Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Філософія права\\Тема № 2. Онтологія права.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.11.2018
Размер:
716.29 Кб
Скачать

Эгалитарная функция права

Эгалитарная (от фр. egalite — равенство) функция права озна­чает его способность наделять всех граждан равной мерой свобо­ды и прав в их социальной жизни и деятельности. Реализация дан­ной функции позволяет каждому правоспособному гражданину сознавать собственную социальную полноценность перед государ­ством и законом.

Смысл правовой эгалитарности заключается в наделении всех. без исключения, дееспособных граждан правом пользоваться рав­ными юридическими возможностями. Она не отнимает, а присва­ивает. Признавая неодинаковость людей в отношении разных свойств и признаков, она, тем не менее, предлагает каждому пользоваться юридически обусловленной мерой свободы по сво­ему усмотрению.

Юридический эгалитаризм вносит в гражданскую жизнь прин­цип формальности. Так, например, любой правоспособный граж­данин имеет право быть избранным в парламент. Но совершенно очевидно, что одного только этого формального права окажется для очень многих недостаточно, чтобы реализовать его на прак­тике. Для фактического прохождения через многочисленные фильтры социального отбора, что существуют на пути каждого кан дидата в парламентарии, необходимо еще много условий и ка честв, которыми располагают далеко не все. Задача правового эгалитаризма состоит в том, чтобы создавать и сохранять юриди­чески равные для всех граждан стартовые условия социального самоутверждения. Личности дается возможность целеустремлен­но действовать в русле существующих правоотношений. Но суме­ет ли она перевести имеющуюся у нее возможность достижения поставленной цели в действительность, зависит уже только от нее

Важнейшей ценностью, на защиту которой нацелена эгалитар ная функция права, является справедливость. Суть справед ливости сосредоточена в древнем изречении: «каждому свое» Эта лаконичная формула способна приобретать различные смыс лы и оттенки, что, в свою очередь, позволяло выделять несколькс видов справедливости — уравнивающую, распределяющую и воз дающую.

Уравнивающая справедливость предполагает, что отношения между социальными субъектами носят антагональный характер и каждый из них обладает равными правами и возмож­ностями в пределах обусловленных договоренностей. Любая дис­пропорция в распределении этих прав воспринимается участника­ми взаимодействия как несправедливость. Принцип уравнивающей справедливости воздвигает юридические ограничения, препят­ствующие попыткам нарушить паритетный характер договорны? правоотношений.

Распределительная справедливость предполага­ет, что речь идет о некой сумме благ или прав, которые необходи мо разделить между отдельными субъектами. За исходное осно­вание такого распределения может браться естественное равенстве всех людей, не зависящее от их национальных, сословных, клас­совых, имущественных и прочих различий. Статус человека уж( сам по себе дает здесь каждому возможность претендовать на оав-ную долю при распределении.

Другой принцип распределения берет за исходное основание определенные заслуги гражданина перед обществом и государ­ством. Чем значительнее заслуги, тем выше должна быть мера выделяемых благ. Этот подход следует отличать от так называе­мых привилегий, специфика которых заключается в нарушении принципа распределяющей справедливости.

Воздающая справедливость распространяется в первую очередь на область наказаний за правонарушения и пре­ступления. У ее истоков стоит талион-архаический принцип эквивалентного воздаяния: «око за око...» Возникший в доправо-(143) вую эпоху, он позднее, с появлением права, претерпел социокуль-турные трансформации, превратившись в правовой принцип воз­дающей справедливости.

Право амбивалентно по своей функциональной направленно­сти. С одной стороны оно оберегает сложившуюся иерархическую структуру общества, препятствует разрушению существующих властных, управленческих, финансово-экономических, политиче­ских вертикалей. Законы охраняют достигнутый индивидами уро­вень доходов, социального престижа или политической власти и не допускают насильственных форм их перераспределения. Ины­ми словами говоря, неравенство в виде различного положения граждан на лестницах социальных иерархий, неодинакового до­ступа к материальным и социальным благам, к деньгам, информа­ции и власти — все это пребывает внутри пространства правовой реальности.

Но своеобразие права состоит в том, что оно с равной целеус­тремленностью осуществляет противоположную функцию эгали­тарного характера. Наряду с социальным неравенством оно об­ретает и социальное равенство, которое понимает как равенство всех перед законом. Поскольку для социальной жизни одинаково значимы и иерархия, и равенство, право поддерживает обе тен­денции развития цивилизованного социума.

Осуществляя эгалитарную функцию, право выступает как со­вокупность формализованных норм, обязательных для всех граж­дан. Настаивая на тотальном юридическом равенстве, оно рас­сматривает последнее как социальное благо.

Социалистическая идеология и политическая тактика немало способствовали тому, чтобы укоренить в сознании людей XX в. негативное отношение к идее равенства. И в этом отношении они шли по следам мифического злодея Прокруста, который считал, что все люди должны иметь одинаковый с ним рост, и потому уко­рачивал одних и вытягивал других. В обоих случаях он добивал­ся одинакового результата — люди гибли. Вывод, подсказывае­мый практикой Прокруста и его последователей, был однозначен: усреднение, уравнивание — это зло. Учитывая это, следует, одна­ко, заметить, что право представляет собой одну из немногих сфер цивилизованного общежития, где допускается унификация людей. Заботясь о прочности устоев цивилизации и предоставляя всем гражданам равную степень свободы действий, право предполага­ет также равную меру ответственности каждого за превышение степени свободы. В этом заключается суть принципа формально­го равенства в праве или, говоря иными словами, смысл »али-тарной функции права.(144).