Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хрестоматия. Петухов. Том 3. Книга 2.doc
Скачиваний:
139
Добавлен:
23.03.2016
Размер:
21.89 Mб
Скачать

Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия

голову, тело, руки, кресло и т.д., они могут играть свою особую компо­зиционную роль. По крайней мере тот факт, что голова является носи­телем человеческого разума, важен в той же степени, что и ее форма, цвет и место расположения. Чтобы передать подобный смысл вещей, формальные элементы картины как абстрактные символы всегда вынуж­дены быть совершенно различными. А познание зрителем того, что пред­ставляет собой сидящая женщина средних лет, во многом способствует более глубокому смыслу произведения.

Отметим также, что композиция покоится на своего рода контра­пункте, т.е. на множестве взаимно уравновешивающихся элементов. Но эти антагонистические силы не являются противоречивыми и не конф­ликтуют между собой. Они не создают неопределенности. Неопределен­ность запутывает художественное изложение, потому что она вынуждает зрителя колебаться между двумя или более утверждениями, не образую­щими единого целого. Изобразительный контрапункт, как правило, пред­ставляет собой иерархическую лестницу, т.е. создает господствующую, доминирующую силу рядом со второстепенной, подвластной. Само по себе каждое отношение, каждая связь не находятся в состоянии равновесия, взятые же все вместе, они в структуре произведения как целого взаимно уравновешивают друг друга.

Б. В. Раушенбах

[ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПОСТРОЕНИЯ В ЖИВОПИСИ]1

Предварительные сведения о зрительном восприятии2

Человек живет в трехмерном пространстве, в котором расположе­ны многочисленные предметы и в котором обитают различные существа. И то и другое может быть полезным для человека, опасным для него или безразличным. Зрительное восприятие внешнего пространства задолго до непосредственного контакта с предметами и существами предупреждает о них, что важно для поведения животного и человека. Вполне естествен­но, что качество этой информации и достоверность ее имеют исключи­тельное значение в биологической борьбе за существование.

Насколько истинно получаемое зрительное представление об ок­ружающем человека мире? Ответ на подобный вопрос дает теория отра­жения. Психика является отражением объективно существующей дей­ствительности, причем восприятие — это лишь первая, наглядно-чув­ственная форма такого отражения. Не следует думать, что эта первая форма отражения является пассивной, чисто зеркальной. Восприятие является результатом активной деятельности человека; даже зрительное восприятие содержит как важный составной элемент активную деятель­ность созерцающего мир человека.

Если схематизировать процесс зрительного восприятия, то простей­шая его модель говорит о том, что оно является двуступенчатым. Пер-

1 Раушенбах В.В. Пространственные построения в живописи. М.: Наука, 1980. С. 42-61, 63-66, 68-73, 76-79.

2 [Здесь] не предполагается дать обзор современных представлений о зрительном вос­ приятии пространства человеком. Ниже будут кратко рассмотрены только те стороны проблемы, которые оказываются необходимыми для понимания этой книги. Достаточно полное и доступно изложенное состояние вопроса можно почерпнуть из книг Р. Л. Грего­ ри (см.: Грегори Р.Л. Глаз и мозг. М., 1970; Грегори Р.Л. Разумный глаз. М., 1972).

430 Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия

вой ступенью является образование изображения внешнего пространства на сетчатке глаза, а второй — воссоздание на этой основе облика внеш­него пространства в человеческом сознании. О том, что эти две ступени качественно различны, говорит хотя бы тот геометрический факт, что изображение на сетчатке глаза является двумерным (в первом прибли­жении плоским, наподобие картины), в то время как образованное на этой основе представление о внешнем пространстве — трехмерным, объемным.

Образование двумерного изображения на сетчатке глаза — процесс в достаточной степени известный и в своей основе аналогичный возникнове­нию изображения на фотопленке с помощью объектива фотоаппарата. Правда, здесь имеют место психофизиологически существенные отличия. Глаз находится в непрерывном движении, «осматривая» внешнее про­странство сравнительно узким лучом зрения, и исследования этого подсоз­нательного движения показывают его исключительное значение в процес­се зрительного восприятия. Однако, поскольку ниже по сути рассматрива­емых вопросов наиболее важным является вопрос о геометрических свойствах изображения, образовавшегося на сетчатке глаза, всюду будет приниматься простейшая модель, согласно которой на сетчатке в достаточ­но большом угле зрения двумерное изображение внешнего мира получает­ся путем его проектирования при помощи хрусталика, выполняющего роль, аналогичную роли объектива фотоаппарата. Такое изображение на сетчатке глаза называют ретинальным изображением (от слова ретина — сетчатка глаза), или сетчаточным образом1.

Сетчаточный образ дает сильно искаженную картину внешнего мира. Эти искажения прежде всего связаны с тем, что близкие предме­ты будут казаться огромными, а более удаленные — маленькими.

Ретинальное изображение само по себе не содержит никакой информации о расстояниях до предметов, образы которых возникли на сетчатке глаза. Поэтому соответствующее дополнение сетчаточного образа возможно путем привлечения какой-то другой информации. Этот процесс ввода дополнительной информации и является второй ступенью зритель­ного восприятия. Нужная информация извлекается из «запасов памяти» человеческого мозга. Несколько упрощая картину, можно утверждать, что человеческое сознание хранит в своей памяти опыт предшествующей жиз­ни начиная с первых дней младенчества и даже генетически передаваемый опыт предшествующих поколений. Пользуясь этим опытом, человеческое

1 Полезно еще раз подчеркнуть, что используемое здесь и ниже понятие «сетчаточный образ» является в достаточной мере условным: оно не учитывает фактической вогнутости поверхности сетчатки и подвижности глаза.Помимо того, сама сетчатка не является одно­родной — центральная (фовеальная) часть сетчатки дает наилучшее восприятие деталей и цветов, в то время как периферическая ее часть дает малую четкость восприятия.Следо­вательно, используемое в книге понятие «сетчаточный образ» является некоторой идеа­лизацией, учитывающей совокупный эффект первой ступени зрительного восприятия.

Раушенбах Б.В. [Пространственные построения в живописи] 431

сознание воссоздает по сетчаточному образу истинную картину внешнего мира с разумной степенью точности. Для последующего важно отметить, что образ внешнего мира, создаваемый мозгом, не является точной копи­ей реального внешнего мира. Эта точность биологически бессмысленна и даже вредна — точным должно быть восприятие близких областей прост­ранства, областей, могущих таить в себе опасность или могущих служить для добывания пищи, в то время как удаленные области можно и даже разумно воспринимать менее подробно и точно (чтобы не перегружать мозг излишней информацией, несущественной для определения поведения).

Эти «запасы памяти» являются не чем иным, как полученным в результате активной человеческой деятельности опытом, который позво­ляет с известным приближением правильно воспринимать окружающий человека объективный мир, давать хотя и приближенное, но адекватное отображение его в сознании человека. Опыт познания внешнего мира, о котором здесь идет речь, не является суммой или итогом накопленной зрительной информации. Он включает всю совокупную человеческую практическую деятельность, которая позволяет корректировать представ­ления человека о внешнем мире, коррелировать эти представления со зрительным восприятием и создавать в конце концов адекватный зри­тельный образ окружающего человека объективного мира с нужной сте­пенью подробности и точности.

Воссоздаваемая мозгом по сетчаточному образу картина внешнего мира приобретает вид трехмерного пространства, но, как уже говорилось, иного по сравнению с реальным трехмерным пространством. Поскольку художник в случае, когда целью его творчества является рисунок, а не чертеж, должен уметь изображать именно зрительно воспринимаемое (пер­цептивное) пространство, его свойства следует рассмотреть более подробно.

Если ограничиться только геометрией, то проблема сводится к воп­росу о том, каким образом двумерное ретинальное изображение трансфор­мируется в трехмерное перцептивное, точнее, каким геометрическим зако­нам это преобразование подчиняется.

Прежде всего (не во времени, конечно, а логически) следует мыс­ленно распределить все полученные на сетчатке изображения на соответ­ствующие расстояния от созерцающего их человека. Это распределение в направлениях «близко—далеко» происходит подсознательно, на осно­ве предшествующего опыта, причем человек подсознательно пользуется рядом признаков глубины видимого пространства. Эти признаки можно условно разбить на две группы — монокулярные и бинокулярные. Пер­вая группа характеризуется тем, что включенные в нее признаки глуби­ны действуют и тогда, когда человек смотрит одним глазом.

К монокулярным признакам глубины можно отнести следующие:

1) перекрытие — более близкие предметы могут заслонять собой бо­лее далекие; 2) уменьшение размеров предметов по мере их удаления от зрителя; особенно эффективен этот признак, если рассматриваются пред-

432