Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЛЕКЦИЯ для юриспруденции ЮСП.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
27.04.2019
Размер:
1.88 Mб
Скачать

7. Правовые проблемы использования космодрома «Байконур».

Космодром основан в 1955 году. Занимает площадь 6717 км2, протяженность с севера на юг – 75 км, с запада на восток – 90 км. Его административным центром является г.Байконур, в котором проживает около 60 тыс. человек. Космодром «Байконур» предназначен для испытаний ракетно-космической техники, подготовки и осуществления запусков космических аппаратов на орбиты высотой до 200 тыс. км, пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций, автоматических межпланетных станций. На космодроме испытаны и запущены созданные главным конструктором С.П.Королевым первая в мире межконтинентальная ракета (21 августа 1957 г.), первый искусственный спутник Земли (4 октября 1957 г.) и первый пилотируемый космический корабль «Восток» с первым космонавтов планеты Ю.А.Гагариным (12 апреля 1961 г.). Космодромом производится около 50 % запусков космических аппаратов Российской Федерации и более 90 % запусков по программам международного сотрудничества, в том числе 100 % запусков на геостационарную орбиту. С момента образования космодром входил в структуру Министерства обороны СССР. После распада СССР объекты космодрома стали собственностью Республики Казахстан.

Сложившаяся к началу 1990-х годов отраслевая кооперация была способна осуществлять весьма масштабные по своему размаху проекты. В те годы орбитальная группировка СССР насчитывала до 190 ракетоносителей, а пуски проводились с интенсивностью один в три-пять дней. Но с распадом СССР объекты созданной космической инфраструктуры размещавшиеся практически во всех бывших союзных республиках, оказались на территории независимых государствах.

Обострившиеся в 1990-1991 гг. финансовые трудности сказались, прежде всего, на объемах работ. Финансирование многих программ прекратилось. В самом трудном положении оказались эксплуатирующие организации, и в первую очередь – Министерство обороны, которому подчинялся весь комплекс средств подготовки и проведения пусков, управления аппаратами на орбите, приема и обработки служебной информации со спутников. Тем не менее, несмотря на все трудности нужно было поддерживать эксплуатируемую орбитальную группировку, решавшую широкий спектр оборонных, народно-хозяйственных и научных задач. А поддержание включает в себя и периодическую замену отработавших свой срок аппаратов на новые.

В 1991 г. Россия располагала возможностью осуществлять пуски из трех географически, весьма удаленных друг от друга районов: два их которых находятся в России (Архангельская и Астраханская области) и один – в Казахстане (Байконур или Тюра-Там, как его называли в западных источниках). Это обстоятельство уже само по себе породило проблемы юридического характера на межгосударственном уровне, связанные с вопросами собственности.

Обретя государственную независимость, Казахстан стал полноправным субъектом международного космического права. 28 марта 1994 г. Президент Российской Федерации и Президент Республики Казахстан подписали «Соглашение об основных принципах и условиях использования космодрома Байконур». Это Соглашение определило статус Байконура, как объекта, находящегося в собственности Казахстана и передаваемого в аренду России сроком на 20 лет.

Согласно Соглашению, комплекс «Байконур» используется Российской Федерацией для осуществления гражданских и оборонных космических программ; совместных космических проектов России, Казахстана и других государств-участников Содружества; международных космических программ и коммерческих космических проектов. При этом, предусматривалось, что в трехмесячный срок после вступления в силу Соглашения должен быть заключен Договор аренды. В июле 1994 г. Соглашение было ратифицировано парламентами обеих стран, но Договор об аренде еще не был готов.

29 августа Правительство Российской Федерации издало Постановление № 996 «О мерах по обеспечению выполнения Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома Байконур». Этим постановлением подводился итог длительным и горячим спорам по вопросу о передаче части объектов Байконура под управление Российскому космическому агентству. Министерству обороны Российской Федерации предписывалось в месячный срок по согласованию с казахстанской стороной осуществить мероприятия по передаче соответствующих объектов, используемых для реализации Федеральной космической программы России. 10 декабря 1994 года в Москве был подписан Договор аренды комплекса «Байконур» между Правительством РК и РФ, который вступил в силу 25 сентября 1995 года.

В соответствии с Договором Казахстан передает в аренду России сроком на 20 лет испытательные, технологические объекты и обеспечивающую инфраструктуру космодрома и г.Байконура с их движимым и недвижимым имуществом, что составляет единый научно-технический и социальный комплекс «Байконур».

К сожалению, истории использования космодрома «Байконур» известны печальные случаи аварий. Так напроимер, 5 июля 1999 года с космодрома Байконур был произведен запуск ракеты-носителя «Протон-К», который завершился аварией на 277-й секунде полета. В результате обломки ракеты упали в Карагандинской области. Россия сразу же сообщила Казахстану, что возместит ущерб, нанесенный аварией «Протона». Этого требовала Конвенция о международной ответственности за ущерб, нанесенный космическими объектами. Правительство Казахстана был наложен запрет на какие бы то ни было запуски ракет-носителей с космодрома Байконур. МИД Казахстана направил в адрес МИДа России ноту. Запрет на пуски сорвал два ближайших пуска. В этот же день была сформирована казахстанская правительственная комиссия для выявления последствий аварии и принятия решения о дальнейшей эксплуатации космодрома Байконур. Основное требование Казахстана, которое эта комиссия «озвучила», было погашение задолженности по аренде Байконура за первую половину 1999 г. 7 июля 1999 года представители казахстанского правительства выступили с заявлением о желании Казахстана пересмотреть договор об аренде комплекса Байконур. Среди прочих были высказаны требования о переходе от уведомительной практики запусков к разрешительной, когда казахстанские официальные органы давали бы «добро» на российские космически запуски. Казахстан также выдвинул требование введения квот на экологически опасные запуски ракетоносителей «Протон», «Рокот» и «Днепр».

Для исследования причин аварии была создана совместная комиссия. Ее работа закончилась подписанием протокола, в котором российская сторона подтвердила приверженность международным принципам и подписанным договорам между Россией и Казахстаном. Было решено, что запуски ракетоносителя «Протона» возобновятся с 31 августа. Однако, несмотря на положительный исход договора, история повторилась. Запуск «Протон-К» 27 октября 1999 года также завершился аварией на 222-й секунде полета. На следующий день МИДом Республики Казахстан была направлена нота в адрес российского МИДа. В ней выражалась «серьезная обеспокоенность по поводу очередного инцидента» с ракетоносителем «Протон». В той же ноте Россия уведомлялась, что Казахстан наложил временный запрет на все запуски РК с космодрома Байконур. Было заявлено, что запрет будет действовать до тех пор, пока расследование не установит причину аварии. Республика Казахстан была обеспокоена состоянием ракетной техники в Российской Федерации и нанесением ущерба экологии и здоровью граждан Казахстана.

Таким образом, двусторонние договоренности способствуют конструктивному и эффективному взаимовыгодному сотрудничеству по использованию космодрома «Байконур». Этот уникальный научно-технический комплекс, несмотря на все трудности переходного периода, сообща был сохранен. В настоящее время космодром успешно работает как в интересах Казахстана и России, так и мировой науки в целом.