Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конспект лекций Мосиенко.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
03.05.2019
Размер:
553.47 Кб
Скачать

8.2.2. Экзистенциальный конфликт

В рамках философии экзистенциализма – одного из основных философских направлений 20 века, внутриличностный конфликт получил свое новое освещение. Экзистенциализм считает, что у человека нет изначально заданной сущности, свою сущность человек не познает, как считали все предшествующие философы, а свободно избирает в процессе существования. Человек – это проект, «человек есть не что иное, как сумма его поступков» (Ж-П. Сартр). В зависимости от того – чему человек посвятит свою жизнь, можно говорить о его сущности. Однако путь обретения смысла своего существования, свободного выбора самого себя оказывается многим людям не по силам: свобода – тяжелое бремя, и люди бегут от своей свободы, а, значит, проблема осмысленности жизни, обретения самого себя остается нерешенной.

В. Франкл, экзистенциальный философ и психотерапевт, работая с невротичестими расстройствами личности, пришел к выводу, что психологические проблемы человека напрямую связаны с экзистенциальной проблемой - несформированностью или утратой смысложизненных ориентиров (смыслообразующих ценностей). Человек испытывает «экзистенциальный вакуум», вследствие чего пребывает в «ноогенном неврозе». В. Франкл разрабатывает методы «логотерапии», предполагающей помощь пациенту в обретении смысла жизни.

Таким образом, экзистенциальный конфликт может быть определен как кризис смыслообразующих ценностей у человека, в широком смысле слова -это конфликт, обусловленный конфронтацией личности с данностями существования (экзистенции). “Данностями существования” - определенные конечные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире.

И. Ялом, представитель экзистенциальной психологии выделяет следующие конечные данности: смерть, свобода, изоляция и бессмысленность. Экзистенциальный динамический конфликт порождается конфронтацией индивидуума с любым из этих жизненных фактов.

Наиболее очевидная, наиболее легко осознаваемая конечная данность — смерть, противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить — это центральный экзистенциальный конфликт.

Другая конечная данность, значительно менее очевидная, — это свобода. Обычно свобода представляется однозначно позитивным явлением. «Однако свобода как первичный принцип порождает ужас. В экзистенциальном смысле “свобода” — это отсутствие внешней структуры. Повседневная жизнь питает утешительную иллюзию, что мы приходим в хорошо организованную вселенную, устроенную по определенному плану (и такую же покидаем). На самом же деле индивид несет полную ответственность за свой мир — иначе говоря, сам является его творцом. С этой точки зрения “свобода” подразумевает ужасающую вещь: мы не опираемся ни на какую почву, под нами — ничто, пустота, бездна. Открытие этой пустоты вступает в конфликт с нашей потребностью в почве и структуре»7.

Третья конечная данность — изоляция. Сколь бы ни были мы близки к кому-то, между нами всегда остается последняя непреодолимая пропасть; каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен его покидать. Порождаемый экзистенциальный конфликт является конфликтом между сознаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, в защите, в принадлежности к большему целому.

Четвертая конечная данность существования — бессмысленность. «Мы должны умереть; мы сами структурируем свою вселенную; каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире — какой же тогда смысл в нашем существовании? Почему мы живем? Как нам жить? Если ничто изначально не предначертано — значит, каждый из нас должен сам творить свой жизненный замысел. Но может ли это собственное творение быть достаточно прочным, чтобы выдержать нашу жизнь? Этот экзистенциальный динамический конфликт порожден дилеммой, стоящей перед ищущей смысла тварью, брошенной в бессмысленный мир»8.