Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хрестоматия. Петухов. Том 3. Книга 2.doc
Скачиваний:
139
Добавлен:
23.03.2016
Размер:
21.89 Mб
Скачать

Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия

санный эффект не возникает. Но если стены прямоугольной комнаты раз­рисованы листьями — знаменитая «лиственная комната», — то углы ве­дут себя так, как им диктуют законы оптики. Это становится вполне по­нятным, если учесть, что у наблюдателя, нет никаких оснований полагать, что стены «лиственной комнаты» имеют непременно прямоугольную фор­му. Поэтому он может видеть их в соответствии с правилами бинокуляр­ной диспаратности. Таким образом, описанные расстройства восприятия просто маскируются опытом контакта со специальными предметами, а не коренным образом исправляются путем перестройки восприятия простран­ства. Это позволяет думать, что механизмы, лежащие в основе корреспон­дирующих точек, являются скорее врожденными, чем приобретенными. Если нормальный испытуемый носит описанные линзы в течение недели, то естественная среда перестает казаться ему искаженной, но контрольные ситуации типа «лиственной комнаты» показывают очень незначительные изменения в анизейконии1.

Когда нормальный испытуемый только надевает такие линзы, он воспринимает искаженной не только «лиственную комнату», но и дру­гие ситуации. Последнее зависит от ряда факторов, таких, как характер среды и устойчивость предметного восприятия испытуемого2. Таким об­разом, как нормальные, так и страдающие анизейконией испытуемые должны исследоваться во многих различных ситуациях. Чрезвычайно удобным для этих целей является пространственный эйконометр3. В основе он представляет собой набор натянутых шнуров, образующих плоскость, которая полностью подчиняется законам искажения про­странства при описанных выше аномалиях зрения. Рассмотрение таких ситуаций, а также анализ признаков глубины, которые могли бы в них содержаться, побудили Эймса создать ряд демонстраций. Каждая из них выделяет какой-нибудь один признак удаленности; устраняя другие, противоречащие признаки, Эймс сумел вызвать удивительные иллюзии. Эти иллюзии тем более впечатляют, что восприятие часто расходится с реальными характеристиками объектов. Эти иллюзии были описаны в популярных журналах, технической литературе, а также составили ос­нову отдельного недорогого выпуска, организованного и широко распро­страненного научной службой <...>. Пожалуй, самое полное описание этих иллюзий содержится в руководстве Ительсона4.

1 См.: Burian H.M. Influence of prolonged wearing of meridional size lenses on spatial localization // Arch. Ophth. 1943. 30. P. 645-666; Ogle K.N, Researches in binocular vision. Phila.: Saunders, I960.

2 См.: Ames A. Binocular vision as affected by relations between binoocular stimulus- patterns in commonplace environments // Amer J. Ps. 1946. 59. P. 333-357; Bartiey S.H. Beginning experimental psychology. N. Y.: McGraw-Hill, 1950.

3 См.: Ogle K.N. Theory of the space-eikonometer // J. opt. Soc. Amer. 1946. 36. P. 20-32.

* См.: Ittelson W.H. The Ames demonstrations in perception. Princeton: Princeton Univ. Press, 1952.

Вудвортс Р. [Иллюзии восприятия удаленности и глубины]

189

Искаженная комната

В большинстве демонстраций Эймса исключаются возможные при­знаки глубины, связанные с конвергенцией, диспаратностью и двига­тельным параллаксом, путем введения отверстия, через которое должен смотреть испытуемый. Так, в одной из демонстраций испытуемый смот­рит через глазок на комнату, которая имеет 3 ж в ширину, 1,8 м в дли­ну и 1,5 ж в высоту. Он видит два обыкновенных окна, расположенных на противоположной стене. Затем ему предлагается через другое отвер­стие с помощью длинной указки дотронуться до дальнего правого угла потолка. К своему огромному удивлению испытуемый чувствует, что рука его очень коротка и что он не может даже дотянуться до угла. За­тем ему предлагается таким же образом дотронуться до дальнего левого угла. На сей раз он буквально таранит угол указкой: на самом деле угол оказывается куда более близким, чем это казалось испытуемому. Нако­нец, ему разрешают рассмотреть комнату двумя глазами, поворачивая голову: она кажется ему явно перекошенной. Все сказанное можно хо­рошо понять, рассмотрев рис. 8, изображающий планы пола и дальней стены такой комнаты; боковые стены и потолок искажены соответствен­но этим проекциям. На самом деле правый угол (М) в три раза более удален от наблюдателя, чем левый (L). Однако наблюдатель лишен пря­мых физиологических признаков глубины, так как смотрит одним гла­зом, не имея возможности им двигать; аккомодация же на таких рассто­яниях является неэффективной. При таком дефиците признаков D испы­туемый должен решать уравнение с = A/D, пользуясь заданным а (сетчаточный образ) и предполагаемым А (обычные размеры знакомого предмета). Рассмотрим окна X и У. Оба они дают одно и то же значение а и, кроме того, предполагаются одинакового размера (А) как два окна, расположенные рядом. Поэтому они кажутся удаленными на одинаковое расстояние. То же рассуждение можно применить к вертикальным сто­ронам одного окна или двух углов комнаты, L и М. Короче говоря, це­лое семейство уравнений решается на основе знакомой прямоугольной схемы комнаты. Наблюдатель соответственно воспринимает комнату прямоугольной, как это показано на плане пола пунктирной линией. На рисунке изображена только одна из целой группы нормальных и иска­женных комнат, которые дают один и тот же сетчаточный образ, или один и тот же фотографический снимок; наблюдатель же видит наибо­лее приемлемый вариант. В этом смысле восприятие есть вероятностная оценка данной части окружающего мира, а не ее точная копия. Эта мо­раль демонстраций Эймса чрезвычайно важна для тех, кто интересуется влиянием социальных норм на восприятие человека1. Она может рас-

1 См.: Cantrll H. Understanding man's social behavior. Princeton: Office Public Opinion Research, 1947; Cantrii H. The «why» of man's experience. N. Y.: Macmillan, I960.

190