Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопросы к зачету2.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
19.12.2018
Размер:
334.85 Кб
Скачать

43. Драматургический подход и.Гофмана. Общая характеристика и основные понятия.

44. Феноменологическое направление в социологии хх века (общая характеристика).

Социальная феноменология возникла на определенной философской базе, философской феноменологии Гуссерля, в начале XX в. Представители: Шюц, Бертер, Лукман.

Идет в русле антипозитивизма (пересмотр классической рациональной модели), постмодернистское течение.

Представители социальной феноменологии исходили из необходимости изучения социального мира как повседневного жизненного мира индивида. В этом случае социальный мир как объект социологического изучения превращался в мир феноменальный, мир субъективного опыта.

Сторонники феноменологической социологии исходят их того, что внешний мир людей есть результат их деятельности, творение их сознания. Мир становится значимым для людей только тогда, когда они его воспринимают и когда он из внешнего, объективного становится для индивидов внутренним, субъективным.

Задача феноменологической социологии в таком случае состоит в том, чтобы выяснить, обнаружить, понять, познать, как, каким образом люди структурируют (упорядочивают) воспринимаемый мир (его феномены, явления) в своем сознании и как воплощают свое знание мира в повседневных действиях, т.е. в обыденной жизни.

Теоретические истоки социальной феноменологии в творчестве Гуссерля.

Т.к. результаты теоретического познания потеряли человеческую размерность, необходимо вернуть науку в широкий научный смысловой контекст.

Гуссерль обращает внимание на то, что сознание активно преобразует материал наших восприятий; сознание констатирует объект познания. Именно актом сознания значения присваиваются объектам. Поэтому должны сосредоточить наше внимание на феноменах сознания, т.к. мы воспринимаем все в категориях нашего сознания. Чтобы разобраться с его структурой, нужно разобраться с его феноменом (вещь как она есть для нас, содержание сознания). Мы можем вернуться к первоначальному смыслу. Нужно заняться сознанием, на его устройстве (а не внешний мир), перестать заниматься предметами самими по себе, естественную установку нужно переключить на рефлексивную, феноменологическую, на мир как феномен, мир для нас, т.е. феноменологическая редукция (фокус внимания на внутреннем мире). Нужно приостановить наши суждения относительно реальности наших представлений и их направить на феномены сознания. (Эпохе – воздержание от чего-то, суждение о внешнем мире (внимание на сознании)).

Поначалу Гуссерль предполагал, что он совершит отступление и обнаружит чистый смысл, аксиомы. Но в поздних работах появляется новое понятие вместо чистого смысла. Термин «жизненный мир» - мир как он непосредственно переживается сознанием, т.е. мир культурно-исторический. Начинает развиваться тема - проблема соотношения знания и культурно-исторического контекста. Всякое знание опирается на некие социально-культурные предпосылки, несет в себе некую смысловую структуру. Познавательные акты имеют уже целостное представление о мире, оно дорефлексивно (само собой разумеющееся). И все частности укладываются в эту перспективу сознания. Сознание перспективно, гдe упорядочиваются частные идеи. Субъективность конкретна, т.е. познающий субъект включает все качества исторической эпохи. И субъект и объект упорядочены в одной и той же реальности жизненного мира, т.е. мир, который реально переживается в данном социально-культурном контексте.

Учение о «жизненном мире» - это целостная структура человеческой практики. Учение немецкого философа о жизненном мире направлено против «чистого» познания, оторванного от непосредственной реальности человеческого бытия. Жизненный мир выступает как некая целостность, самоочевидность, самодостоверность. Жизненный мир – это сфера непосредственно переживаемого опыта, которая м.б. описана феноменологически. Знание, полученное таким образом, - это научное знание о повседневной жизни, которое превратится впоследствии в социологии знания в повседневное или в обыденное знание, имеющее определенную социальную природу.