Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мелентьева Обслуживание.doc
Скачиваний:
75
Добавлен:
17.04.2019
Размер:
1.19 Mб
Скачать

Часть 1

регуляцию читательской деятельности и селекцию книжного потока.

Глубинная суть этой концепции читателя: отношение к читателю как к объекту воспитания; деление книг на «истинные, полезные» и «ложные, вредные»; противопоставление знания и веры, нравственности; отношение к чтению как к подконтрольной деятельности. Консервативно-охранительная концепция всегда присутствовавшая в российском общественном сознании получила новый толчок к развитию в середине XIX в. В этот период она была мощно поддержана консервативными мыслителями. С именами К.Н. Леонтьева, К.П. Победоносцева и др. связаны идеи об изолировании России от «растленного» влияния Запада, о необходимости «подморозить» нравственную почву России, противодействовать народному образованию как «способствующему развращению». Образование, чтение должно было служить формированию благонамеренности, преданности монархии, воспитанию патриотизма и религиозной нравственности. Христианское воспитание ценилось выше, чем знание. Консерваторы активно вмешивались в содержание чтения. В рамках Ученого комитета народного просвещения был образован Особый отдел, который занимался официальным руководством чтения через достаточно жесткий контроль издательской, книгораспространительской, библиотечной, школьной деятельности.

Таким образом, консервативно-охранительная концепция читателя была направлена на сохранение народного сознания в духе православных ценностей, на предотвращение народного неповиновения.

Современные исследователи, видя определенный позитивный момент этой теории в желании стабилизации общества, в укреплении народной нравственности, отмечают в целом ее бесперспективность как в силу несоответствия социальной динамике, так и в силу того, что сам принцип консервации противоположен непрерывно изменяющейся, быстротекущей жизни.

18

Теоретические и законодательные основы библиотечного обслуживания

В начале XX в., после победы Октябрьской революции, несмотря на, казалось бы, кардинальное изменение всей государственной системы, консервативно-охранительная концепция читателя получила «второе дыхание», особенно во время так называемого «второго большевизма» в 1930-е гг., когда все процессы, связанные с литературной работой, книгоизданием, библиотечным делом и т. п., подвергались жесткой цензуре, а «во главу угла» ставились идеологические задачи и интересы государства.

Таким образом, видоизменяясь с течением времени, суть этой концепции сохранилась и до наших дней. Эта концепция легла в основу теории руководства чтением, которая определяла библиотечное обслуживание в России в течение почти всего XX в.

Либеральная концепция читателя зародилась в России в XVI в. Раскол в среде духовенства привел к тому, что появился значительный интерес к «мирской» книге, к западной культуре, что было связано со стремлением России выйти из состояния культурной и технической отсталости.

К середине XVII в. оформились новые тенденции культурного развития, просветительское движение, ориентированное на Западную Европу. Просвещение понималось как усвоение знаний, добытых всем человечеством, а книга и чтение — как средство просвещения.

Именно в этот период намечаются процессы демократизации читательской деятельности — расширяется круг читателей за счет «посадских людей»: купцов, ремесленников и т. п. Эти люди, кроме развлекательного чтения, стали читать и для того, чтобы лучше заниматься своим делом.

В период своего правления, желая перестроить Россию на европейский лад, Петр I стремился поднять научный потенциал общества, для чего, в том числе, способствовал книгоизданию. При нем оно выросло в десятки раз. Книга должна была служить делу. Реализовала свою задачу просвещения читателя и Академия наук, созданная Петром.

19

Она сформировала и особый тип читателя-ученого, для которого книга, чтение было инструментом повышения мастерства. Идеи просвещения, ориентация на «западные ценности» того времени были ярко представлены в духовной

жизни страны.

Таким образом, в основе либеральной концепции читателя лежит философия либерализма и основные либеральные ценности, пришедшие в Россию с Запада: свобода личности, ее право на индивидуальное и суверенное развитие, гуманистические взгляды на воспитание; представление о знании как о величайшей ценности.

Суть либеральной концепции читателя заключается в осознании права читателя на свободу доступа к знанию, признание разнообразия потребностей, понимание чтения как средства развития личности. Либеральная концепция читателя пережила пик своего развития в эпоху правления Александра Первого и оставалась одной из ведущих вплоть до Октябрьской революции 1917 г. и периода «первого большевизма» (до 1930-х гг.), когда еще были возможны дискуссии по проблемам построения государства, воспитания «нового человека» и т. п., когда цензура не была так полновластна, как стала позже.

В этот период времени наиболее ярко либеральная концепция читателя выразилась во взглядах выдающегося ученого и просветителя Н.А. Рубакина. Он утверждал ценность каждой читательской личности, отстаивал ее право на свободное развитие, прежде всего, через самообразование и самовоспитание. Характерно его глубоко уважительное отношение к любому читателю: народному, которому, по мнению Рубакина, нужна не адаптированная (как считали народники), но дешевая литература, так как «народный читатель не дурак, а бедняк»; к читателю-ребенку, который «прежде всего человек, а не объект для педагогических манипуляций». Важнейшей мыслью Н.А. Рубакина была мысль о необходимости изучения читателя, об индивидуальном подходе к нему. Главная зада-

20

__________Теоретические и законодательные основы библиотечного обслуживания

ча — как найти для конкретного читателя — «его» книгу, которая отвечала бы особенностям его ума, воли, темперамента, памяти и др.

Следует сказать, что концепция Н.А. Рубакина подвергалась резкой критике консерваторами и радикалами. Позже ее резко осудили марксисты. Либерально-гуманистическая концепция Н.А. Рубакина оказалась востребованной лишь в XX в. в период «оттепели» и возрождения либеральных ценностей в России в 1990-х гг. С крахом тоталитарного государства либеральная концепция читателя вышла на первый план.

Революционно—радикальная концепция читателя сформировалась преимущественно в двух социальных средах: дворянской (декабристской) и разночинской.

Возникла она в период формирования дворянской культуры (конец XVIII — начало XIX вв.), однако некоторые черты этой концепции можно заметить уже в период Петровских реформ и первого увлечения Западом. Именно из либеральной концепции читателя вышла концепция революционно-радикальная, которая впервые получила четкие очертания в читательском поведении декабристов — первой революционно-радикальной группы.

Чтение осознавалось ими как острейшая потребность развивающейся личности и одно из главных средств общественного переустройства. Резко критическим было отношение основной части дворянских революционеров к развлекательной, «массовой» литературе. Стремившиеся к революционным преобразованиям дворяне «несли образование в народ»: открывали школы, библиотеки (полковые, сельские и т. п.), где обучение тесно связывали с чтением, вели просветительскую деятельность.

Позже разночинцы, подхватившие многие идеи декабризма, также видели в чтении ресурс, позволяющий через влияние на реальное поведение человека преобразовать общество.

21

Так сформировалась революционно-радикальная концепция читателя, которая требовала от него серьезности, реалистичности; чтение рассматривалось как ресурс социального переустройства, как важнейшее средство радикальных преобразований. В формировании революционной идеологии и радикализации настроений народа чтению отводилась огромная роль.

Радикально-революционная концепция читателя была резко оппозиционной по отношению к консервативно-охранительным взглядам и полемичной по отношению к либеральным. Если власти рассматривали радикально-революционные взгляды на читателя как элемент антиправительственной деятельности, то либералы считали, что радикалы уничтожают все умеренное, прогрессивное, нарушают общественное равновесие, провоцируя ужесточение

цензуры и т. п.

Следует сказать, что революционно-радикальная концепция читателя относится только к так называемому «народному» читателю. Именно низовой, народный читатель был «социальной базой» данной концепции. Радикалы призывали как можно больше издавать литературу полезную для народного чтения, однако очевидно, что полезной ими считалась та литература, которая разжигала классовую ненависть, звала к террору.

Дальнейшее развитие революционно-радикальных идей, в том числе и революционно-радикальной концепции читателя, связано с развитием марксизма в России. После победы Октябрьской революции революционно-радикальная концепция читателя должна была обслуживать новую идеологию.

Коммерческая концепция читателя стала складываться уже в послепетровское время. Елизавета Петровна видела в чтении не только «высокое занятие» и пользу, но и «забаву». Была открыта новая (в дополнение к академической) типография, которая должна была печатать книги как для «удовольствия народного, так и для прибыли казенной».

22

Теоретические и законодательные основы библиотечного обслуживания

Таким образом, уже в начале XVIII в. зародился коммерческий подход к читателю, сутью которого была ориентация на читательский интерес и спрос как на источник коммерческой выгоды издателя.

Этот же подход получил реализацию и в особом виде коммерческих библиотек — «библиотек для чтения», которые открывали, как правило, книгопродавцы, причем не только в России. Первая такая библиотека была открыта в Берлине в 1704 г., в России — в 1760-х гг.

Суть коммерческой концепции читателя — в представлении о нем, как о потребителе специфического товара — книги, ценность которого определяется суммой производственных затрат и важностью содержания. Основой данной концепции был доход от любой книги, востребованной читателем, поэтому ни о каком «руководстве чтением» речь не шла. Издатели были заинтересованы в быстрой реализации продукции, в связи с чем приспосабливались к читательским вкусам всех слоев российского читательства. Основными средствами продвижения книги стали реклама, мода, предпродажные шоу, презентации и др. средства маркетингового характера. Коммерческие отношения проникли в область литературной критики, организации премирования литературных произведений и т. д., что не могло не сказаться на читательском интересе и спросе.

Надо сказать, что коммерческая концепция читателя активно не принималась либеральной интеллигенцией, которая видела в ней нравственную ущербность, что связано с сакральным (высоким) отношением интеллигенции к книге.

С развитием материально-технической базы книгоиздания коммерческая концепция крепла, место издателей-меценатов заняли издатели, преследующие чисто коммерческие Цели. Издатели были заинтересованы в быстрой реализации продукции, в связи с чем приспосабливались к читательским вкусам всех слоев российского читательства.

В советский период развития государства коммерческий подход к читателю был практически невозможен, так

23