Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Норман Энджелл - Великое заблуждение Очерк о мнимых выгодах военной мощи наций

.pdf
Скачиваний:
466
Добавлен:
21.03.2016
Размер:
1.86 Mб
Скачать

Психологические причины войны

«Национальные единицы в их рождении, деятель ности и смерти подчинены тем же законам, которые управляют всем живым — растением, животным и человеком, — законам борьбы и отбора. Стремле ние обойти эти законы, урезать их, отрицать их, на рушать их — является безумием, продиктованным человеческим ослеплением. Каждый раз, когда дела лась подобная попытка, исход был очень печален».

«Теория международного арбитража отрицает не умолимость естественных законов и хочет заменить их астрологическими формулами, что так же воз можно, как повелевать приливом или отливом мор ских волн. В корне идеи международного арбитража как замены естественных законов, управляющих су ществованием политических единиц, мы находим не только частичное отрицание этих законов и неуме ние применять их, но также и полнейшее непонима ние сущности и причин войны».

Тезис генерала Ли подтверждается предислови ем к его книге, написанным американским генералом Сторей.

«Лишь немногие идеалисты могут думать, что с про грессом культуры прекратится война и ее ужасы. цивилизация не изменила человеческой природы, которая делает войну неизбежной. Вооруженные столкновения не прекратятся, доколе не изменится человеческая природа».

Многие из защитников войны еще полнее развива ют мысли, приведенные выше. Они утверждают, что человеческая природа и человечество не достигли еще того состояния развития, при котором можно было бы

147

Глава I

обойтись без войны как нравственной дисциплины; что без нее человечество потеряет мужество и под вергнется опасности преждевременной слабости и ле нивого самодовольства. Мы находим в книге профес сора барона Карла фон Штенгель, известного юриста и делегата Германии на первой Гаагской конференции мира, главу «Значение войны для развития человече ства», в которой автор говорит:

«Война чаще содействовала прогрессу, чем препят ствовала ему. Афины и Рим лишь благодаря сво им многочисленным войнам поднялись до зенита ци вилизации. Большие государства вроде Германии и Италии превратились в государства национальные только благодаря крови и стали».

«Буря очищает воздух и, ломая нежные деревья, щадит крепкий дуб. Война является испытанием по литической, физической и интеллектуальной мощи страны. Страна, корни которой подгнили, может еще некоторое время процветать в мире, но война обнаружит ее слабость.

Приготовление к войне Германии не только не вы разилось в экономическом упадке, но вызвало бес примерное экономическое развитие как результат нашего явного превосходства над Францией. Луч ше тратить деньги на вооружение и военные кораб ли, чем на роскошь, автомобили и другие прелести чувственной жизни».

Мы знаем, что Мольтке писал то же самое в сво ем знаменитом письме к Блюнчли. «Постоянный мир, — заявляет фельдмаршал, — есть мечта, и даже не прекрасная мечта. Война в этом мире есть один

148

Психологические причины войны

из элементов порядка, установленного Богом. В ней развиваются благороднейшие качества человека. Не будь войны, мир выродился бы, исчез бы в трясине материализма».

В то время как Мольтке высказал этот взгляд, не что подобное было высказано самим Эрнстом Рена ном в книге «Интеллектуальная и нравственная ре форма». Он пишет:

«Если бы безумие, леность, небрежность и близо рукость государств не влекли за собой столкнове ний между ними, то трудно себе представить, до ка кой степени вырождения снизошли бы человеческие расы. Война является одним из условий прогресса, тем бичом, который не позволяет нации погрузить ся в сон и заставляет самодовольную посредствен ность пробуждаться из апатии. Человек существует лишь благодаря усилию и борьбе. В тот день, ког да человечество создаст великую мирную Римскую империю, не имеющую внешних врагов, в тот день его нравственность и ум подвергнутся величайшей опасности».

В наши дни весьма схожая философия была выска зана публично президентом Рузвельтом. Я беру на угад несколько фраз из его речей и статей:

«Мы презираем нацию, которая позволяет ос корблять себя, точно так же, как и человека. То, что верно относительно человека, верно и относитель но нации».

«Мы должны играть важную роль в мире и, главным образом, проявлять храбрость, которая больше, чем что нибудь другое, создает силу нации».

149

Глава I

«Мы не восхищаемся людьми робкими и миролюби выми».

«Только в войне можем мы приобрести те мужес твенные качества, которые необходимы для того, чтобы победить в суровой жизненной борьбе».

«В этом мире страна, не подготовленная к военной деятельности и миролюбивая, принуждена погиб нуть скорее, чем те нации, которые не утратили му жественности и отваги».

Такова же точка зрения известного английского писателя господина Сиднея Лоу:

«Идеал государства, в котором каждый гражданин неустанно участвует в облагораживающем процес се дешевой покупки и дорогой продажи, оставляет желать лучшего. Накопление богатств и постоянное преследование чисто материальных целей не содей ствуют развитию совершенного типа человека».

Другой писатель несколько иначе выражает эту же мысль:

«Может казаться, что мы позабыли основную исти ну, подтверждаемую всей историей, — что воинст венные нации владеют миром. Природа установила, что в результате бесконечной борьбы за существо вание только сильнейшие останутся на земле».

Профессор Вильям Джемс охватывает все эти утверждения в следующих словах:

«Сторонники войны, безусловно, правы, утверждая, что военные доблести, приобретенные раньше на родом благодаря войне, остались лучшим и вечным достоянием человечества. Патриотическая гордость

150

Психологические причины войны

ввиде воинственности есть только особый вид об щего непрекращающегося соревнования... Сторон ники мира не убедят сторонников войны. Последние не отрицают ни жестокости, ни ужасов, ни разори тельности войны; они утверждают только, что этим исчерпывается лишь половина вопроса. Это значит, что война стоит всего этого; что война есть лучшая защита человечества против вырождения и что че ловечество не должно воспринять мирные идеалы...

Милитаризм лучше всего охраняет идеалы отваги,

ажизнь без отваги была бы позорной. Этим естест венным взглядом проникнуты произведения военных писателей. Писатели милитаристы все без исключе ния придерживаются высокого мистического взгля да на свой предмет и считают войну биологической

инациональной необходимостью. Наши предки все лили воинственность в нашу плоть и кровь, и тысячи лет мира не освободят нас от нее».

Тот же взгляд высказан одним известным предста вителем английской церкви. Чарльз Кингслей в сво ей защите Крымской кампании как «справедливой войны против противников и притеснителей» пишет: «Иисус Христос не только Князь мира, но и Князь войны. Он — Господь военачальник, Бог воинств, и тот, кто сражается в справедливой войне против про тивников и притеснителей, сражается за Христа, и ря дом с ним ратоборствует Христос. Христос — его на чальник и вождь, и нельзя найти лучшего служения. Это истина и именем Библии подтверждаю Вам это». Священник Ньюбольд, декан Фаррар, архиепископ Арманский — все писали в этом роде.

151

Глава I

Следующим образом можно выразить все выше сказанное.

Рассуждая индуктивно: все очевидные факты, ка сающиеся отношений между нациями, показывают, что враждебность между нациями меньше всего опре делялась чисто экономическими интересами или по буждениями здравого смысла. Нет основания пред полагать, чтобы характеристика этих отношений меж ду государствами изменилась в значительной степени, ибо это находится в полнейшем согласии с тем, что мы знаем о неизменности человеческой природы. Воин ственные нации унаследовали землю, а мирные нации находятся на пути упадка и вырождения.

Рассуждая дедуктивно: поскольку борьба является законом жизни, а воинственность — одним из усло вий сохранения вида как для нации, так и для человека, то все люди, которые добиваются успеха в борьбе за существование, должны отличаться воинственностью, которая есть качество наибольшего проявления энер гии в борьбе и готовности принять ее в самой острой форме. Нация, которая, будучи во всех других отно шениях выше своих соседей, не обладает способно стью и готовностью к борьбе — а это приобретается лишь воинственностью, — должна исчезнуть и усту пить место худшему, но более воинственному сопер нику. Глубоко лежащий биологический закон не поз воляет человечеству исполнить веления Евангелия, предписывающего подставить щеку обидчику, ибо если эти веления были бы приняты, то лучшие люди и нации, т.е. добрейшие и наиболее гуманные, были бы

152

Психологические причины войны

отданы во власть более грубых, которые вытеснили бы менее грубых, наложили бы отпечаток своего плохо го характера на оставшихся в живых, и осталась бы только общая для всех воинственность. На этом осно вании готовность сражаться, под которой подразуме вают качества самолюбия, гордости, воинственности, отваги, выносливости и героизма (то, что мы называ ем мужественными качествами), должна встречаться у тех народов, которые остались в живых, и все пере численные качества должны считаться частью высшей нравственности.

Несмотря на кажущуюся убедительность этих двух положений, они основаны на глубоком заблуждении и на неправильном толковании фактов, относящихся к этому вопросу.

ГлаВа II

Очерк психологических основ

мира

Заблуждение, на котором основываются выводы предыдущей главы. — Истинный закон человеческой борьбы; борьба с при родой, а не с другими людьми. — Человечество есть организм, борющийся за подчинение себе всего окружающего, всей плане ты. — Такая борьба всегда влечет за собой усложнение орга низма и более тесную связь между отдельными его частями. — Очерк человеческого прогресса и главные факторы его. — Про гресс борьбы с физическими силами. — Сотрудничество, не признающее границ, и его психологические результаты. Невоз можность начертать границы общины. — Такие границы не

удержимо стремятся к расширению.

Предмет, изложенный в предшествующей главе, по коится индуктивно на целой серии фактов, обобщен ных в следующих двух положениях:

1.Неизменность человеческой природы по отноше нию к воинственности.

2.Сохранение воинственных наций мира и, де дуктивно, — общий закон, который гласит, что борьба есть условие сохранения человеческого рода, а воинственность — условие этой борь бы: наименее воинственный устраняется в поль зу более воинственного; или, говоря иначе, во инственность есть вид энергии в этой борьбе — полезный для нее стимул. Это есть одновременно

154

Очерк психологических основ мира

научное обоснование и научное изложение тех мужественных качеств, которые покровительс твуют войне; отсюда же следует, что не следу ет надеяться на уменьшение воинственности и на то, что развитие человечества сделает что нибудь для ее уничтожения.

В ответ на это я написал 4 главы, которые долж ны доказать:

1.Что предполагаемую неизменность человеческой природы нельзя считать фактом и что она опро вергается самой жизнью — например, уничтоже ние или смягчение тех свойств, которые заставля ли нас навязывать наши религиозные верования другим, и тех, которые вели к дуэли;

2.Что воинственные нации не унаследуют землю;

3.Что физическая сила есть все уменьшающий ся фактор человеческой культуры; что благодаря этому происходят глубокие психологические из менения, и

4.Что все растущим фактором является сотрудни чество, и этот фактор стремится смягчить давле ние на государства, которые не могут ограничить этого сотрудничества.

Первые две главы рассматривают факторы, отно сящиеся к этому предмету; две остальных — те фак торы, которые демонстрируют общий закон, лежащий в основе истинного характера человеческой борьбы

155

Глава II

и прогресса и связанного с этим психологического развития.

Заблуждение, лежащее в основе предмета, изло женного в предшествующей главе, коренится в непра вильном применении научных формул. Борьба есть, действительно, закон сохранения человеческого рода, но под этим должно понимать борьбу человека с при родой, а не человека с человеком. «Собака не ест со баки», и даже тигры не пожирают один другого; они живут своей добычей. Весь земной шар есть добы ча человека. Борьба человека есть борьба организ ма, представляемого человечеством, в его стремле нии приспособиться к окружающему миру — а не борьба между различными частями того же самого организма.

Указанная здесь ошибка коренится, безусловно, в том, что мы смешиваем несоответствие отдельных частей организма с борьбой отдельных индивидуумов. Британия в наши дни содержит 40 млн населения с б́льшим комфортом, чем могла содержать 20 млн менее чем полвека тому назад. Это произошло не по тому, что отдельные группы — шотландцы, англича не, жители Уэльса и Ирландии — грабят друг друга, но благодаря обратному процессу — более тесной ко операции между ними и внешним миром.

Единственный вывод, который можно сделать из этих фактов, — тот, что человечество в целом пред ставляет организм, а земной шар — ту обстановку, к которой он стремится приспособиться. Предпола гая, что борьба между людьми неизбежна, мы этому

156