Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Березин И. Краткая история экономического развития.docx
Скачиваний:
125
Добавлен:
28.03.2016
Размер:
358.66 Кб
Скачать

Португалия

Португалия, как и Испания, в послевоенные годы оставалась захолустьем Европы. Начиная с 1974 г. страна освободилась от профашистского режима, но социально-экономическая обстановка оставалась весьма ненадежной. За 13 лет сменилось почти 20 правительств, в первую половину 80-х гг. бушевал перманентный финансово-экономический и политический кризис, население не столько работало, сколько митинговало и бастовало, черный рынок, как водится в таких условиях, быстро разрастался, а государственный аппарат был значительно коррумпирован. Но с 1974 г. идеи построения “реального социализма” были весьма популярны.

Росла эмиграция португальцев в другие страны (прежде всего во Францию и Южную Америку). Рецепты и кредиты МВФ не помогали улучшить ситуацию.

В 1985 и 1987 гг. победу на парламентских выборах одержала, достаточно неожиданно, социал-демократическая партия правоцентристского толка во главе с решительным и жестким технократом, последователем курса М. Тэтчер — Анибалом Силвой. В 1986 г. Португалия была принята в Общий рынок. В это время произошло резкое падение цен на нефть, от импорта которой полностью зависит португальская экономика. Правительство приняло курс на приватизацию нерентабельных государственных предприятий и местных аналогов колхозов, при общем курсе на либерализацию экономики и сокращение государственного контроля над ней.

Результатом стало увеличение до 4% годовых темпов роста ВНП — это один из высочайших показателей в Европе. Экономический бум вызвал потребительскую лихорадку, что является хорошим стимулом для инвестиций. Несмотря на сохраняющуюся на довольно высоком уровне инфляцию — около 10% в год, было возвращено доверие португальцев к своей национальной валюте — эскудо, курс которой за последние годы существенно вырос и, что особенно важно, стабилизировался. Кардинально улучшилось положение с занятостью, сократилась эмиграция, а приток рабочей силы в страну из Африки и Восточной Европы, напротив, многократно вырос.

Тем не менее в стране остается много болезненных проблем, в числе которых инфляция, дефицит государственного бюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, позиция профсоюзов, тормозящих приватизацию, ведущую к безработице, угроза утраты самобытности страны в связи с широкомасштабной деятельностью международных корпораций.

Однако, по большому счету, метаморфоза, позволившая нищей стране стать экономическим “драконом” Старого

Света, кардинально улучшить жизнь народа, стабилизировать политическую ситуацию и занять достойное место среди “обеспеченных” стран Европы, с полным основанием может считаться маленьким экономическим “чудом”.

Бразилия

Огромная латиноамериканская страна, занимающая пятое место в мире как по численности населения, так и по территории, еще в середине 60-х гг. находилась в числе наиболее отсталых стран мира. Это было обусловлено царившей здесь анархией и бесхозяйственностью. Но в конце 60-х гг. к власти пришли военные, которые обеспечили необходимые условия для реализации программы “экономического оздоровления страны после анархии и хаоса”, проводить в жизнь которую препоручалось местным технократам и финансистам.

Были запрещены какие-либо организованные выступления трудящихся, разогнаны профсоюзы, замененные на послушные правительству “заводские комиссии”. Национальному конгрессу (парламенту страны) не возбранялось вмешиваться в ведение экономики и финансов, сдерживался рост заработной платы при сохранении его значительного отставания от роста темпов производительности труда. Но главным фактором в рождении “экономического чуда” стало привлечение в страну иностранного капитала и международных корпораций, которым после свержения президента Гуларта открывался карт-бланш на освоение новых сфер приложения капитала.

В считанные годы Бразилия превратилась в крупнейшего производителя многих высококачественных товаров: от самолетов до холодильников, от автомобилей до компьютеров. Борясь с недостатком иностранной валюты, страна, не взирая на последствия, начала наращивать долговые обязательства. Лозунгом стало “занимать, кто сколько сможет”, а занимали подо что угодно — от создания военной промышленности до строительства казарм, от строительства ГЭС до Трансамазонии, от строительства гигантских стадионов до основания новой столицы. Если в середине 70-х гг. долг составил примерно 50 млрд. долларов, то концу 80-х гг. он перевалил за 100 млрд.

Результаты экономического “чуда” также были весьма впечатляющи: валовой внутренний продукт в 70-е гг. рос в среднем на 9,2% в год — уровень, который до сих пор мало кому удалось превзойти, в автомобильной промышленности рост составлял 15% годовых, ВВП с 1968 по 1978 увеличился на 150% и достиг 200 млрд. долларов, что вывело Бразилию в десятку крупнейших индустриальных стран мира, доход на душу населения за это время почти удвоился, был создан многочисленный средний класс, включивший поднявшихся на волне “чуда” предпринимателей, разбогатевших аграриев Юга, служащих многочисленных филиалов транснациональных корпораций, интеллектуалов и квалифицированных рабочих.

Но имеется и другая статистика, которая до поры не играла существенной роли и не создавала проблем в стране, где футбол и карнавалы являлись разновидностью национального наркотика. Население страны за 10 лет увеличилось на 32%, а производство продуктов питания оставалось на прежнем уровне, что обусловило постоянный рост цен на них, которые за десятилетие увеличились более чем в 15 раз. Вслед за продовольствием росли цены и на остальные товары. Инфляция, измеряемая десятками процентов в год, подрывала инвестиционную привлекательность страны, что, в свою очередь, приводило к сокращению промышленного производства и росту безработицы. Одновременно происходила и резкая поляризация общества. К концу 70-х гг. доходы одного процента наиболее богатых бразильцев превысили доходы 50% наиболее бедных. Угрожающе нарастала задолженность Бразилии другим странам, прежде всего США. Все эти процессы ослабляли и подрывали позитивные результаты экономического “чуда”.

Окончательный удар экономике страны был нанесен повышением более чем в 10 раз оптовых цен на нефть на мировом рынке во второй половине 70-х гг.

В это время лишь 20% нефти, потребляемой в Бразилии, были местного производства. Начался энергетический голод, за которым последовали и “фасолевые бунты”. От такого удара страна уже не смогла оправиться, тем более, что к тому времени жесткие методы правления военных, которые поначалу стимулировали экономическое развитие и противодействовали коррупции, перестали быть эффективными, а напротив — начали сдерживать развитие страны. Правительство военных не смогло найти достойный ответ на экономический вызов 80-х гг., и к концу десятилетия им пришлось уйти.

Разросшийся за 20 лет правления военных государственный сектор стал рассадником коррупции и кормушкой для генералов и послушных им политиков, при неподотчетности демократическим институтам власти и ужасающей неэффективности. И с этой проблемой не смогли справиться уже два гражданских президента — Жозе Сарней и Колор ди Мела, последний сам оказался замешенным в финансовых махинациях.

Однако было бы несправедливо говорить, что все плоды экономического “чуда” пошли прахом. Бразилия покрылась сетью добротных автодорог, по объему ВНП страна продолжает держаться в рамках десятого места в мире, бразильская продукция соответствует лучшим мировым стандартам, города Сан-Пауло и Рио-де-Жанейро часто называют городами XXI века.