Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курс лекций -Введение в регионоведение.doc
Скачиваний:
56
Добавлен:
09.11.2018
Размер:
1.14 Mб
Скачать

5. Модель глобальной системы

Модель глобальной системы Склэра предлагает поставить в центр анализа «транснациональные практики», характерной чертой которых является деятельность международных (ненациональных) акторов, включая так называемый транснациональный капиталистический класс.

Транснациональные практики, согласно Склэру, существуют на трех аналитически различаемых уровнях: экономическом, политическом, идеолого-культурном. На каждом из уровней транснациональные практики образуют базовый институт, стимулирующий глобализацию. На уровне экономики это – ТНК, на уровне политики – транснациональный класс капиталистов, на уровне идеологии и культуры – консьюмеризм.

Таким образом, глобальная система Склэра возникает как структура, параллельная и аналогичная мир-системе Валлерстайна.

4. Факторы и уровни регионализации

В настоящее время процессы регионализации активи­зировались сразу на нескольких уровнях.

На макроуровне регионализация проявляется, с одной стороны, в стремле­нии локальных цивилизаций оградить себя от экспансии других цивилизаций извне. Это ведет к «столкновению цивилизаций», что, по мнению СП. Хантингтона, станет основной проблемой грядущего мироустройства. Региона­лизация на этом уровне сопровождается тем, что несколько основных цивилизаций, вобрав в себя относительно нейтральное окружающее социальное пространство, постепенно очерчивают контуры перманентных конфликтогенных зон, своего рода «тектонических» разломов в местах соприкосновения цивилизационных «плит». С другой стороны, регионализация на макроуровне проявляется в том, что государства, развивающиеся на постиндустриальной основе, являясь инициаторами «глобализма», сами стали на путь регионализации, все более явно образуя замкнутую и самодостаточную систему. Об этом свидетельствует, в частности, замыкание торговых и инвестиционных потоков в пределах постиндустриальной системы, ужесточение им­миграционной политики на Западе, его растущая устой­чивость к сотрясающим периферию хозяйственным кри­зисам (В.Л. Иноземцев). Поэтому западные страны, мак­симизировав производственные результаты на основе са­мовозрастания накопленного интеллектуального капита­ла и обеспечив себе абсолютное превосходство над аграрно-индустриальным миром, сегодня как никогда ранее за­интересованы в сохранении и поддержании собственной стабильности и автаркии.

На мезоуровне регионализация, носящая надгосударственный характер, обнаруживается в стремлении к ин­теграции отдельных территорий, входящих в состав раз­личных государств. Так, доминирование внешних соци­ально-экономических и политических факторов в струк­турировании пространства современной Западной Европы «запустило» процесс преобразования ее облика: на смену Европе национальных государств идет Европа регионов. В конце 1996 г. более 300 европейских регионов с различ­ной территорией, политико-административным устрой­ством, представляющих интересы свыше 400 млн. своих граждан приняли Декларацию о регионализме в Европе. Инициатором принятия этой Декларации была ассамблея регионов Европы, которая в своей программе действий стре­мится к дальнейшей регионализации в институциональ­ных рамках отдельных стран с учетом важности процес­сов интеграции и регионализации в современном мире» и поэтому к признанию регионализма не только в Европей­ском Союзе, но и за его пределами.

На микроуровне процессы регионализации развернулись внутри национальных государств. Здесь регионализация связана с усилением своеобразия экономического или по­литического поведения тех или иных территориальных сообществ внутри страны, стремлением их к культурной автаркии, а иногда и к сепаратизму. В этом плане регио­нализация, сопровождающаяся экономической и этнокуль­турной дифференциацией, геополитической суверенизаци­ей, часто приводит к политическому дроблению, конф­ликтам и нестабильности внутри ранее целостных госу­дарственных образований. Примером этому может служить распад СССР и Югославии, продолжающиеся процессы де­зинтеграции в странах СНГ, этноконфессиональное про­тивостояние в Северной Ирландии и Индии.

На макроуровне процессы регионализации захватили и современную Россию, где в 90-х гг. XX в. нарастало госу­дарственно-административное, правовое, социокультурное и экономическое своеобразие отдельных территорий. Ре­гионализация в стране сопровождалась «суверенизацией» национальных и территориальных образований, возник­новением самостоятельных субъектов управления.

Установление в России такого политико-правового ин­ститута, как «субъект Федерации», предопределило раз­витие процессов политического, экономического и социо­культурного самоутверждения регионов. Этот институт интересен не столько своей обусловленностью природно-географическими факторами, сколько зависимостью от эт­нических, социокультурных и политических обстоятельств, так как последние определяют процесс превращения рос­сийского провинциализма в российский регионализм.

Факторы регионализации в России:

  1. при­родно-климатическое, социально-экономическое, этно­культурное и политико-административное многообразие,

  2. политические амбиции региональной элиты (этнократии в национальных республиках) и

  3. анклавная ментальнось социальных, в том числе и этнических, групп, на местах.

  4. глубокие региональные различия в характере и уровне развития, качестве жизни, ментальности населения, направ­лениях и темпах экономической и политической трансфор­мации (неравномерное распределение кризисных регионов).

  5. регионализация в России была следствием появления новых свойств ее общественной системы в це­лом, которая меняла свою социально-политическую и гео­политическую организацию, пытаясь выйти из кризисного состояния.

  6. регионализация была также реакцией на кризис той системы командно-административного управ­ления, которая строилась на жестком централизме и уни­фикации управленч-х целей и средств применительно к регионам.

7. неравенство политико-правового статуса субъектов РФ

Регионализация не была абсолютно новым фе­номеном для России.

Так, в ходе советской истории выделяются два цикла регионализации «по-советски» (внедрение территори­ального принципа управления экономикой):

- в конце 20-х гг. (нэ­повская практика местного хозяйствования на базе огромных по площади «административно-экономических областей») и

- в 50-е гг. (хрущевские совнархозы и территориальные комплексы). Однако индустрия и военно-промышленный комплекс не вписывались в рамки регионов, уже поэтому советская регионализация — чисто экономического характера, естественно, — была изначально ущербной и не состоялась.

На рубеже 80-90-х гг. требования экономической регионали­зации (прежде всего регионального хозрасчета) со стороны со­юзных республик переросли в экономический (отказ от уплаты налогов союзному центру), далее — в политический сепара­тизм. Попытки союзного центра «умиротворить» республики посредством экономической регионализации оказались запозда­лыми и не смогли предотвратить территориальную дезинтегра­цию Советского Союза.

Важнейшими характеристиками российской регионализации 90-х гг. были:

1) ее лавинообразный, стихийный характер, что ста­ло возможным в силу правового вакуума на федеральном уровне и политического кризиса самого федерального центра;

2) ее этниче­ский характер, поскольку этнические различия оставались в СССР одним из ключевых факторов культурно-территориальной дифференциации. Таким образом, «пионерами» российской по­литической регионализации стали крупные, экономически и по­литически мощные республики — Татарстан и Башкортостан. Ре­гионализация стала одной из причин усиления неоднородности, фрагментированности российского пространства.

Следует различать внутренние и внешние причины развертыва­ния процессов регионализации в России в начале 90-х гг.

К внутренним причинам относятся слабость федерального центра, разрушение вертикально организованной системы политическо­го, хозяйственного и идеологического контроля, децентрализа­ция общественной жизни, экономический кризис, с другой сто­роны — быстрое развитие и усиление региональных элит, обост­рение межнациональных отношений, наконец — сам фактор разнообразия российских регионов.

Внешние причины регионали­зации страны складываются из:

а) геополитических и геоэкономических факторов (географичес­кого положения региона, его ресурсов, близости к коммуникациям, внешнеэкономических и внешнеполитических предпочтений);

б) военно-стратегических факторов (военные альянсы, воен­ные конфликты вблизи российской территории, характер разме­щения иностранных вооруженных сил), влияющих на развитие приграничных регионов;

в) территориальных и этнических конфликтов, которые также оказывают мощное воздействие на развитие российских пригра­ничных регионов.

С 1999-2000 гг. берут начало новые процессы:

1) экономическая и политическая рецентрализация России, падение роли регионального фактора в российском политическом пространстве. Оценить итоги этого пока еще незаконченного цик­ла крайне трудно, очевидно, однако, что подобная дерегионализация чревата опасностью резкого усиления центробежных тенден­ций при любом ослаблении федеральной власти;

2) «новая регионализация» России, суть которой в потере ад­министративными регионами политической, экономической и социально-культурной активности и формировании новых «культурно-экономических» регионов, ориентированных на пе­реход к постиндустриальной экономике, границы которых не совпадают с внутренними административными границами. «Новая регионализация» не замыкается границами России, в данном случае страна выступает как участник современного ми­рового процесса.