Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Организация розыска преступников в России в IX-XX веках (историко-правовое исследование). Власов В.И., Гончаров Н.Ф..doc
Скачиваний:
136
Добавлен:
15.03.2016
Размер:
1.56 Mб
Скачать

1. Купечество Тверской губернии пожертвовало 11.428 руб. 57 1/7 коп. Серебром для ежегодного обращения процентов с его капитала в пособие престарелым отставным воинам и их вдовам.

2. Помещики Минской губернии Ваньковичи уступили в пользу Минского приказа право на свое наследство в 33 тыс. рублей серебром.

3. Дворянство Симбирской губернии положило составить капитал в 14185 рублей 71 2/4 копейки серебром на постройку, для тамошнего благородного пансиона, нового дома.

4. Московское мещанское общество положило внести за беднейшие мещанские семейства разные недоимки по 1841 году, всего на 30 тыс. рублей серебром, распространяя сие и на тех из мещан, которые по 22 апреля 1841 года за неуплату недоимки отосланы в рабочий дом.

5. Дворянин Титов пожертвовал для раздачи бедным мещанским девицам г. Суздаля, при выходе в замужество, 285 рублей серебром.

Всего в отчете 20 случаев разных благодетельств1.

Скрупулезный учет всего, положительного и отрицательного, доброго и злого, становится характерной чертой деятельности МВД, которое действительно знало все. В МВД доставлялось 174 вида донесений, из них одни - по мере надобности, другие - в течение трех лет, третьи - ежемесячно, четвертые - в определенные месяцы. Из всех этих донесений и складывались годовые отчеты. Если судить по этим годовым отчетам, то ситуация с правопорядком в Империи была следующей.

1804 год. Некоторые незначительные беспокойства, нарушившие на непродолжительное время тишину в губерниях Воронежской и в Войске Уральском, были немедленно устранены; появившиеся в Нижегородской и Саратовской губерниях шайки разбойников переловлены и преданы действию закона; в Сибири 30 человек ссыльных, бежав из мест своего назначения, напали на г. Жиганск, ограбили его и разбойничали по дорогам, но были скоро схвачены. Издано особое положение о пропуске в Россию иностранных выходцев с целью пресечь бродяжничество и воспрепятствовать приходу из-за границы беспаспортных людей.

1807 год. Небольшие беспокойства происходили и прекращены мерами правительства в одном имении Нижегородской и в 2-х Орловской губерний.

1810 год. Спокойствие в Империи не было почти нарушено, за исключением шести случаев неповиновения крестьян: одного - в Финляндской, другого - в Воронежской, третьего - в Вятской, четвертого - в Оренбургской, пятого - в Нижегородской, шестого - в Казанской губерниях, и самоволия в меньшей, Киргиз-Кайсадской, орде, где владелец ее султан Каратай с сыновьями своими и родным братом Умраком напал ночью на хана Джентюра, убил его, похитил его сокровища, увез жену и дочь, которых бросил в степи; виновные в этом были пойманы и преданы суду.

1811 год. Спокойствие было нарушено в некоторых местах беспорядками и неповиновением властям, а именно: в губерниях Курляндской, Рязанской, Эстляндской, Херсонской, Тульской, Пензенской, Санкт-Петербургской между колонистами, Могилевской, Вятской, Тамбовской, Черниговской, Калужской, Новгородской, Екатеринославской, в ведомстве армянского Нахичеванского магистрата, а также между студентами Дерптского университета. Беспорядки устранены. Были также случаи бродяжничества и разбои; эти последние - в Симбирской губернии.

1812 год. Не только бедствия войны посетили наше отечество в этом достопамятном году, но и неурожай и страшная моровая язва, принесенная на корабле в Одессу и Феодосию из Константинополя. Умерло с августа по октябрь в Одессе 3000 человек при населе- нии 18000.

Как последствие войны в Минской губернии сожжено и отчасти зарыто 48903 человеческих и 30062 лошадиных трупа, большею частью при реке Березине; в Московской губернии - 49754 человеческих и 27849 лошадиных, в Смоленской - 71735 человеческих и 50430 лошадиных, в Калужской - 1027 человеческих и 4384 лошадиных.

Развилось бродяжничество до чрезвычайности: многочисленные побеги обнаружились у рекрутских партий, войска, помещичьих и государственных крестьян и из других семей, почему правительство поставлено было в необходимость издать положение о взыскании и наказании за укрывательство дезертиров. К бродяжничеству присоединились разбои в Саратовской и Вятской губерниях, поджог в Ревеле; неповиновение законной власти и другие тому подобные беспорядки в губерниях Вологодской, Костромской, Архангельской, Екатеринославской, Тобольской, Лифляндской, Саратовской, Пермской, Казанской, Московской, Орловской, Нижегородской и Калужской, а в Кахетии вспыхнул бунт, от которого многие местные жители и некоторые города пострадали при нападении бунтовщиков; далее был случай "дурно- го обращения полиции с крестьянами".

1813 год. Спокойствие в этом году было значительно нарушено в Подольской губернии, почему виновные переданы военному суду, а гражданскому губернатору предоставлено право освободить от должности виновных или неспособных полицейских чинов собственной властью.

Неповиновения и беспорядки были всего в 9-ти губерниях. Разбои были в губерниях Олонецкой, Вятской, Оренбургской и на реке Шексне, поджог в Инсарском уезде Пензенской губернии, а бродяжничество, начавшееся в 1812 году, усилилось до чрезвычайности.

1814 год. Неповиновение властям в губерниях Новгородской, Симбирской, Иркутской, Пензенской и Смоленской. Разбои и грабежи произошли в губерниях Орловской, Псковской, Пермской, Могилевской, Вологодской, Владимирской, Новгородской и на Каспийском море. Случай жестоких поступков с крестьянами был в Таврической губернии. Бродяжничество в прежних размерах.

1815 год. Разбои обнаружились в губерниях Симбирской, Гродненской, Черниговской, Новгородской, Тамбовской, Нижегородской и Астраханской. Киргизы, кочевавшие в Саратовской губернии, напали на некоторые селения, угнали жителей, скот и похитили с гумен хлеб. Беглых и дезертиров захватывали в разных губерниях. Неповиновение крестьян произошло в 13-ти губерниях. Жестокое обращение с крестьянами случилось в Костромской и Орловской губерниях.

1816 год. Принятые правительственные меры увенчались полным успехом - совершенным искоренением разбойничьих шаек и скопищ; в этом году находим лишь 2 случая разбоя и один грабительства, первые были в Киевской и Симбирской губерниях, второй - в Свияжском уезде Казанской губернии. Но бродяжничество и дезертирство не унимались.

1817 год. Незначительные разбои происходили в Богородском уезде Московской губернии, в Елабугском Вятской, в Сызранском Симбирской, в Гродненском, Красноярском и Нарымском уездах Сибири, в Новгородской губернии и низовьях Волги. Неповиновение крестьян произошло в 17 губерниях.

1818 год. Неповиновение крестьян в 19-ти губерниях, появились дезертиры в Московской губернии, беглые - в Пермской, беглые, производившие грабежи, в Новгородской, грабили на границе Вятской и Пермской губерний, в Орловской и Новгородской; разбои в Тамбовской, Минской, Владимирской, Пермской губерниях и на Волге. Шайка разбойников открыта в Курляндской, поджоги в Данкове Рязанской, в Орловской, Слободено-Украинской и Тамбовской губер- ниях.

1819 год. Волнения крестьян продолжались, хотя и в меньшей степени. Бродяги и дезертиры перехвачены в губерниях Витебской, Минской, Курляндской, на границах Смоленской, Витебской и Псковской; шайка мошенников поймана на Нижегородской ярмарке; грабежи и разбои производили в Казанской губернии татары, в Черниговской также переловлены грабители и разбойники1.

1820 год. Грабежи в Балтийском уезде Подольской губернии, в Тульской и Екатеринославской губерниях, в г. Нарве. Разбои были в земле Войска Донского и в Ярославской губернии. Всего грабежей в году - 41, разбоев - 39, убийств - 974. В 3-х тюрьмах Волынской губернии произошло восстание арестантов вследствие долговременного содержания их под стражей и медленного производства дел. Появился особый род бродяжничества в Пермской губернии из осужденных преступников, которые препровождались через эту губернию в Сибирь.

1821 год. Вновь неповиновения крестьян. Грабежей случилось 63, разбоев - 82, убийств - 1095. Значительные разбои производились "трухменцами и киргизами" на Каспийском море, еще с прошлого года: первые из них, кочевавшие при заливе Мангышлакском, устроили, при помощи астраханского армянина Егулова, кусовые лодки и расшивы и, вооружив одни мелким огнестрельным оружием, а другие пушками, разъезжали с соседями своими, киргизами, по Каспийскому морю, грабили рыбных промышленников и нападали у Мангыш- лакской пристани на караваны. За ними по важности следуют разбои на Волге, которые происходили и прежде, в разное время, но в этом году возобновились и усилились, большей частью от Костромы до Астрахани.

Ведомство путей сообщения с согласия и при содействии МВД предписало:

1) чтобы на судах ночью содержимы были на корме и на носу двое караульных, вооруженных пиками, чтобы судохозяева имели, сверх того, на судах, по крайней мере, два ружья, объявив судорабочим, что те из них, которые не окажут сопротивления разбойникам, будут наказаны по законам, а отличившиеся храбростью получат в награду шестую часть договорной платы;

2) чтобы смотрители судоходной полиции подъезжали по ночам к судам и окликали часовых, при неимении же их хозяин судна подвергался штрафу от 25 до 50 рублей;

3) чтобы учреждены были от земской полиции по берегам Волги военные посты;

4) чтобы учрежденные для охранения судов лица в точности исполняли свой долг.

И разбои на Волге прекратились. Но были еще разбои в Виленской и Лифляндской губерниях и в земле Войска Донского, которые прекращены одними полицейскими мерами.

1822 год. Разбои обнаружились в губерниях Казанской, Подольской, Владимирской, Симбирской, Олонецкой, Гродненской, Могилевской, Вятской и Херсонской; грабежи - во Псковской. Не обошлось и без убийств отдельных лиц. Есть случаи неповиновения крестьян.

1823 год. Неповиновение крестьян. Разбои в Витебской и особенно в Бессарабской области, на что обращено внимание самого государя, повелевшего употребить все меры к прекращению их.

1824 год. Волнения крестьян. Побеги их обнаружились из имений Тверской, Рязанской, Тамбовской и Курской губерний. В первой крепостные крестьяне и дворовые люди многих помещиков Ржевского и Зубцовского уездов, продав секретно свое имущество, устремились со своими семействами в Смоленскую губернию, по внушению каких-то неизвестных людей, будто в г. Сычевках дают паспорта для проезда в какие-то поселения; бегство их происходило с такой быстротой и скрытностью, что в Тверской губернии полиция не могла перехватить ни одного беглого и только в Смоленской губернии они переловлены.

1825 год. Волнения крестьян во многих местах. В Виленской губернии появились разбойники, которые вскоре и попали в руки правосудия. И о пяти убийствах сообщено в отчете МВД1.

1826 год. Волнения крестьян в губерниях Киевской, Костромской, Ярославской, Псковской, Владимирской, Смоленской, Курской, Пермской. Разбои и грабежи усилились до чрезвычайности в Виленской губернии.

1827 год. Новороссийский край сделался сборищем беспаспортных людей, число которых простиралось там до многих тысяч. Случаи неповиновения крестьян были многочисленны. Подделок фальшивых ассигнаций и монет открыт 31 случай в 16 губерниях и царстве Польском.

1828 год. Стали показываться в народе в очень значительных количествах фальшивые ассигнации и серебряные рубли, а также открывались делатели и переводители их, именно в губерниях Пермской, Тобольской, Казанской, Саратовской, Тульской, Рязанской, Томской, Костромской, Лифляндской, Ярославской, земле Войска Донского. С ними в губерниях Приволжских обнаружились грабительства по Волге, бродяжничество в Бессарабии, Новороссийском крае вообще и в Малороссии.

1829 год. Значительные беспорядки в этом году произвели киргизы внутренней орды, нападавшие на соседних им русских поселян. Продолжались неповиновения крестьян и открытия делателей фальшивой монеты в разных местах.

1830 год. В результате неурожая и холеры бродяги и дезертиры до такой степени умножились в разных губерниях, что об них состоялось 16 постановлений и даже заключена конвенция с Пруссией о выдаче беглых. От холеры умерло 42000 человек.

1831 год. Холера и ее последствия нарушили общественное спокойствие и дали повод к новым разным и многочисленным беспорядкам.

1832 год. Неповиновения крестьян, открыты побеги из войск. Появились разбойники и грабители в губерниях Симбирской, Курляндской, Витебской, Московской и Нижегородской, которые нападали на проезжих и на дома, останавливали почту и производили грабежи, сопряженные с убийствами. Шайки эти переловлены. Бродяжничество не прекращалось.

1833 год. Разбои и грабежи преследовались и прекращены в губерниях Ярославской, Воронежской, Витебской, Курляндской, Оренбургской, в Таганрогском градоначальстве, в области Бессарабской; обнаружены они в губерниях Минской, Слободско-Украинской, Нижегородской, в Астраханской они производились кочующими киргизами, которые грабили рыболовов при берегах Каспийского моря. Нападение на почту сделано в Воронежской губернии, а в Курской она совсем ограблена. Делатели фальшивых монет открыты в губерниях Воронежской, Оренбургской, Пермской и Нижегородской. Усилились бродяжничество, неповиновения и побеги крестьян.

1834 год. Усиление бродяжничества. В Москве стеклось "чрезмер- но много" чернорабочих, которые, вследствие неурожая и дороговизны, приходили часто без паспортов в столицу искать занятий и, не находя их, обращались к прошению милостыни. Разбойники появились в Минской губернии в огромных шайках, нарушивших до такой степени общественную безопасность, что правительство, сверх разных мер по искоренению их, образовало в этой губернии военный суд для разбойников, а также в Астраханской, Воронежской, Пензенской, Саратовской, Ярославской, Подольской, Калужской губерниях, в земле Войска Донского и на Волге. Фальшивомонетчики выявлены в Виленской, Казанской, Волынской, Новгородской, Нижегородской губерниях и в земле Войска Донского. Многочисленные пожары были в Туле, Москве, Елисаветграде, Велиже, Коврове, Веневе, Пензе, Обояни, во многих местах их приписывали поджогам, и в самом деле, оказывались поводы к такому подозрению, а иногда и сами поджигатели, как в Пензе, Обояни и Москве1.

В этих условиях МВД расширяло свою деятельность по обеспечению порядка и благочиния в стране.

Указом 3 июля 1826 года в МВД было открыто, а точнее, преобразовано из особой канцелярии знаменитое "Третье отделение собственной его императорского величества канцелярии". Круг ведения нового учреждения определялся так: а) все распоряжения и известия по всем случаям высшей полиции; б) сведения о числе существующих в государстве разных сект и расколов; в) известия об открытиях по фальшивым ассигнациям, монетам, штемпелям, документам и пр., разыскания и дальнейшее производство которых остаются в зависимости министров - финансовых и внутренних дел; г) подробные сведения о всех людях, состоящих под надзором полиции, равно и все по этому предмету распоряжения; д) высылка и размещение подозрительных и вредных людей; е) наблюдательное и хозяйственное заведывание всех мест заключения, в которых содержатся государственные преступники; ж) все постановления и распоряжения об иностранцах, проживающих в России, в пределы государства приезжающих и из оного выезжающих; з) ведомости о всех без исключения происшествиях; и) статистические сведения, до полиции относящиеся.

Во главе учреждения был поставлен шеф жандармов генерал-адъютант (впоследствии граф) Александр Христофорович Бенкендорф1.

Таким образом, высшая полиция и жандармская часть соединялись под началом одного лица, что фактически означало или влекло слияние контроля, наблюдательной деятельности, собирания сведений и их обработки с розыском и задержанием пренебрегавших законом лиц.

Корпус жандармов состоял из жандармского полка, несшего военно-полицейскую службу при войсках, и из жандармских частей корпуса внутренней стражи. Жандармы при войсках впервые появляются 10 июня 1815 года, когда главнокомандующий Барклай-де-Толли предписал избрать в каждом кавалерийском полку по одному благонадежному офицеру и по 5 рядовых, на которых было возложено наблюдение за порядком на марше, на бивуаках и квартирах, отвоз раненых во время сражений на перевязочные пункты и поимка мародеров, дезертиров. Эти чины были названы жандармамии отданы в распоряжение корпусных командиров. 27 августа того же года отдельные жандармские команды ликвидированы, а взамен того Борисоглебский драгунский полк переименован в жандармский и на него возложена полицейская служба при войсках.

Корпус внутренней стражиобразован ранее, в 1810 году; его чины несли воинские обязанности по обучению запасных рекрут, и полицейские - по содействию гражданским властям при поимке воров и разбойников, в случаях неповиновения власти, при взыскании податей и недоимок. В непосредственном распоряжении губернатора находилась полицейская драгунская команда, числившаяся в составе корпуса внутренней стражи, но подчиненная гражданскому начальству. Это последнее обстоятельство было признано неудобным и привело к некоторым преобразованиям в 1817 году: полицейские драгунские команды ликвидировали, а в составе внутренней стражи сформировали жандармские части, распределили их по столицам, губернским и главным портовым городам2.

Полицейские функции укрепляются в МВД, и в его структуре, по данным на 1855 год, среди разнообразных департаментов мы видим и Департамент полиции исполнительной1.

Одним словом, система розыскных учреждений, их структура в имперский, дореформенный период не оставалась застывшей. Она постоянно совершенствовалась, приспосабливаясь к реально складывающимся обстоятельствам.