Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
teoretich_i_praktich_aspekty_psikholgich_konsul...doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
26.08.2019
Размер:
746.5 Кб
Скачать

§7 Эффективность консультирования

И ПСИХОТЕРАПИИ

Фактически, во время психотерапевтического процесса идет рабо­та с сознанием клиента, все будущие изменения поведения происходят вначале в сознании, сознание формирует новые "программы" или "пе­реформулирует" старые. Именно признак степени осознания психоло­гических механизмов болезни пациентом имел наибольший прогности­ческий вес, как показано в исследованиях эффективности психотерапии в клинических условиях [21J. В патогенетической концепциии неврозов утверждается, что изменение когнитивного аспекта отношений предше-, ствует эмоциональной и поведенческой перестройке.

Основные "события" или "новообразования", которые должны произойти с клиентом к концу психотерапии на заключительном этапе:

I — переживание экзистенциальных ценностей — знание о себе несет большой эмоциональный заряд, поэтому оно действенно, побуж­дает к сомоизменению.

II — расширение семантики сознания.

Осознание помогает разрывать время, разделить его на соответству­ющие каждому возрасту этапы; детский страх должен остаться ъ детстве^ юношеская обида не должна переноситься в жизнь взрослую. Те формы поведения, которыми мы удовлетворялись или не удовлетворялись, sro к которым привыкли в детстве, детству и принадлежат. Для нас, взрос­лых, они неактуальны, неестественны и неуместны. Осознание есть начало ново!^ отношения, возможности новых действий, новых поступ­ков. "Одно из забавных свойств человеческой природы заключается в том, что каждый человек стремится доигрывать собственный образ, на­вязанный ему окружающими. Иной лишит, но доигрывает" (Ф.Искан­дер).

III — осознание, изменение потребностей.

IV — понимание наг.давления изменения поведения, отношений.

В процессе консультирования и психотерапии происходит осозна­ние установок» которые, являясь движущими силами нашего поведе­ния, часто остаются неосознанными. Поьишание, переосознание этих так называемых "мифов" нашего подсознания приводит к пониманию направления изменения нашего поведения. Например, осознание "мифа" "Человек заканчивает свое развитие, когда получает паспорт (диплом)" приводит к пониманию того, что "человек развивается на всех этапах жизни". Осознание "мифа" "От себя не уйдешь" — приводит через размышления к выводу, что "человек — духовное природно-социальное существо и может управлять своим развитием". Осознание "мифа" "Ра­ботать с собой — значит бороться со своими недостатками" — ведет к пониманию того, что "Работать с собой — значит познавать себя, при­нимать себя во всем многообразии'' 137].

V — осознание ответственности sa свою судьбу; клиент принимает цель, которая становится его намерением, планирует пути се реализа­ции. Лишь те находят помощь, которые сами себе помогают.

VI — пробуждение ресурсов, активности.

Критерием адекватного самовыражения является непосредствен­ность. Непосредственность свидетельствует о целостности глубоких уров­ней сознания. Такому человеку, по мнению Р.Мэя, удалось достичь единства подсознательных побуждений и сознательно поставленных це­лей, и поэтому ему не надо "семь раз отмерять, прежде чем один раз отрезать" [29J.

Вопрос об эффективности психотерапии и консультирования дис­кутируется специалистами уже несколько десятилетий. Действительна

ли помощь консультанта? Статистика свидетельствует об улучшениях в 75% (по данным Egan [46]). Есть даже точка зрения, что психотерапия может быть и вредной. В психотерапии, по мнению Egan, не может быть более высокого и более низкого уровня — ухудшение у клиента может свидетельствовать лишь о неадекватной помощи, а негативный результат может стать прсдсказательным.

Многие психологи отмечали тот факт, что не существует объектив­ных доказательств того, что психотерапия вызывает конструктивное из­менение клиента. АЙзенк указывал, что результаты исследований не доказывают, что психотерапия ускоряет выздоровление невротиков.

Результаты других исследований эффективности психотерапии по­казали, что имеется весьма скромный позитивный эффект. Применяе­мые различными психологическими школами методические приемы обладают примерно равной эффективностью. Многие консультанты любят порассуждать об эклектике. Но если мышление эклектичное чаще всего оценивается негативно, то эклектика приемов и техник в консуль­тировании — это не просто заимствование наугад оттуда и отсюда. Практическая эклектика, считает Egan [461, есть интеграция теории л практике.

Результат психотерапии больше всего зависит от тех отношений, которые скаладыэаются между психологом и клиентом. Так, Г.Роджерс приводит данные о наличии высоких корреляций (р < 0,001) между эмпатическкм пониманием и успешностью лечения.

"Эффективность того или иного метода психотерапии есть, во мно­гом, результат предмета и глубины эеры кк психолога, так и клиента" — пишет А.Ф.Бондаренко [9].

Как же можно объяснить установленный феномен отсутствия ука­занного результата психотерапии? Вероятно, сложностью и тонкостью скрытых происходящих процессов, доступностью наблюдению только опосредованных и отставленных во времени эффектов. Измерения ре зультатов психотерапии не дают ключа к познанию процесса. Изучение результатов отдельных отрезков психотерапии — это всего лишь измере­ние результатов, не дающее знаний относительно того, как происходит изменение.

В психотерапевтической практике учет всех переменных, влияю­щих на результат, очень затруднен. Таких "переменных" Б.Р.КарвгКй^зс-кий выделил 16 и список этот, по его мнению, может быть продол­жен [21J.

Е.С.Калмыкова предостерегает от упрощенного понимания резуль­тата психотерапии; методологический анализ психотерапевтического вза­имодействия показал, что:

— изменения у клиента многомерны ц .нащнейны;

— изменения поведения и состояния равноважны;

— отсутетвкт единый для всех клиентов критерий улучшения со­стояния и поведения (2°)-

Анализ литературы, посвященной изучению эффектисности пси­хотерапии за рубежом, также показал, что результаты, получаемые ис­следователями в большинстве случаев несопоставимы между собой.. Причина этого — различия теоретических подходов к пониманию задач; механизмов терапевтического процесса, критериев эффективности, а также влшшие личностных особенностей психотерапевта, что определя­ет целый ко;:члскс характеристик.

Страпп подчеркивает, что и сегодня отсутствует универсальное оп­ределение "психического здоровья'', необходимое для формирования критерия эффективности психотерапии. Он выдвигает принцип конгру­энтности: Проблемы Терапии-Результаты (П-Т-Р), который постули­рует необходимость использования единой концептуальной системы зля интерпретации и описание проблемы, процесса и результата психотера­пии.

В основе всякой психотерапевтической практики лежит концеп­ция о "нормальной" идеальной структуре личности и способах ее функ­ционирования. Этот "идеал" и предопределяет представления о нару­шениях, дисфункциях, целях и задачах.

Так, приемы НЛП расширяют спектр способов поведения у клиен­та, следовательно, исследовать эффективность разрешения глубинных конфликтов в рамках НЛП, по мнению Е.С.Калмыковой, нуместно [201.

Клиент-центрированная терапия К.Роджерса исходит из модели полноценно функционирующей личности, где клиент принимает и вы­ражает свои чувства [36]. Данные контрольных исследований результа­тов психотерапии Роджерса показали, что в ''я" клиента происходят глу­бокие изменения, качества его личности приближаются к характеристи­кам полноценно функционирующего человека, друзья клиента обычно сообщают об изменении его поведения ь сторону зрелости. Т.о., можно надеяться, что измерения результата психе храпни будут позитивными, если будут проводиться по тем критериям, которые являются перемен­ными психотерапевтической практики, базирующейся на соответствую­щей теоретической концепции.

Из практики консультирования хорошо известно, что многие кли­енты ничего не делают, чтобы изменить свое поведение. По мнению Г.С.Абрамовой, психологу надо относиться к этому спокойно, т.к. эф­фект консультирования все равно уже состоялся и заключен в тех пере­живаниях, которые б!лли у клиента во время психотерапевтического со­беседования. Изменения сс-стояния клиента — главный показатель эф­фективности консультирования — как считает Г.С.Абрамова [1].

Фактически, на этане описанных происшедших изменений созна­ния заканчивается процесс консультирования. Усилия консультанта изменить сознание, состояние, поведение клиента привели клиента, по крайней мерс, в состояние диссонанса, от которого ему хочется изба­виться. Для этого он может:

1) дискредитировать консультанта ("он ничего не понимает");

2) дискредитировать выход ("обесценить результат своих предпола­гаемых усилий")*;

3) найти тех людей, которые согласны с клиентом и не согласны с консультантом;

4) начать изменяться в рекомендованном консультантом направ­лении.

В этом случае далее с клиентом начинается коррекциониая, пси­хотерапевтическая работа — клиенту надо помочь приобрету;:: новый положительный опыт, на котором будут кристаллизоваться новые взаи­моотношения.

Бихевиоральное направление в психотерапии, по мнению некото­рых авторов, является наиболее эффективным.

Психотерапия, как мы рассматривали выше — это лечение сло­вом. "Коррекция психического развития" как определенная форма пси­холого-педагогической деятельности впервые, — как пишет Г.В.Бурмси-ская с соавторами — возникает в дефектологии применительно к вари­антам аномального развития.

Там термин "коррекция" понимается как совокупность педагоги­ческих воздействий, направленных на исправление недостатков, откло­нений в развитии ребенка. В дальнейшем по мере развития прикладной возрасти-mi психологии произошла своеобразная экспансия понятия "кор­рекция" на область нормального психического развития. Таким обра­зом, произошло принципиальное изменение характера задач адресата коррекшюнных воздействий — от исправления дефектов, лежащих за порогом нормального развития — к созданию оптимальных возможнос­тей и условий для психического развития в пределах нормы [12]. Таким образом, психотерапия и коррекция представляют собой две традицион­ные сферы практического воздействия на человека — лечение и обуче­ние.

"Грубые нарушения" и "дефекты" психики — это "точка прилс_ке-

* Если клиент отказывается от дальнейшей работы со своими про­блемами, то его мотивацию к этому можно стимулировать, если: 1) редуцировать психологическую "боль" от трудных для него ситуаций; 2) показать его будущее, если он не "решит" свои .проблемы; 3) квантовать его работу над собой на оптимальные, укороченные шага.

ник" врачей и дефектологоз.

""Точкой приложения" психолога, предметом собстьенно психоло­гического воздействия яшшются не "нарушения", а искажения, затруд­нения, некоторая неадекватность, "неоптимальность" поведения или хода развития, т.е. блокировка самореализации человека, нсакгуализован-ность в разных планах бытия.

Если понимать коррекцию в узком смысле — как исправление де­фекта, ошибки, а психотерапию как лечение, осуществляемое по край­ней мере щи1 наличии невротических и психопатических тенденций, то для той психологической помощи, в расширении самоактуализащш и оптимизации процесса развития, которую оказывает психолог здорово­му нормальному человеку, нет и названия в настоящее время — в луч­шем случае ее называют "практической психологией" или "психологи­ческой практикой".

При практической работе с человеком "практическая психология" заимствует сегодня технологии психотерапии, разработанные там в ос­новном для невротиков — т.н. пограничного с нормой состояния.

Используемые в психотерапевтической практике технологии раз­работаны в рамках определенных научных терий и концепций, представ­ляющих природу человека под пределенным углом зрения.

Знакомство с психотерапевтическими теориями и направлениями не является целью данного пособия. Искусство, мастерство "практика-психолога" во многом тождественна мастерству психолога-консультан­та. Таким образом, консультирование клиента переходит на этап кор-рекодюнной работы.

Выше был рассмотрен алгоритм консультационной работы школь­ного психолога. Во второй части данного пособия предполагается рас­сматривать профессиональными умениями, технологиями, техниками, приемами, которые консультант об^гчно использует при проведении консультации. Одни психологи- практики в своей работе ориентируют­ся на определенную теоретическую концепцию личности или психоте­рапевтическую школу, другие предпочитают быть эклектиками, исполь-* зуя те техники и приемы из различных научных школ, которые имя ка­жутся наиболее эффективными. Представляется, что в рамках какой бы научной школы или парадигмы психолог-практик ни работал, он дол­жен владеть какими-то общими умениями, приемами и техниками взаи­модействия с клиентом, которые свидетельствуют (или не свидетель­ствуют) о его мастерстве, необходимом уровне профессиональной ком­петентности. Материал, изложенный ниже, и отражает такую попытку "вычленить общую технологию" консультирования за рамками отдель­ных психотерапевтических школ.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА КОНСУЛЬТАНТА