Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Березин И. Краткая история экономического развития.docx
Скачиваний:
125
Добавлен:
28.03.2016
Размер:
358.66 Кб
Скачать

Раздел мира между Великими державами

Вслед за Испанией и Португалией, каждой из которых уже к началу века Просвещения досталось примерно по 1/10 части мировой суши, в процесс территориального раздела мира включается Россия.

Продвигаясь на Запад, Восток и Юг, Российская империя охватит к концу XVIII века примерно 1/8 часть суши.

Голландия, обладая весьма ограниченными людскими ресурсами, создаст империю торговых постов наподобие Венецианской. В зону ее влияния попадут острова Индийского океана. Франция начинает продвижение в Африку с Алжира и Северную Америку с Канады, которая затем будет потеряна в пользу Англии. Англии же к концу века Просвещения достанется 1/4 часть суши с третью всего мирового населения. Впрочем Северная Америка добьется независимости уже в 1783 году. Но и без нее Великобритания, в состав которой будут входить Индия — “жемчужина короны”, Австралия — место ссылки и каторги, Канада, земли на севере и юге Африканского континента, превратится в “империю, над которой никогда не заходит солнце”.

Экономические корни французской революции

Французское дворянство, в отличие от североитальянского, голландского и английского, не могло и не хотело заниматься производственной деятельностью или торговлей, поскольку в этом случае лишалось своих привилегий, главной из которых было освобождение от налогов. Лишь во второй половине XVIII века оно начинает потихоньку вкладывать капиталы в торговлю и промышленность, не принимая при этом личного участия в управлении предприятием. И лишь в 1767 году дворяне получают право владеть мануфактурами и банками. Несмотря на то, что Франция этого периода — самая густонаселенная страна в Европе, ее внутренний рынок остается весьма незначительным, поскольку социальная структура общества не претерпела существенных изменений. Так, во Франции к концу века Просвещения из приблизительно 25 млн. человек населения на долю старой аристократии приходилось не более 0,4% — то есть около 80 тыс. человек, “новое дворянство” не превышало 1% — около 220 тысяч человек, духовенство — 0,6% — около 150 тысяч человек, третье сословие не превышало 15% населения. А доля крестьян составляла 80%. И большинство из них продолжало вести полунатуральное хозяйство.

Из-за узости внутреннего рынка и большей степени натурализации хозяйства французские мануфактуры специализировались на военной продукции, оплачиваемой короной, и роскоши: бархат, атлас, парча, тонкая кожа, стекло, парфюмерия, кружева и т. п.

Существенно более высоким, чем в Англии и Голландии, был и уровень государственного вмешательства в экономику, осуществляемый путем открытого протекционизма: запретительных импортных пошлин, экспортных кредитов, концессий, привилегий, госзакупок и т. п. Начиная с Кольбера, суперинтенданта финансов при Людовике XIV, французские власти активно используют протекционистские меры, направленные как на обеспечение благоприятных условий торговли, так и на создание “тепличных” условий для своих .товаропроизводителей. Не только военный, но и торговый флот Франции был создан при активном содействии, в том числе финансовом, короны.

Бурбонам, в отличие от Стюартов, удалось установить режим абсолютной монархии. Но это привело к резкому росту государственных расходов. Если во времена Генриха IV бюджет Франции составлял 20—25 млн. ливров, из которых менее 1/4 тратилось на военные нужды, то во времена Ришелье, когда Франция почти не воевала, он уже возрос до 33—40 млн. ливров, из которых более половины — 20—25 млн. тратилось на армию. Но это было лишь начало.

В эпоху правления Короля-Солнца бюджет раздуется до 200 млн. ливров, из которых 3/4 будет тратиться на военно-морские нужды, а незадолго до революции он превысит 400 млн., из которых 25 будет тратиться на содержание двора, около 30 — на пенсии аристократам, 45 — на жалование 12 тысяч дворян-офицеров и столько же на жалование 135 тысяч солдат, а остальное уйдет на обслуживание огромного государственного долга.

Безудержный рост расходов требовал резкого увеличения поступлений в казну. Приходилось увеличить налоги, основную тяжесть которых несло на себе третье сословие, налоговое бремя которого возросло с 30—40% валового дохода до 55—65%, при том что налоги с духовенства не превышали 25% дохода, а косвенные налоги с дворянства сокращали его доход всего на 15%.

Крестьяне Франции в середине XVIII века должны были:

1) отрабатывать барщину — по 7—15 дней в году;

2) вносить шампар — натуральный оброк 20—25% урожая;

3) платить цензиву — фиксированную денежную ренту;

4) платить талью — особый королевский налог;

5) вносить подушный налог',

6) уплачивать десятину в пользу церкви (с дохода);

7) уплачивать двадцатину (с прибыли);

8) платить габель — особый налог на соль, не считая всяких “мелочей” типа косвенных и чрезвычайных налогов военного времени. А воевала Франция в просвещенный век практически постоянно.

Налоговых поступлений было явно недостаточно для обеспечения нужд короны, и она начала прибегать к займам. Процентные ставки при этом возросли с 6—12 до 15—25% годовых. Быстрыми темпами стал нарастать долг казны. Только с 1610 по 1660 год он возрос в 12 раз, с 65 до 800 млн. ливров. Пришлось даже заложить земли королевского домена, отдать налоги и подати на откуп, что еще сильнее снизило реальные поступления.

Решительными мерами Кольберу удалось, в основном за счет внешней торговли, навести порядок в королевских финансах. Расходы бюджета были сокращены с 50 до 25 млн. ливров, и бюджет стал профицитен. Процентные ставки снизились до 5—7% годовых, а внутренний долг сократился с 700 до 200 млн. ливров.