Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Elektronnyy_UMK_po_filosofii.doc
Скачиваний:
55
Добавлен:
22.11.2018
Размер:
2.42 Mб
Скачать
  1. Аналитическое направление. Программа логического позитивизма и постпозитивизм.

Аналитическое направление в современной философии отличается сциентизмом (от лат. scientia - наука). Это мировоззренческая позиция, считающая научное знание высшей культурной ценностью, а способы и нормы математического и естественнонаучного познания эталоном для любого знания; она противостоит негативно оценивающему роль науки антисциентизму; сциентистское направление (другое название - философия науки) выразило себя в пяти исторических формах развития позитивизма.

Идеи начального позитивизма О. Конта нашли свое продолжение в эмпи­риокритицизме. Его основатели Э. Мах (1838-1916), Р. Авенариус (1846-1896) пришли к выводам о невозможности объективной и абсолютной истины; о том, что в науке правит исключительно «реляти­визм» — относительная истина. Пытались подняться над разделением материи и сознания, введя понятие «нейтральных элементов опыта» (одновременно психических и физических) и тем самым слить субъект и объект познания. В отличие от чистого позитивизма представители эмпириокритицизма не отбрасывали философию, а сводили ее только до уровня методологии. А.Эйнштейн отмечал влияние релятивизма Маха на создание своей теории относительности.

Идея превратить философию в методологию на­шла свое развитие в деятельности так называемого «Вен­ского кружка» неопозитивизма (логический позитивизм). В 20-х гг. XX в. М. Шлик и Р. Карнап, О. Нейрат и В. Крафт организовали семинар позитивис­тской направленности. Игнорируя традиционную «метафизику» и класси­ческую философскую проблематику, участники семина­ра свели философию до уровня логического ана­лиза языка науки. Речь шла о вскрытии эвристических возможностей математической логики при исследовании объектов, лишенных нагляд­ности; о логической сводимости теоретического знания к эмпирическому и его верификации (проверке). В основе неопозитивистской доктрины лежали принципы верификации, физикализма и конвенционализма. Принцип ве­рификации провозглашал необходимость сравнения синтетических предложений в науке с протокольными предложениями, фиксирующими данные непосредственного опыта. На этом основании ряд положений, не подлежащих опытной проверке, объявлялся лож­ным или несостоятельным. Например, философское понятие «объективная реальность», вследствие претен­зии его на статус общего понятия, объявлялось несос­тоятельным. Существование объективных законов истинно, но непроверяемо, а стало быть, несостоятельно. Согласно принципу конвен­ционализма, в основе аналитических предложений в научной теории лежат произвольные соглашения (конвенции), выбор которых регу­лируется соображениями удобства, простоты, полезности, т. е. крите­риями, не связанными с понятиями самой теории. Принцип физи­кализма утверждал, что теоретические предложения в эмпирических науках в конечном счете должны допускать сведение к предложени­ям физики, поскольку все экспериментальные науки имеют один и тот же общий базис — физику.

В 70-х гг. XX в. складывается постпозитивизм, который уделяет основное внимание рациональным методам познания, но основной своей за­дачей считает анализ процессов развития научного знания. Рассмот­рение динамики науки в постпозитивизме осуществляется в широ­ком социокультурном контексте, включающем и философию. Ими были предложены различные модели структуры и динамики на­уки («критический рационализм» К. Поппера, концепция научных ре­волюций Т. Куна, концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса, «эпистемологический анархизм» П. Фейерабенда).

. Вместо прин­ципа верификации К. Поппер вводит принцип опровер­жения как способ проверки состоятельности гипотез и отделения научного знания от ненаучного. Но посколь­ку научным знаниям отказано в объективной истине, то за этим следует конвенционализм в трактовке исходных оснований знания и игнорирование причинной обусловленности в природе и обществе.

Важнейшим понятием концепции Куна является понятие парадигмы (по-гречески paradeigma - образец, пример для подражания). Это совокупность научных положений, которые в определенный период времени признаются всем научным сообществом, образцы того, как следует решать проблемы (ньютоновская, эйнштейновская). Науку, развивающуюся в рамках общепризнанной парадигмы, Кун называет нормальной, полагая, что именно такое состояние является для нее обычным и наиболее характерным. В отличие от Поппера, считавшего, что ученые постоянно думают, как бы опровергнуть существующие и признанные теории, и с этой целью стремятся к постановке опровергающих экспериментов, Кун убежден, что в реальной научной практике ученые почти никогда не сомневаются в истинности своих теорий и даже не ставят на повестку дня вопроса об их проверке. Итак, модель развития науки у Куна выглядит следующим образом: нормальная наука, развивающаяся в рамках общепризнанной парадигмы; рост числа аномалий, приводящий в конечном итоге к кризису; научная революция, означающая смену парадигмы.

С точки зрения эпистемологического анархизма Фейерабенда в реальной, а не выдуманной философами науке свирепствуют догматизм и нетерпимость. Фундаментальные идеи и законы ревниво охраняются. Авторитет крупных ученых давит на их последователей с той же слепой и безжалостной силой, что и авторитет создателей и жрецов мифа на верующих. Абсолютное господство парадигмы над душой и телом ученых рабов - вот правда о науке. Но в чем же тогда преимущество науки перед мифом, спрашивает Фейерабенд, почему мы должны уважать науку и презирать миф? Нужно отделить науку от государства, как это уже сделано в отношении религии, призывает Фейерабенд. Тогда научные идеи и теории уже не будут навязываться каждому члену общества мощным пропагандистским аппаратом современного государства. Основной целью воспитания и обучения должны быть всесторонняя подготовка человека к тому, чтобы, достигнув зрелости, он мог сознательно и потому свободно сделать выбор между различными формами идеологии и деятельности.

Еще одна школа позитивизма — аналитическая философия рассматривает философию как средство анализа языка. Ее отли­чительной особенностью стал отказ от субстанциализма классической философии. Философская рефлексия бы­ла заявлена как аналитическая деятельность, способствующая прояс­нению языка, а следовательно, и мира. Центральной темой исследования была избрана проблема языкового значения, к концу XX в. дополнен­ная проблемами понимания, смысла, межличностной коммуникации, анализируемыми в разных аспектах.

В своем развитии аналитическая философия прошла два этапа. Для первого, логико-аналитического этапа был характерен логицизм и ориентация на анализ научного знания (Г. Фреге, Б. Рассел, А. Тарский, ранний Л. Витгенштейн). На втором, позднеаналитическом этапе, произо­шло расширение проблемного поля анализа при сохранении внут­реннего единства (поздний Л. Витгенштейн, Дж. Остин, Дж. Серл, У Куайн, К.О. Апель). Одно из ярких воплощений позднеаналитической философии - концепция «языковых игр» Л. Витгенштейна. Значение слов, соглас­но этой концепции, определяется их употреблением. Процессы осво­ения языка, осуществления речевых коммуникаций понимаются как своеобразные языковые игры, организованные по определенным пра­вилам. Для человека они являются формами жизни, в которые он погружен и правилам которых он так или иначе следует. Тем самым философская деятельность предстает в качестве анализа жизни в фор­ме языка. Концепция языковых игр нашла свое развитие в филосо­фии постмодерна.

Несмотря на дискриминацию философии, позитивизм внес определенный вклад в разработку методоло­гических проблем. Были разработаны аппарат математи­ческой логики для анализа выражаемых средствами языка ненаблюдаемых объектов и семиотика как теория знако­вых систем. Логический позитивизм в определенной мере обеспечил также развитие кибернетики и информатики.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]