Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Международное частное право.doc
Скачиваний:
315
Добавлен:
03.04.2019
Размер:
1.58 Mб
Скачать
  1. Коллизионные вопросы трудовых отношений, осложненных иностранным элементом. Зарубежное законодательство

Как правило, возникающие в трудовом праве коллизионные проблемы решаются с помощью средств, находящихся в арсенале МЧП, но с учетом изъятий, установленных императивными нормами законодательства о труде. При этом понятие "императивные нормы" трактуется широко. Имеются в виду не только нормы права, регулирующие "собственно трудовые договоры", но и все нормы, направленные на защиту прав наемных работников.

Выбор права, применимого к трудовым отношениям, осложненным иностранным элементом, осуществляется с помощью коллизионных привязок (формул прикрепления). Нормативное закрепление в источниках МЧП получили такие из них, как автономия воли сторон, закон места выполнения работы, закон наиболее тесной связи и иные.

Прежде всего следует остановиться на возможности использования при регулировании трудовых отношений международного характера принципа автономии воли - lex voluntatis. Законодательно закрепленное право сторон трудового соглашения выбирать закон, с помощью которого будет осуществляться регламентация их взаимоотношений, основано на частноправовом методе регулирования.

С учетом особенностей характера трудовых отношений безусловное применение принципа lex voluntatis допускается крайне редко. Как правило, государства устанавливают определенные границы автономии воли сторон. В первую очередь такие ограничения касаются действия императивных норм страны места выполнения работы и (или) места нахождения работодателя (Германия, Канада, Лихтенштейн). Так, в ст. 3118 ГК Квебека устанавливается: "указание сторонами на право, применимое к трудовому договору, не влечет лишения работника защиты, на которую он управомочен в соответствии с императивными нормами права страны, где работник обычно осуществляет свою работу, даже если он временно выполняет задание в другой стране, или, если работник обычно не осуществляет свою работу в какой-либо одной стране, - в соответствии с императивными нормами права страны, где его работодатель домицилирован или имеет место своего делового обзаведения".

Как правило, соглашение сторон о выборе права считается действительным, если оно отвечает требованию о сохранении обязательного минимума гарантий защиты трудовых прав, предоставляемых императивными нормами. Например, Закон Австрии 1978 г. о МЧП содержит правило, согласно которому выбор применимого права не принимается во внимание, если он осуществлен в ущерб работнику.

Характерным примером в этом отношении является и Закон Грузии 1998 г. о МЧП. Последний указывает на недействительность выбора права, игнорирующего императивные нормы, принятые для защиты рабочих и служащих от дискриминации (ст. 38).

Принято считать, что по своей сути названные защитные оговорки воспроизводят в коллизионном праве известный принцип национального трудового права: соглашение сторон может только улучшать положение работника по сравнению с нормами, установленными законом (принцип in favorem).

Как главное коллизионное начало выбора права, применимого к отношениям в сфере труда, автономия воли сторон закреплена в ст. 3 Регламента ЕС "Рим I". В этой связи в законодательстве европейских стран прослеживается тенденция снятия ограничений, обычно существующих в отношении принципа lex voluntatis.

Принцип автономии воли сторон позволяет в соответствующей ситуации осуществить выбор применимого права не только по отношению к договору в целом, но и к его части. Таким образом, отдельные части (элементы) одного трудового соглашения может регламентировать законодательство различных государств. Например, в отношении условия договора об оплате труда применимым будет считаться закон места нахождения работодателя, а в отношении рабочего времени и времени отдыха - закон места выполнения работы.

Если выбор сторонами применимого права не осуществлен, то для регулирования трудовых отношений международного характера используются иные коллизионные привязки, предусмотренные правовой системой государства. Прежде всего это закон места работы - lex loci laboris, получивший закрепление в законодательстве большинства стран, а также в международных соглашениях.

Например, в ГК Испании 1889 г. (Вводный титул) закреплено правило о применении "закона места, где выполняется работа", к обязательствам, вытекающим из трудового договора, если это не противоречит прямо выраженной воле сторон (какому-либо закону) и не наносит ущерб публичному порядку (ст. 10.6).

В Турции в отсутствие выбора применимого права трудовой договор регулируется законом постоянного места работы работника. При этом, если работник временно работает за границей, такое место работы не признается постоянным местом работы (ст. 27.2 Закона 2007 г.).

В государствах, правовые системы которых не допускают выбор применимого права, lex loci laboris выступает в качестве основной коллизионной привязки, регулирующей взаимоотношения сторон трудового контракта. Статья 52 Закона Украины о МЧП гласит: к трудовым отношениям применяется право государства, в котором выполняется работа, если иное не предусмотрено законом или международным договором Украины.

Многообразие сложившихся в сфере труда взаимосвязей привело к появлению иных формул прикрепления, более приемлемых для разрешения конкретных ситуаций. Например, если согласно трудовому договору работа выполняется на территории нескольких государств, то отношения сторон регулируются законом работодателя - lex personalis (физического лица) или lex societatis (юридического лица). В правовых актах зарубежных стран это правило может быть обозначено как личный закон нанимателя, закон места нахождения работодателя, закон места жительства работодателя, закон места его коммерческой (предпринимательской) деятельности и т.п.

Так, в Швейцарии действует принцип, согласно которому, если работник обычно выполняет свои трудовые обязанности в нескольких государствах, к трудовому договору применяется право места делового обзаведения либо, при отсутствии такового, право места жительства или обычного пребывания нанимателя (ст. 121.2 Закона 1987 г. о МЧП).

В Китае "право страны, где осуществляет основную предпринимательскую деятельность работодатель", применяется, если трудно определить "место осуществления работником трудовой деятельности" (ст. 43 Закона о праве, применимом к гражданским отношениям с иностранным элементом).

Зарубежному законодательству известны иные критерии определения применимого права. В аналогичных ситуациях, когда место работы точно определить невозможно, работа выполняется в двух и более странах или носит разъездной характер, а также имеют место частные командировки и т.п., может применяться закон гражданства работодателя - lex patriae, lex nationalis, или закон работодателя, направившего работника в командировку, - lex loci delegationis. Так, согласно законодательству Венгрии, если работник находится для выполнения своих трудовых обязанностей в командировке за границей или на длительной зарубежной службе, то его труд регулируется венгерским законом.

В национальном законодательстве ряда стран в качестве коллизионной привязки встречается закон страны заключения контракта о найме - lex loci contractus. Например, Англия и США.

Важную роль в регулировании трудовых отношений международного характера играет закон наиболее тесной связи. Например, Кодекс МЧП Болгарии устанавливает, что в отсутствие выбора сторонами применимого права трудовой договор регулируется законом места выполнения работы, а в случае выполнения работы не в одной стране - законом обычного местопребывания или основного места деятельности работодателя. Если в том и другом случае становится очевидным, что у трудового договора более тесная связь с другим государством, применяется право этого другого государства (ст. 96.2-4).

Особое место в ряду актов, содержащих правила выбора сторонами права, применимого к трудовому договору, занимает швейцарский Закон 1987 о МЧП. Проявляя гибкость, законодатель дает обширный перечень вариантов выбора права, тем не менее исключив в качестве возможной формулы прикрепления принцип автономии воли сторон (ст. 121). В такой ситуации выбор права сторонами договора ограничен правопорядками, установленными в самом законе: стороны могут подчинить трудовой договор праву государства, в котором работник обычно выполняет свои трудовые обязанности, праву страны обычного пребывания работника либо праву страны места делового обзаведения, места жительства или обычного пребывания нанимателя. Таким образом, законодатель предоставляет сторонам возможность подчинить свой договор праву страны, с которой он связан наиболее тесным образом.

В отношении работы в тех или иных сферах труда могут быть сконструированы коллизионные привязки, отражающие специфику места работы. Например, на морском или воздушном транспорте, обслуживающем транснациональные интересы, трудовые отношения подчинены закону места регистрации судна - lex banderae. Применительно к сфере морского судоходства этот принцип формулируется как закон флага судна - lex flagi. Например, в венгерском законодательстве установлены специальные коллизионные правила в отношении работников транспортных организаций: их отношения регулируются правом государства, под флагом или опознавательным знаком которого данное средство транспорта передвигается. Трудовые отношения работников иных перевозчиков определяются по личному закону перевозчика (ст. 52.3 Указа 1979 г.).