момент смерти paterfamilias право соб-ственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, лица, бывшие in patria potestate, пере­живали изменение семейного состояния, заключав­шееся для некоторых из членов семьи (для сыновей умершего) даже в приобретении полной правоспо­собности.Таким образом, сыновья сами становилисьpaterfamilias, приобретали полную правоспособ ность, их жены и дети теперь подчинялись непосред-ственно своим мужьям; над вдовой paterfamilias устанавливалась опека сыновей.

Свободный от patria potestas римский гражданин 1 считался paterfamilias и в тех случаях, когда у него не было ни жены, ни детей; он является носителем се­мейной власти.Patria potestas — основа системы агнатического родства, служившего в свою очередь основанием права наследования и призвания к опеке над недее­способными. Агнатами были не только те лица, кото­рые были подчинены власти одного и того же paterfamilias в прошлом, но и те, кто были бы подчи­нены этой власти, если бы этому не воспрепятство­вала смерть paterfamilias. Одновременно агнаты могли быть и когнатами, например paterfamilias и его дети. Когнатическое родство — это кровное род­ство. Агнатами были и лица, не связанные кровным родством, например paterfamilias и жена его подвласт­ного сына, paterfamilias и усыновленный. Юриди­ческим родством была не кровная, когнатическая связь, а агнатическая, основанная на власти и под­чинении. Родственная связь юридически была толь­ко по мужской линии, т.к. если дочь вступала в брак cum manu, то она вступала в агнатическую семью своего мужа или его paterfamilias. Она переставала быть агнаткой своих отца, братьев, сестер. Степени агнатического родства по прямой линии определя­лись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Родство по боковой линии опреде­лялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas, так что при исчислении степени бокового родства между двумя лицами восходили от первого из них к общему paterfamilias, а затем от этого послед­него нисходили ко второму лицу, после чего склады­вали число рождений, отделявших каждое из этих лиц от общего paterfamilias.

Постепенно с развитием римского семейного пра­ва происходит вытеснение агнатического родства родством когнатическим. Происходит последова­тельное ограничение patria potestas во всех ее про­явлениях: в отношении жены, детей и их потомств

35 SINE MANU, CUM MANU

Существуют два вида брака: cum manu и sine manu. Брак cum manu устанавливает власть мужа над женой. Вступление в такой брак неизбежно озна­чало capitis deminutio жены. До брака жена была persona sui Iuris, а вступив в такой брак, она станови­лась persona alieni iuris. До брака она была агнаткой своего отца и всех членов его семьи, вступив в брак, она подпадала под manus мужа или его paterfamilias, если муж был in patria potestate, и, став юридически чужой своей старой семье, становилась членом агна-тической семьи мужа.

Брак sine manu не порождал власти мужа над женой и первоначально не устанавливал юридиче­ской связи между мужем и женой. Юридически чужая мужу и своим детям (вне семьи мужа) жена пребыва­ет в том же семейном положении, в каком она была до вступления в брак; т.е. со старой семьей связывает ее агнатическая связь. Трудно определить, когда в семей­ном римском праве появился этот вид брака.Издревле всякий брак был браком cum manu. В 111 г. н. э. Модестин определял брак: «Союз мужа и жены, объединение всей жизни, общение в праве божеском и человеческом». Это определение не под­ходит под понятие брака sine manu, т.к. жену, которая юридически не принадлежала семье мужа, не участ­вовала в религиозном культе этой семьи, не свя­зывали с ее мужем и никакие связи светского права. Наименование materfamilias во времена давалось только женщинам, состоявшим в браке cum manu. Позднее оно давалось всем женщинам, состоявшим в браке. Можно найти доказательство существова­ния этого вида брака в законах XII таблиц. Закон отме­чал, что устанавливается manus путем «приобрета­тельной давности» — истечением года непрерывной совместной жизни с женой. Женщина, вступившая в брак без совершения брачных формальностей, мо­жет предупредить возникновение manus, покинув на три ночи дом мужа, тем самым она прерывает «дав­ность». Если женщина каждый год будет покидать дом мужа на три дня, она может превратить брак на все время его существования в брак sine manu.

Для заключения брака cum manu было необходимо совершение определенных обрядов — акт формальный. Для брака sine manu требовалось только вступление жены в дом мужа при наличии согласия брачующихся, а при соответствующих условиях — и лиц, осуществ­лявших над ними patria potestas. Это акт неформаль­ный, он определяет фактическое состояние, при этом появляются определенные юридические последствия (в отношениях отца с детьми, позднее — и в некоторых отношениях между мужем и женой).

В браке cum manu развод мог иметь место только по инициативе мужа. Брак sine manu мог быть расторгнут по соглашению супругов, по инициативе мужа или по инициативе жены.

Принципы, по которым существовал брак sine manu в последние годы республики и в начале принципата, сыграли отрицательную роль в области семейной жиз­ни. Люди злоупотребляли свободой развода. Августом были внесены значительные изменения в семей­ное право. Появилась уголовная ответственность за нарушение супружеской верности. Существовало ис­ключение: уголовная ответственность не касалась неполноценных браков — конкубинатов.

Устанавливали определенные ограничения в иму­щественных правах для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей: не состояв­шие в браке не могли получать имущество по заве­щаниям, а состоящие в браке, но бездетные могли получать только половину того, что им завещано.

Однако эти постановления просуществовали до начала IV в. н. э. Все принятые меры не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены.

36. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ супругов

В браке cum manu жена лишена правоспособности в области имущественных отношений, т.к. став юриди­чески чужой своей старой семье, она подчинена власти мужа.(filiae loco – на положении дочери). Все что принадлежало жене до брака, после зак­лючения брака автоматически становится имуществом мужа. Кроме того и то, чем она будет обладать во все время существования брака, например имущество, подаренное ей ее отцом, принадлежит мужу. Однако она является наследницей мужа. Если у мужа не было закон­ного потомства, жена одна являлась наследницей, в про-тивном случае она наследовала на равных началах с детьми. Так же она, являясь агнаткой всех агнатов мужа, наследовала в соответствующих случаях и после них.

Жена была юридически абсолютно бесправна. Но существовали обычаи, которые смягчали бес­правное положение жены, в соответствии с которы­ми муж не мог налагать на жену наказаний, не выслу­шав суждения совета, состоявшего вероятнее всего из членов ее бывшей семьи, из агнатов, оставшихся после вступления ее в брак — ее когнатов. Если муж занимал почетные должности, то почет распростра­нялся и на жену.

Б рак sine manu отличается от брака cum manu тем, что не менял юридического положения, в котором жена была до вступления в брак. Таким образом, имущест­во, принадлежавшее ей до брака, и имущество, при­обретенное во время брака, остается ее имуществом и принадлежит ей одной. Данный вид брака позволяет жене заключать имущественные сделки с мужем. Запрещены были лишь дарения между супругами, что­бы обеспечить полную имущественную независи­мость супругов друг от друга. В начале III в. н. э. появи­лось новое постановление: если даритель умер, не потребовав дара обратно, то donatio convalescit, т.е. дарение становится действительным (D. 24. 1. 32).

С течением времени было признано, что супруги не вправе предъявлять один другому инфамирующие иски, что в случаях имущественной ответственности одного супруга перед другим он пользуется правом

о твечать только в пределах имеющихся у него средств.

В браке sine manu все расходы по содержанию семьи лежали на муже. Поэтому появился обычай: при заключении брака sine manu давали мужу особое приданое, dos, дабы облегчить ему бремя семейных расходов. Dos устанавливали либо paterfamilias жены, либо сама жена, если она до брака была persona sui iuris, либо третье лицо.

В конце республики неограниченная свобода разво­дов привела к падению нравов. Например, вступив в брак только с целью получения dos, муж мог потом расторг­нуть свой брак, сохранив dos за собой. Поэтому возник­ла необходимость введения нового положения, при по­мощи которого жена и лица, устанавливавшие dos, могли требовать от мужа обещания, в силу которого он обязы­вался обеспечить возвращение dos жене либо устано­вителю dos, если брак будет прекращен разводом или смертью мужа. В случае нарушения данного обещания, т.е. невозвращения dos, жена или установитель dos могли предъявить иск. Иногда dos при самом установ­лении оценивалась в известной сумме денег и рассмат­ривалась как проданная мужу за эту сумму, которую муж должен был вернуть при расторжении брака. Как след­ствие всего этого претор счел справедливым давать жене иск о возврате ей приданого даже в тех случаях, когда cautio (обеспечение возвращения dos) не была установлена, если муж давал развод жене без всяких с ее стороны поводов.

Dos оставался у мужа в случаях смерти жены (но если dos была установлена отцом жены, то она воз­вращалась ему); также в случае, когда жена брала на себя инициативу развода или вызывала развод сво­им поведением. Dos оставался у жены (или оставал­ся ей совместно с ее отцом) в связи со смертью мужа; когда брак был расторгнут по инициативе мужа или по его вине.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]