Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Международное частное право.doc
Скачиваний:
315
Добавлен:
03.04.2019
Размер:
1.58 Mб
Скачать
  1. Коллизионное регулирование внедоговорных обязательств в российском мчп.

Определение права, применимого к деликтным обязательствам, осуществляется в соответствии с положениями ст. ст. 1219 - 1221 ГК РФ.

По общему правилу ст. 1219 ГК РФ к деликтным обязательствам применяется право места действия или иного обстоятельства, послуживших основанием для требования о возмещении вреда. Иначе говоря, в российском праве закреплена коллизионная привязка lex loci delicti commissi.

Если же вред наступил на территории другого государства, в соответствии с российским законодательством возможно применение правопорядка государства места наступления вреда при условии, что причинитель вреда при совершении этих действий предвидел или должен был предвидеть наступление вреда в этом государстве.

Часть 2 ст. 1219 ГК содержит правила определения применимого права к деликтным обязательствам, возникающим за границами России. Личный закон сторон деликтного обязательства применим исключительно в том случае, если он является личным законом одновременно всех сторон этого правоотношения. ФАС Северо-Западного округа в своем Постановлении от 06.09.2012 по делу N А56-58037/2011 отказал в применении норм российского права в соответствии с п. 2 ст. 1219 ГК РФ и согласился с применением предыдущими судебными инстанциями права Республики Финляндии как права государства места причинения вреда в результате ДТП.

И хотя сфера применения автономии воли сторон деликтного обязательства заметно уже автономии воли сторон договора, тем не менее возможность изменить применимое к отношениям в сфере причинения вреда право существует. Post factum стороны возникшего деликтного обязательства могут договориться о применении к нему права государства места рассмотрения их спора (п. 3 ст. 1219 ГК РФ).

Статья 1221 ГК РФ, являясь альтернативной коллизионной нормой, содержит особые правила об определении права, применимого к ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы (услуги) в случае, когда причинитель вреда (продавец, изготовитель) согласился на поступление товара в соответствующую страну

В этом случае потерпевший вправе выбрать один из следующих правопорядков:

1) право государства места жительства (основного места деятельности) продавца или изготовителя товара либо иного причинителя вреда;

2) право государства своего собственного места жительства (основного места деятельности);

3) право государства места выполнения работы, оказания услуги;

4) право государства места приобретения товара.

Наконец, ст. 1220 ГК РФ определяет так называемый деликтный статут - сферу действия права, избранного сторонами или же определенного в соответствии с положениями ст. ст. 1219 и 1220 ГК РФ.

На основании права, подлежащего применению к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, определяются, в частности:

1) деликтоспособность лица, отвечающего за причиненный вред;

2) возложение ответственности за вред на лицо, не являющееся причинителем вреда;

3) основания ответственности;

4) основания ограничения ответственности и освобождения от нее;

5) способы возмещения вреда;

6) объем и размер возмещения вреда

Следует напомнить, что п. п. 1 и 2 ст. 1220 ГК РФ являются специальной нормой в отношении общего правила разд. VI ч. III ГК РФ об определении правопорядка, применимого к способности юридического лица отвечать по своим обязательствам (абз. 8 п. 2 ст. 1202 ГК РФ).

В числе международных договоров, регулирующих деликтные отношения, можно назвать такие документы, как Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом от 23 марта 2001 г., Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб, Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 17 марта 1992, Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий от 17 марта 1992, Парижская конвенция об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии 1960, Брюссельская дополнительная конвенция 1963, Брюссельская конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962, Конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок ядерных материалов 1971. Правовой режим, закрепленный этими Конвенциями, образуют как общее начало деликтной ответственности, так и начала, специфические для возмещения ядерного ущерба. Особенностями гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб являются: возложение ответственности на оператора ядерной установки (ядерного судна), ответственность при отсутствии вины делинквента, ограничение ответственности по размеру и во времени. При этом составной частью режима гражданской ответственности являются меры финансового обеспечения, которые включают в себя институт страхования и институт государственного возмещения. Они определяют пределы и условия ответственности страховщика и государства .

Положения Венской конвенции 1963 г. и Брюссельской конвенции об ответственности операторов ядерных судов 1962 освобождают оператора ядерной установки (ядерного судна) от ответственности за ущерб, если он причинен ядерным инцидентом, возникшим непосредственно в результате вооруженного конфликта, военных действий, гражданской войны, восстания. В том, что касается такой разновидности непреодолимой силы, как тяжелое стихийное бедствие исключительного характера, то Парижская (1960 г.) и Венская (1963 г.) конвенции исходят из права государств-участников определить отношение к нему в своем законодательстве. Одновременно Брюссельская конвенция 1962 г. не упоминает тяжелое стихийное бедствие исключительного характера в качестве основания освобождения от ответственности.

Определение юрисдикции суда в отношении исков, связанных с возмещением ядерного ущерба, в Венской и Парижской конвенциях основывается на критерии места, где произошел ядерный инцидент, а субсидиарно - на критерии государства, ответственного за ядерную установку.

Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. устанавливает правила и процедуры ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Так, в частности, предусматривается безотлагательная выплата полной и справедливой компенсации жертвам такого ущерба. В то же время Конвенция предусматривает, что никакое ее положение не препятствует государству, а также физическим или юридическим лицам, которых оно может представлять, возбудить иск в судах либо предъявить соответствующее требование в органы государства, которое осуществляет либо организует запуск космического объекта или с территории либо установок которого осуществляется запуск объекта.