Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы по методологии.doc
Скачиваний:
97
Добавлен:
24.04.2019
Размер:
4.61 Mб
Скачать

Глава 10. Методологические принципы психологии

10.1. Открытость системы принципов

В предыдущих главах мы уже рассмотрели основной принцип построения научной теории – принцип причинности. Объяснительных принципов, как и базовых категорий, реализуемых в психологических теориях, достаточно много. Но только часть их претендует на статус общих принципов психологии. В качестве принципов психологии выступают наиболее общие направления построения психологических объяснений. Разделяемые принципы и категории ориентируют автора на определенные ценности и парадигмальные пути построения психологического знания. Тем самым появляется новый аспект сравнения психологических теорий – с точки зрения представленной в них методологии, соответствующей той или иной картине мира, которая «прочитывается» в ориентации ее на определенное понимание организации научного познания и общую методологию. В таком метаанализе можно все же выделять линии развития общей и частной методологии. Например, принцип детерминизма может рассматриваться и как общенаучный, и принимать конкретные формы на стадиях развития собственно психологического знания. Поэтому, представляя далее ряд принципов психологии, мы будем различать их как философско-методологическую составляющую и как составляющую конкретных психологических теорий, в свою очередь, не представимых без использования тех или иных базовых категорий в их конкретно-психологическом понимании.

Так, в главе 5 были представлены этапы общего направления становления принципа детерминизма, а в восьмой – проблема психологического понимания причинности в связи с переходом психологии от одних представлений о мире и человеке к другим. Признание парадигмальности психологической науки предполагает не только очерчивание уже разработанных принципов, на которые опирается частная методология, но и развитие положений об открытости системы принципов психологического исследования – и в связи с изменениями в понимании критериев научности, и в связи с открытостью мира теорий, в которых может осмысливаться психологическая реальность. В данной главе указываются лишь некоторые из разработанных принципов, причем очень кратко, поскольку эта тема достаточно освещена в имеющейся литературе.

Метапсихологический уровень обсуждения тех или иных психологических категорий может рассматриваться отдельно от объяснительных принципов психологии – такой точки зрения придерживаются авторы «Теоретической психологии», выделившие категориальную систему и объяснительные принципы в отдельные разделы. В качестве основных принципов ими были выделены три: принцип детерминизма, системности и развития [Петровский, Ярошевский, 2003]. Но относительно ряда наиболее общих категорий можно переставить акценты с их понятийного содержания на те методологические подходы, в рамках которых строится на их основе психологическое объяснение.

Так, например, категория деятельности может рассматриваться и в ряду других категорий (личность, общение), и в качестве основания постулирования принципа, который может называться принципом деятельностной детерминации, деятельностным принципом, принципом единства сознания и деятельности или деятельностным подходом в психологии. В любом втором варианте категория деятельности будет рассматриваться как опосредствующая (позволяющая преодолевать постулат непосредственности). В первом учебнике С. Л. Рубинштейна это прозвучало так: «Психологическое познание – это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей и опосредований», – и далее: «правильность определения психологического факта в процессе осознания, всегда основывающегося на раскрытии его отношений к объективной деятельности, может быть объективно установлена в деятельности» [Рубинштейн, 1935, с. 45 – 46]. Здесь еще категории опосредствования и деятельности слиты в едином понимании активного бытия человека в мире и обоснования возможности объективного познания психического.

Но позже категория опосредствования была так детально разработана в культурно-исторической концепции (опосредствование психологическими орудиями, знаками), что ее частнонаучное звучание – в конкретной теории – в определенной степени перевесило изначально более широкий методологический посыл, стоявший за этим словом как категорией. Как будет показано в следующей главе, в конце 90-х гг. ХХ в. вновь встала проблема соотнесения категорий деятельности и опосредствования. Понимание опосредствования как широко понятой медиации [Зинченко, 2003] возвращает этому понятию статус категории, но в уже ином содержательном наполнении, чем применительно только к концепции деятельностного опосредствования.

Деятельность в обоих подходах, поставивших во главу угла эту категорию (подходы Рубинштейна и Леонтьева), рассматривалась как активное отношение человека к действительности, как молярная единица этой активности. Поэтому другой переформулировкой могло бы быть утверждение деятельностного понимания психики как принципа активности в психологии. Разработка категории активности в философии и психологии исторически была связана с другими направлениями, апеллировавшими к имманентной активности сознания. И потребовались специальные усилия отечественных психологов (сюда необходимо отнести концепцию Н. Бернштейна наряду с культурно-деятельностным подходом) по утверждению материалистического понимания принципа активности.

Относительно других принципов, например системности, будет сказано в основном в общенаучном плане, поскольку многообразие использования понятия «система» в психологии таково, что в частнонаучном значении всегда необходимо упоминать конкретные психологические школы, совершенно по-разному представляющие реализацию этого принципа в научном исследовании. В книге «Методологические и теоретические проблемы психологии» Б. Ф. Ломов рассмотрел некоторые принципы системного подхода в психологии [Ломов, 1984]. О. К. Тихомиров показал, что не следует противопоставлять принципы деятельностного и системного подходов [Тихомиров, 1983]. Апелляция к этому принципу в частных теориях рассматривается также в других частях учебного пособия.

Отметим также, что ряд категорий выступали на разных этапах отечественной психологии как принципообразующие. В первую очередь это категория личности. Так, разными авторами формулировался «личностный подход как принцип психологии». В настоящее время принцип личностного опосредствования неразрывно связан как с деятельностным подходом, что закреплено в названии книги А. Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность», так и с принципом активности, развиваемым в психологии познания и психологии личности с разных теоретических позиций (А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев, В. А. Петровский, С. Д. Смирнов и др.).

О. К. Тихомиров ввел в уже упоминавшейся работе принцип расширения методологических основ психологии. Плюрализм мышления – одно из оснований представления принципов как открытой системы, поскольку с преодолением постулата единственности методологического подхода (марксистской теории познания) отечественная психология необходимо будет вводить новые принципы при развитии мира теорий.