Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Філософія права\\Тема № 2. Онтологія права.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.11.2018
Размер:
716.29 Кб
Скачать

Принцип минимума моральности

Позитивное право, несмотря на его демонстративную дистанци-рованность от религиозно-этических сфер, нельзя считать иммо­ральным. Оно не чуждо этическим требованиям. Но те критерии, которыми оно пользуется, берутся им не из сферы естественной нравственности, а из области позитивной морали. Позитивное право предполагает способность гражданина не нарушать своим внешним поведением моральных норм. Что же касается внутрен­него отношения индивидов к этим нормам, то весь спектр моти-вационных проблем не представляет для него существенного ин­тереса. Важно лишь, чтобы в отношении субъекта к свг"" обязанностям и правам не было ничего, что не соответствов (125) бы моральным нормам, cогласно которым строится социальное бытие такой общности как государство. Позитивное право с готов­ностью черпает свои цели из сфер морали и идеологии, служащих государству. Для него правомерным и морально оправданным явля­ется все, что служит благу государства.

Моральность присутствует в позитивном праве в той мере, которая обеспечивает необходимость и достаточность этическо­го минимума, не позволяющего праву превратиться в неправо.

Принцип этического минимума проявляется в ряде конкрет­ных особенностей позитивного права. Во-первых, это отношение к таким ценностям, как жизнь, свобода, собственность, челове­ческое достоинство, как к относительным, а не абсолютным со-циокультурным величинам. Во-вторых, это наклонность к реду­цированию нормативно-ценностных отношений в обществе к юридической прагматике, отстаивающей в первую очередь инте­ресы данного государства. И в-третьих, это легистская ориента­ция на сведение права к законам государства, что в итоге приво­дит к ликвидации всей системы естественного права, а с ней и возможности для граждан апеллировать в случае ущемления их естественных прав к существующему законодательству.

Социо-логос позитивного права

Социологический подход к правовым феноменам предпола­гает возможность опереться в первую очередь на принцип соци­ального детерминизма. Данный принцип требует исходить из того, что общественные отношения, социальные институты и структу­ры способны задавать правоотношениям и правосознанию субъек­тов определенную содержательно-смысловую направленность.

В свете социологического видения право предстает не как самостоятельный и самоценный феномен, но как составная и, в значительной мере, подчиненная часть социальной системы, на­деленная рядом служебных функций. Правовые отношения рас­сматриваются при этом как одна из частных форм общественных отношений, а человек берется как не автономный, а гетероном­ный, зависимый индивид, находящийся под влиянием надличных соционормативных структур. Подобный подход позволяет учи­тывать всю совокупность социальных воздействий на право и одновременно абстрагироваться от других причинных воздействий метафизического, космологического, натурологического характера.

Социологический метод в наибольшей степени пригоден для исследования позитивного права. С его позиций человек с прису щими ему морально-правовыми воззрениями предстает как продукт и представитель определенных социальных общностей, кон­кретно-исторических систем общественных отношений, а его сущ­ность является как социально-антропологическая реалия, опре­деляемая разнообразными ансамблями этих отношений. Главное в нем — это те социальные, морально-правовые качества, что общ­ность сумела внедрить в его мировоззрение и мироотношение. А степень его социализированности определяется мерой соответ­ствия его личных свойств тем эталонным формам должного, тем нормативным образцам, которые узаконены данной общностью, освящены ее авторитетом и властью.

В качестве гетерономного существа человек находится в не­посредственной зависимости от внешних социальных механизмов и стоящей за ними общественной исторической необходимости. Одна из его главных жизненных задач состоит в том, чтобы по­стичь смысл и суть этой необходимости, приспособиться к ее тре­бованиям и отыскать внутри нее свой сектор допустимой соци­альной свободы.

Социальная детерминация может рассматриваться и как ак­тивное содействие общественной системы возникновению чего-либо, и как ограничение свободы действий, как установление норматив­ных, организационных, технологических пределов для целеполага-ния и целеосуществления. Поэтому прямым следствием действия детерминационных механизмов может быть личная несвобода субъектов, выступающих как добровольные или подневольные адап-танты, безраздельно подчиненные социальной системе. Правосоз­нание при этом обретает черты такого средства поведенческой са­морегуляции, которое позволяет личности приспосабливаться к требованиям общности, а функции позитивной юриспруденции сво­дятся к теоретическому обоснованию необходимости выполнения авторитарных социальных предписаний.

Социологический метод несет в своих установках и предписа­ниях идею приоритета целого над частью, социума над индивидом, для него право — это средство проведения данной идеи в жизнь. В позитивном праве он видит социорегулятивный механизм, функ­ционально ориентированный на обнаружение и превентивное погашение возможных очагов социальной энтропии и социаль­ного возмущения в ранних фазах их возникновения, когда они еще. неспособны нанести большого урона общественной системе. Нор­мы права для него — это социогенные регуляторы, призванные упорядочивать все разнообразие форм межсубъектного взаимо­действия и предотвращать возникновение конфликтных ситуаций, угрожающих стабильности социальной системы. (127)