Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Valyano_Otvety_po_filosofii.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
10.12.2018
Размер:
439.81 Кб
Скачать

36. Неотомизм – официальная философия Ватикана

В XII веке папа Лев XIII выдвинул перед христианскими богословами задачу – восстановить угасшую традицию: вторгшись на философскую арену, вернуть теологии в новых исторических условиях утерянное ею место в формировании миросозерцания, то есть надо возродить учения Ф. Аквинского, опереться на него. Один за другим возникают варианты реабилитации средневековья, а цель вполне очевидна: доказать Бытие Бога, ограждая умы людей от безбожного свободомыслия. Вначале взяла верх та точка зрения, что философия Ф. Аквинского способна дать ответы на все вопросы, которые стоят перед человеком, ибо эта философия универсальна и вечна. Нужно лишь научиться извлекать истину из томистского наследия, охраняя его от всякого рода философских новшеств, размывающих чистоту учения св. Фомы, и от рационалистически ориентированной науки. Классический томизм, однако, оказался малопригодным для современности; это был вынужден признать Ватиканский собор. Малоперспективной была названа прямая оппозиция науке. Как следствие, возможным и даже более приемлемым стал не томизм в качестве образца и нормы, а лишь “философствования в духе томизма”, которое не отгораживается от современной философии и достижении науки, а идет на диалог с ними в поисках истины.

Ж. Маритен: Откровенно заявлял о необходимости продолжать непримиримую борьбу против пагубной, по его убеждению, эволюции философской мысли после средневековья, начинающейся с “картезианского грехопадения”. Все современные философские доктрины – не что иное, как “заблуждение и грандиозные неправдоподобия”. Понадобилось, по его словам, 300 лет, чтобы направить философию по единственному правильному, томистскому пути. Философские заблуждения коренятся, по мнению многих неотомистов, в разъединении и противопоставлении веры и разума. Они говорят о возможном их соединении. Безвозвратно миновали те времена, когда религия не только тормозила развитие науки, но жестоко, беспощадно преследовала ученых. Наука стала независимой от религии, живет своей жизнью. Авторитет ее необычайно вырос: в умах людей воцарилось что-то вроде диктатуры науки. Но эта последняя, добившись своего торжества, оказалась, по мнению неотомистов, весьма злопамятной: она не забывает и не прощает религии былых притеснений и преследований, проявляет открытую недоброжелательность к религии. Времена изменились. Наука и религия как бы поменялись ролями. Неотомисты в изменившейся ситуации призывают покончить с разладом, примириться и установить отношения взаимопонимания и сотрудничества. Но как совместить архаичные библейские мифы о сотворении мира и современную космогоническую науку?

Неотомисты утверждают, что соответствующие места в библии не следует понимать буквально, их надо толковать метафорически. Распространена среди современных томистов та точка зрения, что “библейское придание рисует божественный акт творения мира в образах, доступных тем, к кому обращено откровение”. Вводится понятие вневременной вечности: мир всегда существовал, поскольку не было дня, когда он не существовал.…Это вполне согласуется с наукой, но уже напрямую противоречит Библии. Призыв к союзу при ближайшем рассмотрении оказывается требованием безоговорочного подчинения. С точки зрения неотомистов, истины разума и веры – сестры, но неравной красоты. Наука в любом случае – младшая сестра, она должна по мере сил обслуживать старшую религию, а та всячески использовать услуги. Наука не смеет вступать в противоречие с догматами религии. Все, что противоречит им, должно признаваться ложным.

Э. Жильсон: разум не в силах многое понять; как бы ни расширялись границы познания, они никогда не отодвинут границ веры, ибо предметом веры является еще не опознанное, а принципиально непознаваемое. А зачем вере разум? Ведь он не способен доказать истины веры.

Более того, чем меньше мы понимаем, тем больше нуждаемся в вере. Католическим философам сегодня представляется опасной вера, игнорирующая разум, но еще более опасно, с их точки зрения, неоправданное возвышение разума. Верующий не нуждается ни в каком доказательстве бытия бога. Более того, вере противопоказано доказательство. Это признавал Ф. Аквинский. Чем больше нужды в доказательствах, чем больше стараются их придумать, тем больше осложняется положение верующих.

Итак, сама постановка вопроса о необходимости какого-либо доказательства бытия бога предполагает если не неверие, то, по меньшей мере, сомнения. Логично предположить, что все подобные доказательства предназначены в конечном итоге вовсе не для верующих, а для убеждения неверующих, либо колеблющихся в своем отношении к религии. Речь идет, другими словами, о противодействии неверию. Варианты здесь могут быть самыми разными.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]