Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Биотехнологии Мифы и реальность.doc
Скачиваний:
67
Добавлен:
18.03.2016
Размер:
1.46 Mб
Скачать

Пестициды и генная инженерия

Проблема пестицидов столь важна, что ее следует обсудить особо. Вред пестицидов (в отличие от вреда ГМ-продуктов) доказан. По­этому ГМ-технологии, рассчитанные на постоянное применение пестицидов, следует считать опасными (но именно из-за вреда пес­тицидов, а не оттого, что «вырастет хвост»), В книге многократно проводится мысль: «ГМ-продукты— это пестициды». Этот тезис переносится и на растения, которым придана устойчивость к вре­дителям, избавляющая от необходимости использовать пести­циды. Например, на с. 70 обсуждается запрет в Украине на карто­фель, устойчивый к колорадскому жуку (от него гибнет 40% урожая). Естественно, не говорится, какой ущерб здоровью и гено­фонду наносят используемые против жука пестициды (он огромен).

148

И вновь авторы идут на подлог. Почему 80% огородников хотят пе­рейти на ГМ-картошку? Оказывается: «Населению Украины было предоставлено мало информации о том, какие именно пестициды прилагаются «в наборе» к трансгенам» (с. 71). Все перевернуто вверх ногами: новая технология как раз и призвана резко сокра­тить применение пестицидов! Но авторам все нипочем: «Распрос­транение ГМ-растений приведет к химическому загрязнению окру­жающей среды, так как при их выращивании используют больше ядохимикатов» (с. 10).

Распространение измененных генов

Нельзя не согласиться, что монокультуры угрожают биоразнообра­зию, но при чем тут генная инженерия? Да, ГМ-сорта могут опы­лять дикорастущие растения того же вида, но это относится и к обычным сортам. «Пыльца растений разносится ветром и насеко­мыми, попадает в природные экосистемы и может опылять другие растения того нее вида, и культурные, и дикорастущие. То есть из­мененные гены неизбежно будут попадать в эти растения, и их не­возможно будет изъять из окружающей среды» (с. 10). Этот тезис опровергается на следующей же странице. Надпись на рисунке гла­сит: «С помощью терминаторного гена я могу сделать любые семена бесплодными».

Возможности предотвратить распространение измененных ге­нов всерьез в книге не обсуждаются.

«Притянутые» проблемы

Несомненно, практика патентования генов человека и естествен­ных организмов абсурдна, хотя и при ее описании авторы передер­гивают факты. Но при чем тут ГМ-продукты? ГМ-культуры убы­точны, а органическое земледелие прибыльно? Отлично, нет осно­ваний волноваться: все пойдет сврим чередом. Безусловно, клонирование человека связано с массой этических проблем. Однако дело не в технологиях, а в их приложении к человеку. Есть немало технологий, применяемых ко многим животным, но не к человеку (из коров делают колбасу, а из людей — нет). Обсуждая вред ГМ-продуктов, авторы сообщают об ущербе от «коровьего бе­шенства» , сальмонеллеза и диоксинов (с. 15). Это — серьезные про­блемы, но и они не имеют отношения к рассматриваемым техноло­гиям. Зачем же о них упоминать? Неужели, чтобы создать иллю­зию существования какой-то связи? Использование в пищевой промышленности ГМ-ферментов может вызывать аллергические реакции (с. 16), но то же относится и к другим ферментам. Налицо

149

неблагоприятные последствия развития устойчивости к антибио­тикам? Но и этот феномен не вызван генной инженерией. Естес­твенно, ГМ-продукты не должны распространять гены устойчи­вости к антибиотикам. Это вполне решаемая проблема, хотя пути ее решения в книге не обсуждаются. Доказан вред от использова­ния в пищевых продуктах аспартама (с. 38—39). Впрочем, как сле­дует даже из самой книги, дело не в том, что он получен методами генной инженерии, а в его основных свойствах. Это касается также вреда гормональных пищевых добавок в животноводстве. Дело не в их происхождении, а в том, что они приводят к эндокринному дис­балансу. Еще один пример логики авторов (речь идет о молоке от коров, получавших гормональную подкормку): «...обнаружены следы 52 антибиотиков, аллергены, кровь и кал» (с. 37). Если гор­моны вызывают воспалительные процессы, в молоко может по­пасть кровь, но не кал (он транспортируется по другой «трубе»). Наличие кала в молоке связано с тем, что вымя перед дойкой не мыли. Раз так, дело не в гормонах, а в аккуратности. Аллергены есть и в натуральном молоке, а 52 антибиотика — явный перебор. Вряд ли гормональные добавки требуют одновременного примене­ния стольких антибиотиков. Думается, этот факт имеет другое объ­яснение.