Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курс лекций -Введение в регионоведение.doc
Скачиваний:
55
Добавлен:
09.11.2018
Размер:
1.14 Mб
Скачать

4. Модели регионального управления

Модель регионального управления – это когнитивный аналог регулятивного воздействия органов государственной власти, направленного на воспроизводство и изменение общественных структур, процессов и институтов. Носит регулятивный характер.

Модели регионального управления строятся с учетом существующих в современномом менеджменте двух подходов к пониманию сущности и задач управления:

  • классического («научного»),

  • неклассического («деятельностного»).

В рамках классического подхода выделяют такие модели регионального управления, как:

  1. Механистическая,

  2. Органическая,

  3. Синтетическая

В рамках неклассического подхода выделяют:

  1. Модель стратегического управления,

  2. Антикризисное управление,

  3. Инновационное управление,

  4. Синергетическое управление («инициирующе-резонансная» модель). Эти модели применяются в различных смешанных вариантах.

  5. «жизнь в пути» (модель «бесконечно малых приращений»)

Классический подход к региональному управлению.

Классическое («научное») управление, или «управление ради цели», предполагает конструирование будущего состоя­ния управляемой системы, базируясь на:

  • выборе «идеала» социального развития и

  • соотнесении его с возможностями этой системы.

Управление при этом рассматривается как способность его субъекта «совладать с людьми и неопределенностями среды», поэтому «человеческий фактор» при таком подходе часто вообще воспринимается как помеха. Отсюда у управленцев воз­никает искушение, опираясь на науку, конструировать буду­щее управляемых систем, без попыток найти способ согласо­вания ценностей по поводу идеала общественного развития.

В основе классического подхода лежит теория планирования, полу­чившая название «всеобъемлющего рационального подхода», предполагающего:

  • проведение системно-диагностического и

  • системно-прогностического анализа региональной ситуации

для выявления альтернатив её развития и оптимального выбора одной из них, в рамках которой ставятся управленческие задачи, определяются средства их решения и анализируются результаты в зависимости от реакции системы на управляющее воздействие.

Научный подход в управлении предполагает разделение функций по линии разработки и осуществления политики. Ученые, решая пробле­мы управления на теоретическом уровне, передают рекомен­дации политикам, а те реализуют их на практике по принципу: «ученые знают - политики могут». В результате научные рекоменда­ции ученых часто остаются политиками нереализованными или, более того, приводят к ухудшению региональной ситуации. Это объясняется тем, что «научный подход» позволяет строить мак­ромодели, дающие значительный массив управленческой ин­формации. Однако он таит в себе опасность отрыва от практической действительности. Проблема состоит в том, что ситуация, представляющаяся ученым простой в техническом отношении, в реальном политическом плане может оказаться довольно сложной, поскольку региональная общность оказывается не готовой на практическое воплощение «научных программ». Поэтому основ­ным препятствием реализации таких программ являются политический и социокультурный факторы.

Научность моделей регионального управления, выделяемых в рамках классического подхода, проявляется в убеждении, что только наука в состоянии предложить наиболее рациональные способы организации и развития региональной системы.

При этом региональное сообщество рассматривается как сложная, (с учетом в той или иной мере «человеческого фактора») система, в кото­рой существует жесткая детерминистская связь не только между ее элементами, но и между ее настоящим и буду­щим состоянием. Отсюда у ученых возникает искушение конструировать будущее управляемой системы, без попы­ток найти механизм согласования ценностей населения по поводу ее идеала.

«Механистическая» модель является программно-целе­вой, нормативистской, поскольку будущее состояние уп­равляемого объекта конструируется как модель желаемо­го его устройства. Это — «жесткая» модель управления, так как она ориентирована на подчинение тех элементов управляемой системы, которые выбиваются из общего дви­жения к цели.

Сильной стороной этой модели является широкое использование научно-технических методов раз­работки программ регионального развития. Конкретность планов позволяет администрации региона концентриро­вать усилия и средства по их выполнению и достаточно эффективно контролировать этот процесс.

Слабость этой модели кроется в изначальной посылке, что будущее со­стояние регионального сообщества как сложной системы может быть сконструировано, что существует некое «оп­тимальное решение» проблем для их реализации, которые надо только найти. Это порождает иллюзию о том, что «власть всесильна», особенно если она опирается на науку.

«Механистическая» модель регионального управления стро­ится по логике: «цель — средства — принуждение».

«Органическая» модель управления по характеру яв­ляется культурологической, ибо оно перестает быть «искусством» руководства абстрактными людьми с помощью жестких правил и распоряжений. Акценты в этой модели вмещены на учет возможностей регионального сообщества к собственному развитию.

Эта модель управления является «мягкой», поскольку построена на изменении нежелательного поведения элементов управляемой системы не путем внешнего принуждения, а путем создания соответствующих внутренних условий для корректировки этого поведения в нужном направлении.

Основными принципами «органической» модели регулирование управления:

  • профессионализм (предполагает учет в управлении качественных характеристик как управляющих, так и управляемых систем, и создание ус­ловий для повышения уровня их профессионализации).

  • простота,

которые порождены переоценкой роли и значения «человеческого» ресурса по сравнению с техническими, технологическими, финансо­выми и прочими «материальными» возможностями, а также стремлением к свободе в условиях перехода к новому типуорганизации жизни б регионах.

Простота управленческих структур достигается за счет автономизации операциональных единиц, дающей регио­нальным администрациям всех уровней достаточную сте­пень свободы для принятия самостоятельных решений. Автономизация операциональных единиц позволяет под­нять при соответствующей профессионализации дух твор­чества и ответственности на всех этажах региональной управленческой системы и более эффективно использовать существующие возможности. Однако автономизация дол­жна охватывать не только систему управляющих, но и систему управляемых, и в этом плане простота управле­ния является мощным средством мобилизации и развития человеческих ресурсов в регионах. Таким образом, то ло­гика «органической» модели: «цель — человеческие ресур­сы—автономия».

«Синтетическая» модель управления сочетает принципы «механи­стической» и «органической» моделей управления; широко использу­ется в период модернизации, поскольку сама модерниза­ция, с одной стороны, ориентируется на некие универ­сальные образцы, которые задаются более развитой соци­альной системой, а с другой — предполагает не просто копирование этих образцов, а их приспособление к иной социокультурной среде путем мобилизации органического потенциала самого модернизируемого сообщества.

Силь­ной стороной «синтетической» модели является осознание представителями властных структур того, что есть грани­цы силового воздействия этих структур на поведение эле­ментов управляемой системы, и поэтому в управлении не­обходимо учитывать «механизмы» саморегулирования и гомеостазиса.

Однако, несмотря на привлекательность ори­ентации этой модели на органичность развития, она име­ют ту же слабость, что и программно-целевая модель ре­гионального управления. Она выражается в том, что будущее состояние объекта управления (регионального сообщества) привносится извне и при этом без внимания оста­ется вопрос, почему и каким образом тот или иной «обра­зец» социального развития утвердил себя, какая духовная интенция жизнедеятельности скрывается за ним.

Неклассический подход к региональному управлению.

Сторонники неклассического («деятельностного») подхода стремятся преодолеть экспансионизм науки в управлении. Они исходят из того, что в науке, имеющей дело с прошлым и настоящим, недоступны представления о будущем сложноорганизованных систем, способных порож­дать непредсказуемые свойства, состояния и процессы.

Поэтому деятельностный подход в управлении отдаёт приоритет не глобальным теориям обществ, развития, а частным, прикладным исследованиям, позволяющим давать такие рекомендации, которые могут служить лишь средством прокладывания путей регионального развития.

В основе неклассического («деятельностного») подхода лежит представление о том, что регионом надо управлять не просто с учетом «человеческого фактора», а опи­раясь прежде всего на менталитет управляемого «большин­ства» и его творческий потенциал, который может изменяться в ходе реализации управленческих программ, что ведет к «сме­не правил во время самой игры».

Неклассический подход, или «управление ради процесса», начинается с

  1. оценки состояния управляемой системы,

  2. выявления возмож­ных вариантов ее развития,

  3. соотнесения их с проблемами ментальности,

что позволяет сделать политический выбор и разработать программы деятельности в соответствии с учётом общности и различий в интересах и ценностных позициях.

  1. после этого формируются инструменты реализации программы, и

  2. осуществляется деятельность вначале в виде фазы свободного разви­тия событий, а затем - анализа и контроля.

Причем повторе­ние этих этапов происходит неоднократно, т.к. данная техно­логия управления не рассчитана на достижение какого-либо «оп­тимального» рез-та, тем более за один цикл, а представляет собой «жизнь в пути». Процесс управления, т.о, приобретает протяжённый и инновационный характер, при котором циклы научных расчетов и формализации сменяются циклами демокра­тических процедур и креативного развития.

«Деятельностный» подход не противопоставляется «научному», а предполагает вклю­чение последнего в современную модель управления в качествеве одного из этапов.

Модель стратегического управления регионом. В его основе стратегический анализ и планирование. Стратегический анализ и планирование решает такие задачи, как:

  • определение специфики сложившейся ситуации, возможностей и целей ее изменения;

  • направлений и при­оритетов управленческой деятельности,

  • соответствие ее струк­тур и функций решаемым задачам.

Стратегический анализ и планирование стремится к альтернативному предвосхищению того, что может случиться, и разработать в соответствии с этим разные варианты действий при различных сценариях развития ситуации. Стратегический анализ и планирование носит муль­типликационный характер, нацеленный на одновременное вы­полнение частных программ с обязательным учетом социальных по­следствий и реакций населения.

В стратегическом анализе и планировании приоритет отдается целям, нежели средствам их достижения, поскольку в ситуации неопределённости конкретный выбор средств зависит от быстро меняющейся обстановки. Поэтому при стратегическом анализе и планировании вопрос о том, как достичь конкретной цели, может и не ставиться, в отличие от всеобъемлющего планирования, стремящегося к корреляции целей и средств их достижения.

Стратегический анализ и планирование осуществляется в тесном контакте с управленческим персоналом, который играет решающую роль в выборе приоритетов регионального развития, а аналитики и плановики выступают как компетентный «секретариат», помогающий властным структурам в выполне­нии управленческих задач.

Модель антикризисного управления регионом.

Антикризисное управление регионом - регулятивное воздействие государственных органов власти на экономические, социальные, политические и духовные процессы в регионе с целью восстановления нормального функционирования всех сфер его жизнедеятельности. Основу его составляют программы:

  • реструкгуризации и финансового оздоровления народно-хозяйственного комплек­са и отдельных предприятий;

  • организации управления инвестиционной деятельностью,

  • информатизации регионального управления.

Реализация этих программ в условиях рыночной экономики предотвращает дальнейшее развитие кризисных явлений, стаби­лизирует ситуацию и позволяет создать условия для эконом. роста и решения накопившихся соц. проблем, повысить сте­пень управляемости соц.-эконом, процессами в регионе.

Синергетическая модель рег-го упр-ния.

В настоящее время складывается «инициирующе-резонансная» модель регионального управления, большое вли­яние на формирование которой оказывают идеи синерге­тики. Эту модель можно рассматри­вать как развитие «деятельностного» подхода в управле­нии, поскольку она основывается на признании того, что региональное сообщество представляет собой сложноорганизованную систему, развитие которой носит необрати­мый и вероятностный характер, а выбор вектора ее эво­люции вблизи точек бифуркации определяется в значительной мере случайностью.

Поэтому синергетика как теория самоорганизации нелинейных систем ориентирует региональное управление не на поиск идеалов региональ­ного развития, не на конструирование его желательных моделей, а на использование законов самоорганизации в целях наиболее эффективного управляющего воздействия.

Многие современные типы регионального управления основываются на линейных представлениях о развитии региона. Согласно этим представлениям результат внеш­него управляющего воздействия прямо пропорционален прилагаемым усилиям. С точки зрения синергетики, это — не только упрощенный, но и опасный взгляд на процесс регионального управления, поскольку эти усилия могут оказаться и тщетными, и вредными, если будут идти враз­рез с тенденциями самоорганизации и саморазвития реги­ональной системы.

Синергетика исходит из того, что воз­можны несколько путей развития регионального сообще­ства как сложного объекта, будущее которого неоднознач­но определяется настоящим (начальными условиями), и его нельзя предсказать (сконструировать), опираясь толь­ко на предшествующий опыт регионального управления. Оптимальный путь регионального развития надо выбирать. Однако спектр возможных путей регионального развития органически заложен в самом региональном сообществе, поэтому региональное управление — это прежде всего уме­ние определять потенциально возможные пути региональ­ного саморазвития и, следуя одному из них, иницииро­вать предпочтительные для региональной администрации тенденции развития. Это возможно лишь в том случае, если управляющее воздействие будет согла­совываться с внутренними свойствами управляемой систе­мы. Такое инициирующее воздействие позволит добивать­ся значительных (резонансных) результатов при минималь­ных управляющих усилиях.

Синергетические представления об эффективном рег-ом управлении основаны на принципах:

  1. управление есть выбор, который ограничен спектром по­тенциально возможных структур управляемой системы;

  2. управление — это резонансное воздействие на систему. По­этому надо не «строить» или «перестраивать» региональ­ную систему, а с помощью инициирующего воздействия выводить ее на собственный и в то же время желательный аттрактор развития.

Модели регионального управления на Юге России.

Многие субъекты РФ на Юге на Рос­сии находятся ещё в ситуации нестабильности и неопреде­ленности, что не позволяет делать долгосрочные прогнозы и создавать достаточно адекватные модели будущего уп­равляемых региональных социально-территориальных комплексов. В таких условиях наиболее эффективным является неклассический (деятельностный) подход в региональном управлении и его «синергетическая» модель.

На юге России также целесообразно использование модели стратегического управления (применения стратегического анализа и планирования) с учетом элементов протекционистского планирования и инкрементализма.

«Протекционистское планирование» осуществляется в соответствии с распределением власти в региональном сооб­ществе, т.е. выбор альтернатив преобразований осуществ­ляется с учетом интересов «заказчика» или определенных групп интересов, получающих преимущества от реализации планов. При таком планировании возникает необходимость изучать потребности «клиентов», которые, с одной стороны, имеют достаточно четкие представления о том, чего они ждут от «управленцев», а с другой — недостаточно рефлексируют по поводу не только отдаленных, но и непосредственных последствий принимаемых решений.

Протекционистское планирование позволяет учитывать интересы и ожидания населения региона.

«Инкрементализм» в планировании основывается преж­де всего на предположении о том, что в ситуации неопределенности, когда управленцы испытывают сильное дав­ление групп интересов, надо договариваться не о целях, а о том, как действовать согласованно и не опрометчиво. Поэтому «инкрементализм» — это ориентация только на «мелкие шаги» в региональной политике, на незначитель­ные акции в управлении, которые не слишком расходятся с альтернативами» встречавшимися в прошлом.

Образование ЮФО, основной формой деятельности администрации которого является координационное управление, привело к необходимости согласования деятельности регионах организацион­но-управленческих систем по реализации общих интере­сов или удовлетворения общезначимых приоритетов на Юге России. В связи с этим региональные администрации дол­жны принимать непосредственное участие в самом меха­низме координационного управления (маркетинг, установ­ление приоритетов, разработка балансов, объединение фи­нансовых и материальных ресурсов), а также в правовом и морально-психологическом его обеспечении (делегирова­ние полномочий, заключение договоров, формирование общих интересов, гласность). В плане разработки страте­гии важным представляется совместное выявление общих тенденций и перспектив развития Юга России в целом, возникающих диспропорций и путей их преодоления, ин­формационное обеспечение этой работы; разработка совме­стных межрегиональных и локальных межтерриториаль­ных программ и проектов; содействие в установлении вза­имовыгодных межтерриториальных связей; создание межтерриториальных и межрегиональных рынков; формирование общерегиональных кредитных ресурсов, резервных и целевых финансовых фондов; координация борьбы с пре­ступностью.

Что касается стратегии деятельности администрации внутри региона, то она должна быть направлена на выявление «точек» инициирования предпочти­тельных тенденций саморазвития «управляемой» системы". (Исключение составляет Чечня, где деятельность админи­страции должна носить мобилизационный характер.) Стра­тегия деятельности региональной администрации должна включать в себя и определение набора резонансных средств (правовых, финансовых, информационных, институциональ­ных) непосредственного и косвенного воздействия на эту систему и подготовку специальных программ деятельнос­ти по инициированию «точек развития» («зон прорыва»), проектов мониторинга происходящих изменений, их ана­лиза и контроля