Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Международное частное право.doc
Скачиваний:
316
Добавлен:
03.04.2019
Размер:
1.58 Mб
Скачать
  1. Льготы, предоставляемые иностранным инвесторам по законодательству рф

С целью привлечения в РФ иностранных инвесторов для них установлены специальные льготы. Предоставление льгот в некоторых случаях ставится в зависимость от доли иностранного инвестора в уставном капитале компании.

Так, в соответствии со ст.5. ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории РФ, в которой иностранный инвестор владеет не менее чем 10% доли (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования пользуются в полном объеме гарантиями и льготами, установленными данным Законом. Такими же гарантиями и льготами пользуется российская коммерческая организация со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора и получившая в силу этого статус коммерческой организации с иностранными инвестициями.

В соответствии со ст.16. ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о налогах и сборах. Так, в соответствии со ст.150 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию РФ технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к оборудованию, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Порядок предоставления тарифных льгот иностранному инвестору соответствует ст.37 Закона РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».

Законодательство РФ предусматривает для иностранных инвесторов также льготы нетарифного характера, в частности, иностранные инвесторы и коммерческие организации, в уставном капитале которых иностранные инвестиции составляют не менее 30%, имеют право без лицензии экспортировать произведенную продукцию, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами, действующими в РФ.

На региональном уровне субъекты РФ и ОМСУ в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранным инвесторам льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать поддержку инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.

  1. Особенности правового регулирования патентного права в мчп.

Современному МЧП более известно понятие "интеллектуальная собственность". В международном праве данная терминология впервые была применена в Стокгольмской конвенции 1967, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС).

В соответствии с правилами ст. 2 Конвенции под интеллектуальной собственностью понимают права на литературные, художественные и научные произведения; исполнительскую деятельность артистов, звукозаписи, радио- и телевизионные передачи; изобретения во всех областях человеческой деятельности, научные открытия; промышленные образцы; товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, коммерческие обозначения, а также защиту против недобросовестной конкуренции.

Конвенция не содержит исчерпывающего перечня объектов интеллектуальной собственности, поскольку развитие науки, техники, культуры приводит к появлению новых результатов интеллектуальной деятельности. Российская Федерация является участником Конвенции с 1968 г.

Правилами ГК РФ (ст.128) установлено, что под интеллектуальной собственностью понимают охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Современное гражданское законодательство России регулирует основания возникновения и порядок осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, определяя группу таких прав, как интеллектуальные права (п.1 ст.2 ГК).

Понятие "интеллектуальные права" является новым для российского гражданского права и объединяет две группы прав: исключительные имущественные права и личные неимущественные права. Традиционно в российской доктрине и практике до вступления в силу части четвертой ГК РФ применялся термин "исключительные права", который, по сути, приравнивался к интеллектуальной собственности.

На указанные объекты признаются интеллектуальные права, которые включают, во-первых, исключительные имущественные права и, во-вторых, в ряде случаев - личные неимущественные права. Например, в отношении авторского произведения, изобретения, селекционного достижения действуют интеллектуальные права, а в отношении товарного знака - только исключительные имущественные права.

Объекты интеллектуальных прав всегда нематериальны. Переход права собственности на вещь, в которой выражен результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, не влечет за собой перехода или предоставления интеллектуальных прав. Логично сделать вывод о независимости интеллектуальных прав от права собственности на материальный носитель.

Для регулирования международного торгового оборота значительное место отводят первой группе интеллектуальных прав - исключительным имущественным правам.

Собирательное значение имеет и понятие "промышленная собственность". Эта терминология достаточно широко используется как в международном, так и во внутреннем праве. В соответствии с правилами п. 1 ст. 1 Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 к объектам промышленной собственности относят патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции. Парижская конвенция является основным многосторонним соглашением в области патентного права и права на товарные знаки.

Итак, в современном праве к объектам промышленной собственности относят изобретения, полезные модели, промышленные образцы, секреты производства, товарные знаки и другие средства индивидуализации, топологии интегральных микросхем и достижения селекции. За исключением секретов производства, признание исключительных прав в отношении приведенных объектов требует акта государственной регистрации.

К наиболее современным международным договорам по интеллектуальной собственности следует отнести Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС), принятое в 1994 г. во время Уругвайского раунда ГАТТ. Соглашение ТРИПС является обязательным для всех членов ВТО. Правилами Соглашения был расширен перечень охраняемых объектов: авторские и смежные права, товарные знаки, географические указания, промышленные образцы и модели, изобретения, топологии интегральных микросхем и закрытая информация, пресечение антиконкурентной лицензионной практики.

Впервые в международной практике было достигнуто соглашение, которое содержало бы для государств-участников международные стандарты охраны прав интеллектуальной собственности и общие правила о разрешении споров при нарушении прав. Вместе с тем Соглашение ТРИПС является рамочным договором, регулирующим только отдельные аспекты прав интеллектуальной собственности, вследствие чего для материального права значительное место неизменно отводится Парижской конвенции.

Из правил Соглашения ТРИПС вытекают обязательства по обеспечению предоставления национального режима в таком виде, как он определен в четырех международных договорах: Парижской конвенции 1883, Бернской конвенции 1886, Римской конвенции 1961 и Вашингтонском договоре об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем 1989 г. Страны - члены Соглашения должны принимать во внимание все правила по ограничению прав, содержащиеся в указанных четырех договорах, и учитывать требования об обоснованных изъятиях в действии исключительных прав (ст. 13 Соглашения).

Российской Федерацией был заключен целый ряд международных договоров в области интеллектуальной собственности, в частности, были приняты Соглашение о торговых отношениях с США 1990 г., Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. между Российской Федерацией и Европейскими сообществами и их государствами-членами. В этих международных договорах преимущественно устанавливаются единые материально-правовые нормы, направленные на унификацию права интеллектуальной собственности.

Помимо названных Конвенций, заключен ряд специальных договоров. К ним относят Договор о патентной кооперации 1970 (РСТ), Мадридский договор о международной регистрации товарных знаков 1891 и Протокол к нему 1989, Международную конвенцию по охране селекционных достижений 1961 г. (UPOV). Вступили в силу региональные договоры: Североамериканское соглашение о Свободной торговле 1992 (NAFTA), Договор о ЕЭС. Убедительным примером соответствия промышленной политики процессам экономической интеграции является подход к реформированию прав промышленной собственности на уровне Европейского союза. Так, в 1988 г. была подписана первая Директива 89/104/ЕЭС о гармонизации законодательства по товарным знакам и Регламент Совета ЕС от 1994 г. N 40/94 о товарном знаке Европейского союза. На европейском уровне удалось создать единую систему правовой охраны товарного знака Сообщества (Trade Mark). Преимущества товарного знака Евросоюза заключаются в том, что его регистрация предоставляет охрану во всех странах Евросоюза.

В 1998 г. принята Директива 98/71/ЕС о правовой защите промышленных образцов. Директива ставила своей целью гармонизацию национальных законодательств о промышленных образцах. В Директиве указаны два критерия патентоспособности - новизна и оригинальность, что открывает дополнительные возможности для регистрации объектов дизайна. Постановлением Совета ЕС от 2001 г. N 6/2002 о промышленных образцах создан единый правовой механизм для промышленного образца Европейского союза.

Правила международных договоров обоснованно относят к основным источникам права, тем самым в условиях территориального характера исключительных прав облегчается международная регистрация объектов и процедуры разрешения споров. Важно подчеркнуть, что нормы международных договоров позволяют обеспечить иностранным правообладателям одинаковый объем прав по сравнению с отечественными правообладателями. Гражданским кодексом РФ установлено правило, согласно которому на территории России действуют исключительные права, установленные международными договорами РФ (абз. 1 п. 1 ст. 1231). В отношении личных неимущественных прав действует общая норма о том, что "правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц..." (абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Как и авторское право, право промышленной собственности отличается территориальным характером, действует на территории конкретного государства и не имеет действия за пределами его юрисдикции. Территориальный характер исключительных прав проявляется в том, что для возникновения права необходимо его признание на территории иностранного государства с учетом законодательства этого государства. Так, например, чтобы получить патент на изобретение в Германии, российский заявитель обязан получить патент в Патентном ведомстве Германии, оформив патентную заявку в соответствии с требованиями германского патентного законодательства.

Необходимо иметь в виду, что международные договоры не содержат коллизионных норм. В разд. VI "МЧП" ГК РФ также не содержатся коллизионные нормы касательно интеллектуальной собственности. В правилах Модельного гражданского кодекса государств - участников СНГ говорится, что к правам на интеллектуальную собственность применяется право того государства, где испрашивается защита этих прав (ст. 1232 Кодекса).

К договорам, предметом которых выступают права интеллектуальной собственности, применяется право, определяемое положениями о применении права к договорным обязательствам. Так, к лицензионным договорам, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, подлежит применению право страны лицензиара (п. 3 ст. 1211 ГК).

Коллизионные вопросы в данной области права не урегулированы законодательством большинства государств. Так, в Германии судебная практика опирается на общий принцип применения права страны, в которой испрашивается охрана (lex loci protectionis). Во Франции в отношении установления объема авторских прав применяют право страны происхождения (lex originis) в пользу первого правообладателя, а в отношении всех других исключительных и личных неимущественных прав - право страны, где испрашивается охрана.