Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы литература.docx
Скачиваний:
207
Добавлен:
22.03.2016
Размер:
245.33 Кб
Скачать

13.Трагедии а.П. Сумарокова. Источники сюжета, конфликт, основной пафос, образная система.

Главная ситуация в первой трагедии Сумарокова - "Хорев" (1747) - внешне напоминает трагедию Корнеля "Сид": герой должен выступить против отца своей возлюбленной. Однако сходство на этом ограничивается, поскольку Хорев выступает против Завлоха, отца своей возлюбленной, руководствуясь исключительно интересами государства.

Исследователи давно обратили внимание на вторичность традиционного любовного конфликта трагедии - конфликта между долгом и чувством в душах Хорева и Оснельды. Их переживания достигают кульминации в конце второго действия, когда каждый из героев делает свой выбор, но этот выбор оказывается отчасти компромиссом: Хорев верен долгу, Оснельда верна возлюбленному. В результате конфликт перестает быть по-настоящему трагическим и уже не может иметь трагической развязки. Центральным втрагедии оказывается образ монарха Кия. Именно от его действий зависела судьба двух любящих. И истинная причина трагической смерти Хорева и Оснельды - это пагубная доверчивость Кия доносчику, боярину Сталверху. Образ Кия осложняет конфликт: для него характерно принципиально неправильное понимание долга (любой ценой бороться с государственной изменой), искаженное страстью (обидой на подданных), заслоняющей от него правильное понимание долга просвещенного правителя - быть милостивым по отношению к подданным.

Таким образом, структура первой трагедии Сумарокова лишена целостности и демонстрирует композиционную раздвоенность: в ней конфликта, порождающие соответственно две самостоятельно существующие драматические коллизии.

Начиная с "Синава и Трувора" (1750) борьба долга и страсти перестает быть самостоятельной сюжетной линией в композициитрагедий Сумарокова. Основу трагического действия здесь составляет стремление правителя осуществить свои законные права. Трагизм ситуации состоит в том, что законность юридическая вступает в противоречие с законностью естественного права личности на свободу чувства. Несомненной удачей Сумарокова-драматурга в этой трагедии исследователи считают решение проблемы ответственности монарха. Синав не сознает преступными свои действия, поскольку Гостомысл действительно обещал ему свою дочь, и это прекрасно понимают и Трувор и Ильмена. Будучи виновником смерти подданных, Синав не только тиран, но и жертва своей страсти. И с этой точки зрения образ его глубоко и истинно трагичен.

В художественной структуре "Синава и Трувора" появляется и герой-резонер, чьими устами драматург дает оценку происходящему на сцене, раскрывая смысл трагической коллизии. Эту функцию выполняет Гостомысла, отец Ильмены, знатный новгородский боярин.

Таким образом, источник трагизма, по Сумарокову, кроется в самой природе человека, действующего по велению страстей и забывающего предписания разума и законы человеческого общежития. Такая трактовка природы человека сближает Сумарокова с европейскими теоретиками XVII в., с их учением о страстях и эгоизме как определяющих факторах человеческого общежития. В этой пьесе Сумарокову удалось достигнуть наиболее ясного и впечатляющего воплощения на сцене трагической ситуации. Из ранних пьес Сумарокова именно она пользовалась наибольшей популярностью у современников.

В 1770 г появляется самая сложная и знаменитая трагедия Сумарокова - "Димитрий Самозванец". В ее основу положены подлинные исторические события XVII в., хотя и существенно дополненные домыслами автора. Конфликт в этой трагедии заключается в противоречии между абстрактным идеалом государя и реальным монархом, пребывающим во власти низких страстей и потому становящимся тираном, каков Димитрий.

В трагедии прямо ставится вопрос о качествах, которыми должен обладать подлинный правитель государства, причем теоретически допускается возможность присутствия на престоле человека не царского происхождения, если только в делах своих такой царь исходит из пользы, что придавало трагедии злободневность и публицистичность в условиях дворцовых переворотов XVIII в.

Проблема долга монарха решается способом "от противного". Димитрий-тиран - неисправим. Первые же слова, с какими он появляется на сцене, не оставляют сомнений относительно его нравственного облика, и следующие далее тирады дополняют эту самохарактеристику более чем красноречивыми откровениями. "Димитрий Самозванец" - итоговое произведение Сумарокова, в котором получает окончательное разрешение проблема монарха-тирана.

В период работы над "Димитрием Самозванцем" Сумароков писал в одном из писем: "Эта трагедия покажет России Шекспира". В научной литературе указывалось, что образ Димитрия наделен некоторыми чертами Ричарда III из одноименной хроники Шекспира. Хронику эту Сумароков несомненно хорошо знал, поскольку она помещалась в имеющемся в его библиотеке 2-м томе антологии английского театра Лапласа вместе с трагедией "Гамлет". Но говорить о шекспиризме сумароковского метода в его трагедии "Димитрий Самозванец" следует с большой осторожностью. Знаменитый монолог Ричарда III из V акта хроники действительно можно соотнести с монологом Димитрия из II действия. При этом надо иметь в виду, что в главном, в самом подходе к изображению характера тирана, Сумароков и Шекспир стоят на диаметрально противоположных позициях. Шекспир дает портрет деспота-лицемера, вскрывая в хронике механизм захвата власти и смены владетелей английского престола. Димитрий у Сумарокова откровенен с первого же момента своего появления на сцене, он не находит нужным ни от кого скрывать свои деспотические наклонности.